10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ У ДЕРЕВНИ НЕЕЛОВО

Сухая Светлана
Опубликовано 01:01 28 Ноября 2003г.
Проведя несколько дней в Псковской области, я убедилась: настали наконец времена, когда врачи и учителя явно хотят по-настоящему понять друг друга.

"Вытянули ручки вверх: здравствуй, солнышко! А теперь мишка косолапый вразвалку по лесу идет. Помните, я вам показывала, как он переваливается с лапы на лапу? Молодцы, ребятки! А теперь наклон вниз... Ну а сейчас закрыли глаза, слушаем тишину. Повторяем про себя: "Я самый сильный, самый здоровый, самый удачливый"... В небольшом зале детского садика "Улыбка" деревни Неелово ведет занятие педиатр Галина Петровна Туровская. Упражнения, которые с явным удовольствием делают малыши, - это часть ее авторской программы по оздоровлению детей. Идея самая простая: детей надо с малых лет учить осознанному подходу к своему здоровью. Основа программы - кинезиология: воздействие движением на развитие умственных и физических способностей. Ребятишки уже поняли, что такое мышечная радость. А еще я увидела здесь специальные массажеры для ног, веревочные лесенки и даже сауну. Нехитрые, казалось бы, меры оздоровления дают вполне конкретный результат. Например, чуть ли не все малыши приходят в садик с плохими показателями крови - несколько месяцев спустя они нормализуются. И за весь год ребенок здесь болеет в среднем не более десяти дней. При этом "Улыбка" - не платное заведение для избранных, а обычный сельский детский сад, где зарплата самых опытных воспитателей не дотягивает до двух тысяч рублей...
"Пожалуйста, посмотрите на этот компьютер с большой зеленой кнопкой, - просит Андрей Михайлович Царев. - На нем работает девочка с тяжелейшей формой церебрального паралича. Она не способна разговаривать, не может двигать руками. И мы очень гордимся тем, что она может теперь печатать на компьютере: нажимает головой на кнопку и таким образом печатает визитки. Смысл наших усилий - расширить жизненное пространство таких детей, помочь им обрести хоть какую-то независимость".
Андрей Царев руководит Центром лечебной педагогики. В этом заведении учатся 47 детей с множественными умственными и физическими нарушениями. Большинство из них даже не говорит, многие с трудом двигаются, лишь немногие умеют читать. И все-таки Андрей Михайлович убежден: они здесь именно учатся, потому что необучаемых детей вообще нет. Пусть эти подростки не смогут выучить таблицу умножения, зато они обретут навыки общения с миром, самообслуживания.
"Главное - научить ребенка оценивать и сохранять собственное здоровье, - поясняет Елена Тимофеева. - Конечно, на анатомии, например, учитель тоже говорит о том, как "устроен" человек. Но наши уроки - совсем другие. Мы не просто изучаем строение глаза, но и объясняем, как сохранить зрение: как держать книгу, как сидеть, какая освещенность должна быть в комнате..." Елена - педагог-валеолог Писковской средней школы, таких специалистов в псковских школах становится все больше. А еще здесь открыт кабинет здоровья, где работает аппарат биологической обратной связи - БОС. (В разных районах области для школ приобретено 25 таких приборов.) Аппарат разработан питерскими учеными. Как он работает? Школьник сидит за компьютером и выполняет определенные дыхательные упражнения (делается это, конечно, под контролем обученного медика). Специальные датчики фиксируют работу сердца и легких и, главное, "переводят" эти данные на экран: ребенок "видит", как работает его организм. Можно запрограммировать компьютер так, чтобы весь процесс превратился в увлекательную игру, например, автомобильные гонки. Если упражнение выполнено неправильно - машина останавливается. Курс занятий с таким прибором помогает нормализовать работу дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем.
Все упомянутые мной эпизоды - звенья одной цепочки: сложной системы упорной каждодневной работы по оздоровлению детей в образовательных учреждениях Псковской области. Эта деятельность - пример того, как реализуется в конкретном регионе специальная Федеральная программа развития образования по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая разработана Министерством образования России. Очень хочется назвать еще несколько самых "говорящих" цифр: в области 25 спортивных школ, из 90 тысяч детей 52 тысячи занимаются в разных кружках и секциях, в школах работают 130 психологов, за последние три года для школ закуплены на 5,5 миллиона рублей так называемые парты Эрисмана, которые резко снижают показатели нарушения осанки у школьников. На вопрос о том, сколько здесь "безнадзорных" ребятишек, по разным причинам не посещающих школу, я получила предельно конкретный ответ начальника управления образования Веры Емельяновой: "Первого сентября за парту не сели 38 учеников, мы знаем всех поименно". Видимо, это самое главное: с детишками стараются работать ПОИМЕННО, с учетом самых разных потребностей каждого. И вряд ли случайна другая цифра: в области официально зарегистрировано всего девять человек наркоманов. Конечно, в группе риска их больше, но все же положение явно лучше, чем во многих других регионах. Это объясняется многими факторами, но один из главных - очевиден: наркомания процветает там, где душа ребенка остается неприкаянной.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников