18 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 62.69   € 72.53
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЯТЬ ПИШЕМ, СТО В УМЕ

Миронов Максим
Опубликовано 01:01 28 Ноября 2002г.
"Старая добрая" пятибалльная система школьных оценок, просуществовавшая в России не одно десятилетие, скоро уступит место новой. Какой именно, пока неизвестно, это в ближайшие месяцы вместе будут решать чиновники от образования, педагогическое сообщество, родители школьников и эксперты. Есть предположение, что наибольшие шансы - у 10-балльной или 100-балльной систем, поскольку и ту, и другую легче сопрягать с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), который, как известно, выстраивается по 100-балльной шкале. Свое мнение об очередном школьном нововведении высказывают известные педагоги, политики, спортсмены, деятели науки и культуры.

Шалва АМОНАШВИЛИ, действительный член Российской академии образования:
- Я за то, чтобы совсем убрать отметки из школы. Много лет назад по примеру коллеги, директора школы из города Кутаиси, я перестал ставить ученикам "двойки" или "пятерки", так как понял, что они - неотъемлемая часть авторитарной системы обучения, способ давления на ребенка. Видимо, не случайно отметки в виде цифр были позаимствованы нами из Германии в военном 1944 году: партия поняла, как можно управлять учениками и учителями. Особенно, на мой взгляд, вредны и опасны отметки в начальной школе, когда дети могут попасть от них в психологическую зависимость. Знания не измеряются баллами, для этого есть более гуманные и разумные методы. Кстати, сегодня мою безотметочную систему применяют во многих школах Москвы, Тюмени, Нижневартовска, других городов.
Игорь СМИРНОВ, директор школы N 9 г. Гатчины, учитель года-2002:
- Что мы оцениваем в наших учениках? Знания, умения и навыки. В мире существуют разные оценочные системы, самое время к ним присмотреться. Важно определить, чего мы требуем от ученика, претендующего на высший балл. В Финляндии оценку "превосходно", следующую за "очень хорошо", могут заслужить немногие, в среднем не более 5 процентов учащихся. В Германии требования к высшей оценке еще строже, ее получают лишь 3 процента школьников, проявляющие незаурядные творческие способности, оригинальность мышления и абсолютную самостоятельность. В Австрии же "пятерку" можно получить на двух уровнях: завышенном и заниженном (ученики в зависимости от успеваемости могут перемещаться с одного на другой), но в свидетельстве об окончании школы обязательно указывается, на каком именно уровне были получены оценки.
Сергей АПАТЕНКО, депутат Госдумы, фракция "Единство":
- На мой взгляд, увеличение дифференциации оценок должно положительно сказаться на процессе обучения. Это позволит более скрупулезно относиться к оценке реальных успехов учеников. Фактически существующая система даже не пятибалльная, а четырехбалльная, ведь различий между "единицей" и "двойкой" нет. Как можно точно оценить уровень знаний по трем-четырем категориям?
Татьяна ЧЕРТОРИЦКАЯ, председатель Общероссийской общественной организации "Женский социал-демократический конгресс":
- Мое отношение к подобным заявлениям скорее отрицательное. Во-первых, существуют традиции, и их нарушение должно быть строго мотивировано, если мы всерьез думаем о результате. Ведь можно разрушить систему оценок, а это уже чревато для всей системы образования.
Думается, пятибалльная система, при ее негативных сторонах, тем не менее достаточно четко характеризует уровень знаний обучающихся. Например, "кол" означает полный ноль в знаниях человека, а "двойка" - что человек лентяй, но имеет еще шанс "подтянуться". "Тройка" и "четверка" - наказание для сильного ученика и поощрение для слабого. Да и "пятерки" бывают разные. Как потомственный педагог, я полагаю, что должны быть очень серьезные основания для внесения каких бы то ни было изменений. Общество может рассмотреть эти мотивы, но пока не прозвучало никакой убедительной аргументации.
Римма КАЗАКОВА, поэт:
- Я не понимаю, чем плоха нынешняя система оценок? Зачем ее менять? Для меня все это прозвучало достаточно неубедительно, и я не поняла, чем 10- или 100-балльная система лучше? Есть понятия "очень плохо", "плохо", "средне", "хорошо" и "отлично". Все просто, зачем усложнять? Все это напоминает денежную реформу, когда вместо десяти рублей стала тысяча. А здесь как же будет? Если ребенок отвечает отлично (то есть на "пять"), ему что, 100 будут ставить? Зачем тратить деньги на неаргументированные реформы? Если в Министерстве образования есть лишние деньги, то потратили бы их на более полезные вещи. Например, ввели дополнительное число уроков литературы. А то говорят, у нас самая культурная страна, а дети стали меньше читать и больше проводить времени перед компьютером, играя в игры.
Николай НОСКОВ, певец:
- Образованием дочери в нашей семье занимается жена. Но если вы хотите знать мое мнение, я против введения этой новой системы. Когда ставят "единицу", "двойку" или "пятерку", тут все понятно. А когда "десятку" или хуже того - "сотню"?.. В десяточку попасть - в стрельбе - это отлично. А в образовании должно быть все просто. Я не хочу таких нововведений.
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, модельер:
- Считаю, что это предложение Минобразования, извините, бред. Я поинтересовался мнением студентов и преподавателей Лаборатории моды, они со мной согласны. Может, пятибалльной шкалы и маловато, но десятибалльной будет вполне достаточно. Кстати, мы на конкурсе молодых дизайнеров одежды им. Ламановой давно оцениваем работы именно по десятибалльной системе.


Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!