Этот выпуск программы НТВ рекламировался долго и пафосно. Брутальный мужской «голос канала» разрывался от натуги: «В чем секрет феноменального успеха-а-а любимых народом звезд? Почему для певца голос — не главное? Все то, о чем до сих пор знали только профессионалы, — в новом расследовании Алексея Егорова «Попса. История всероссийского обмана».

Премьера состоялась. Тысячи и тысячи телезрителей испытали чувство глубокого удовлетворения, почувствовав себя профессионалами.

Как хорошо и просто было раньше. Существовал ГОСТ, все продукты и товары должны были ему соответствовать. Никому и в голову не приходило изучать состав колбасы, хотя отдельные несознательные элементы и нашептывали, что в нее входит туалетная бумага.

Конечно, исполнители популярной музыки — это не товар, а люди. Причем творческие. Но прежде и для них существовал определенный госстандарт: ни одна песня не могла прозвучать, не пройдя процедуру «литования», ни один певец не мог выйти на профессиональную сцену, не получив одобрения всевозможных худсоветов. Что-то при этом терялось. Но некий уровень качества — гарантировался.

Времена изменились. Теперь ГОСТ — это не стандарт, а торговая марка. Теперь амбициозные юноши и девушки, мечтающие о сценической карьере, на пути к славе проходят не профессиональные школы, а школы жизни.

Зато и критиковать теперь можно все. Что ни неделя, то новое телевизионное разоблачение. Только на НТВ «срыванием всех и всяческих масок» занимаются два специальных цикла: «Развод по-русски» и вышеупомянутая «История всероссийского обмана».

Названия передач, выпущенных в рамках циклов, говорят сами за себя. Вот примеры «Развода по-русски»: «Дохлая рыба», «Питьевая беда», «Опасный хлеб», «Отмороженная еда». Надо ли объяснять, что после просмотра зрителя должно мутить при одном только взгляде на прилавки с рыбой и замороженными продуктами, на питьевую воду и т. д. Еще бы! Ведь все это яд!

А «История всероссийского обмана»? Там названия еще лаконичней: «Мясо», «Лекарства», «Водка». Все они должны звучать для обывательского уха так же «сладостно», как, скажем, «цианистый калий», «мышьяк», «дуст».

Главная задача этих программ — убедить зрителя, что он лох. И что все производители думают главным образом о том, как бы его, зрителя, уморить.

На фоне «Развода» «Контрольная закупка» на Первом канале выглядит так же, как Чебурашка на фоне Ганнибала Лектера. В «Закупке» зрителю предлагаются, скажем, пельмени от пяти производителей. И в конце передачи делается вывод: эти пельмешки лучше не брать вообще, эти — если нет никаких других, ну, а эти — будьте любезны. Со светлой радостью на душе идешь и покупаешь. После просмотра же «Развода» и «Истории» — идешь и покупаешь то же, что и раньше покупал, только без радости и света. Пусть отрава, но другого-то нет. Следовательно, и выбор невелик. Либо жить как получается. Либо сразу руки на себя наложить.

Попса — история отдельная. Но уж если НТВ решил лишить своих зрителей всех радостей жизни, этой сферы массового потребления канал не мог не коснуться.

Увы и ах! «Сенсационная» передача представляла собой обыкновенный дайджест многочисленных публикаций желтой и не очень желтой прессы. Оказывается, для того чтобы раскрутить звезду, нужно вложить в нее не менее миллиона долларов. Делают это папы-миллионеры, спонсоры-самодуры, богатые любовники и жадные до денег продюсеры. Выяснилось также, что будущим звездам надо придумывать сценические имена. Вы, например, знали, что Валерия — и не Валерия вовсе, а Алла Перфилова, Витас — Виталий Грачев, а Жасмин — и вовсе Сара Семендуева? Не знали? Узнали — ужаснулись?

Вы, конечно, и не подозревали, что в процессе превращения провинциальных девочек и мальчиков в кумиров шоу-бизнеса им меняют внешность, сочиняют биографии и т. д.? Что многие из них не умеют петь без фонограммы?

Если вы действительно не подозревали, значит: а) вы не смотрите НТВ; б) вам глубоко наплевать, что там клевещут про вашего кумира; в) вы темный человек и не можете напеть ни одной песни из репертуара Киркорова.

Впрочем, под один из этих пунктов вполне может подойти и автор сенсационного расследования Егоров. Так, он глубокомысленно заметил, что «об этом раньше никогда не говорили, но основную массу поклонников наших поп-идолов составляют дамы зрелых лет». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Егоров что, никогда ни на одном концерте не был?

К участию в программе привлекли известных музыкальных продюсеров, исполнителей, журналистов. Те охотно подтвердили все вышесказанное. Что ж не подтвердить то, коль скоро это и так все знают?

А вот с конкретными примерами взяток и именами безголосых звезд получилось негусто. Дружно обвинили во взяточничестве руководство музыкальной премии «Овация». Но подобные обвинения звучали в прессе уже несколько лет назад. Других же конкретных примеров было немного. Гости студии проявили образец корпоративной этики.

Чтобы доказать свою правоту, авторы программы пошли на смелый эксперимент. Они создали музыкальную группу из специально подобранных не очень симпатичных на вид людей, начисто лишенных голоса и слуха. И показали, как при наличии соответствующих средств, креативных и технических, можно сделать из них «начинающих звезд эстрады». Забавно, конечно. Только хорошо бы было телевизионщикам знать, что подобный эксперимент уже проводил в конце 1990-х один известный российский бизнесмен. Созданная им группа до сих пор выступает.

Подводя итог, хочется пожелать энтэвэшникам лишь одного: чем пугать, скажите лучше, где колбасы и водки нормальной купить? И под каких исполнителей их употребить, чтобы не повышать рейтинг бездарной попсе?

Вреднее всего — жить

Наталья Осипова, психолог, кандидат наук:

— Каким бы это ни показалось странным, телевизионные программы, критикующие качество тех или иных товаров, сегодня не сильно отражаются на их продажах. Во всяком случае, в этом заверяют маркетологи. Все дело в том, что количество подобных программ перешло некую критическую черту. Человек способен воспринимать и позитивную, и негативную информацию дозированно. Если той или другой становится слишком много, деформируются ценностные ориентиры. Когда все плохо, в этом плохом поневоле обнаруживается что-то менее плохое, что в новой системе координат становится уже почти что хорошим.

Это относится и к телевидению. Первые программы данной направленности производили на аудиторию шокирующее впечатление. Люди действительно отказывались от каких-то продуктов. Теперь новая негативная информация вызывает скептическую улыбку. Зрители все чаще вспоминают старую шутку: «Вреднее всего — жить. От этого умирают».

Кого выбирают телезрители

Нет сомнения, что выступления Стаса Михайлова или Елены Ваенги проходят при полном аншлаге в концертных залах. А кого из звезд отечественного шоу-бизнеса предпочитают телезрители? На самом ли деле интерес к ним столь велик?

Вот как выглядит топ-15 «попсовых» программ, вышедших в текущем телевизионном сезоне (сентябрь 2011 — март 2012) на федеральных каналах (данные TNS Россия). Напоминаем: цифра рейтинга означает, что именно такой процент от общего населения страны в возрасте старше четырех лет смотрел данную программу.

  • «Филипп Киркоров. Моя исповедь» (канал НТВ, рейтинг 7,7%)
  • «Николай Басков. Моя исповедь» (НТВ, 7,2%)
  • «Юбилейный концерт Льва Лещенко» («Первый», 7,1%)
  • «Друgoy. Филипп Киркоров» («Первый», 6,8%)
  • «Концерт Софии Ротару» («Первый», 5,8%)
  • «Ирина Аллегрова. Юбилейный концерт» («Первый», 5,2%)
  • «Елена Ваенга. Концерт» («Первый», 4,2%)
  • «Я открою свое сердце. Новый концерт Стаса Михайлова» («Первый», 3,8%)
  • «Юбилейный концерт Николая Расторгуева и группы „Любэ“ („Первый“, 3,7%)
  • „Сны о любви. Юбилейный концерт Аллы Пугачевой“ („Россия 1“, 3,4%).
  • „Юбилейный концерт Олега Газманова“ („Россия 1“, 3,3%)
  • „Суперстар“ представляет. Любовь не умрет никогда. Бенефис Наташи Королевой» (НТВ, 2,8%)
  • «Лолита. Госпожа президент» (НТВ, 2,7%)
  • «Небеса. Концерт Валерия Меладзе» («Первый», 2,5%)
  • «Я несу в ладонях свет. Концерт Тамары Гвердцители» («Первый», 2%)