Отзвуки новых явлений цивилизации послышались в российской торговле. Так, в этот понедельник в сетевом пространстве объявили о начале грандиозных распродаж.

Мало того, распродажи эти назвали киберпонедельником — в лучших традициях американских сейлов.«Сегодня в России впервые пройдет киберпонедельник», — пестрели заголовками российские новости начала недели. Для любого уважающего себя интернет-шопера киберпонедельник — пора активных покупок, а временами и дежурства около экрана. Ведь именно в этот день магазины в Сети предлагают сумасшедшие скидки.

Отдельно стоит отметить, что сначала появилась «черная пятница» — пятница после Дня благодарения в США. Именно с нее начинаются традиционные рождественские распродажи. Обычай берет свое начало аж с XIX века, а сам термин появился в 1966 году. Киберпонедельник был придуман уже в начале 2000-х, когда интернет-торговля развернулась по полной. В 2011 году выручка компаний за это необычное начало недели составила 1 млрд долларов, а в 2012-м выросла на треть.

Как ни крути, в Штатах к «черной пятнице» и киберпонедельнику относятся со всей серьезностью. Магазины усиливают охрану, но открываются в 5 утра или даже не прекращают работать ночью, «скорая помощь» несет усиленное дежурство (нередко в давке страдают люди), офисные работники берут отгулы. В дни суперзагрузки интернет-магазины также усиливают мощности, чтобы справляться с доставкой, и готовы к повышенным нагрузкам на сайты.

Некоторые компании даже выпускают специальные серии товаров ко дню Х. Так, известная на весь мир датская ювелирная компания Pandora в 2012 году выпустила уникальное изделие для тех, кому повезет попасть в магазины сети в «черную пятницу». Правда, доступен товар был только в США, что, несомненно, расстроило покупателей со всего мира.

Казалось бы, сейчас и нам пришла пора радоваться: наши интернет-магазины запустили свой киберпонедельник, и уж теперь-то: Только вот при ближайшем рассмотрении оказалось, что в «акции» (возникает ощущение, что она разовая и воспринимается как распродажа к какому-нибудь 23 февраля или 8 марта) участвуют только те магазины, что входят в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), да и то согласились на нее не все 11 компаний. На поверку участников оказалось всего шесть, большинство торгует бытовой техникой и электроникой, один электронный универмаг, где есть все, от лопаты и мебели до корма для кошек и аксессуаров для автомобилей, — вот тебе и вся распродажа. А не выбрал ничего — сам виноват.

Первое оповещение на личную почту пришло от одного из крупнейших ретейлеров бытовой техники и электроники. «Распродажа! КиберSale!» — гласила рассылка. К полудню, в принципе, все участники отметились в распродаже: кто в рассылках, кто в соцсетях. Только вот размеры скидок, ассортимент акционных товаров и работа служб поддержки, как это обычно бывает в России, оставляют желать лучшего.

На популярных ресурсах для общения интернет-пользователей начиная с самого утра акцию АКИТ активно обсуждают. И кроют последними словами. Пользователи выкладывают скриншоты и сохраненные копии страничек с доакционными ценами, которые в некоторых случаях еще несколько дней назад были ниже, чем уже киберпонедельничные! Обсуждаются скидки в 500 рублей на товары ценой в 20 тысяч и выше, отсутствие скидок на самые популярные товары вроде продукции Apple.

Еще больше печалит сравнение цен наших, суперскидочных, и американских, обычных. Да, пусть наши магазины и привезут товар раньше, чем разродится почта (хотя и тут терзают смутные сомнения: в предновогодний пик свои обещания те же магазины выполняли далеко не всегда), но ценник...

Так, например, стоимость iPad в российский киберпонедельник выше в два раза. Одна из популярных и доступных моделей телефонов HTC — 6 тысяч рублей против 3700 у заморских интернет-торговцев. Фотоаппарат-зеркалка Canon — 57 тысяч и 35 соответственно. «Старенький» iPhone 4 у нас при «огромных скидках» обойдется в 14 тысяч, в интернет-магазинах США же его можно приобрести уже всего лишь за 10 тысяч рублей.

Но пользователи активно с самого утра шерстят все сайты, которые объявили распродажу. И находят — правда, не 75%, а 1-10%. Иным счастливчикам удается заполучить «редкий» товар (которого на самом деле на складе просто уйма) — а дальше уже работает сарафанное радио. А уж на тех, кто заходит на сайт, завораживающее действие производят таймеры, отсчитывающие часы до конца распродажи. Люди поопытнее лишь фыркают и продолжают работать...Чуется, что до «черной пятницы» россиянам в своей стране так и не дожить.