Этот выпуск программы НТВ рекламировался долго и пафосно. Брутальный мужской «голос канала» разрывался от натуги: «В чем секрет феноменального успеха-а-а любимых народом звезд? Почему для певца голос — не главное? Все то, о чем до сих пор знали только профессионалы, — в новом расследовании Алексея Егорова «Попса. История всероссийского обмана».
Премьера состоялась. Тысячи и тысячи телезрителей испытали чувство глубокого удовлетворения, почувствовав себя профессионалами.
Как хорошо и просто было раньше. Существовал ГОСТ, все продукты и товары должны были ему соответствовать. Никому и в голову не приходило изучать состав колбасы, хотя отдельные несознательные элементы и нашептывали, что в нее входит туалетная бумага.
Конечно, исполнители популярной музыки — это не товар, а люди. Причем творческие. Но прежде и для них существовал определенный госстандарт: ни одна песня не могла прозвучать, не пройдя процедуру «литования», ни один певец не мог выйти на профессиональную сцену, не получив одобрения всевозможных худсоветов.
Времена изменились. Теперь ГОСТ — это не стандарт, а торговая марка. Теперь амбициозные юноши и девушки, мечтающие о сценической карьере, на пути к славе проходят не профессиональные школы, а школы жизни.
Зато и критиковать теперь можно все. Что ни неделя, то новое телевизионное разоблачение. Только на НТВ «срыванием всех и всяческих масок» занимаются два специальных цикла: «Развод
Названия передач, выпущенных в рамках циклов, говорят сами за себя. Вот примеры «Развода
А «История всероссийского обмана»? Там названия еще лаконичней: «Мясо», «Лекарства», «Водка». Все они должны звучать для обывательского уха так же «сладостно», как, скажем, «цианистый калий», «мышьяк», «дуст».
Главная задача этих программ — убедить зрителя, что он лох. И что все производители думают главным образом о том, как бы его, зрителя, уморить.
На фоне «Развода» «Контрольная закупка» на Первом канале выглядит так же, как Чебурашка на фоне Ганнибала Лектера. В «Закупке» зрителю предлагаются, скажем, пельмени от пяти производителей. И в конце передачи делается вывод: эти пельмешки лучше не брать вообще, эти — если нет никаких других, ну, а эти — будьте любезны. Со светлой радостью на душе идешь и покупаешь. После просмотра же «Развода» и «Истории» — идешь и покупаешь то же, что и раньше покупал, только без радости и света. Пусть отрава, но
Попса — история отдельная. Но уж если НТВ решил лишить своих зрителей всех радостей жизни, этой сферы массового потребления канал не мог не коснуться.
Увы и ах! «Сенсационная» передача представляла собой обыкновенный дайджест многочисленных публикаций желтой и не очень желтой прессы. Оказывается, для того чтобы раскрутить звезду, нужно вложить в нее не менее миллиона долларов. Делают это
Вы, конечно, и не подозревали, что в процессе превращения провинциальных девочек и мальчиков в кумиров
Если вы действительно не подозревали, значит: а) вы не смотрите НТВ; б) вам глубоко наплевать, что там клевещут про вашего кумира; в) вы темный человек и не можете напеть ни одной песни из репертуара Киркорова.
Впрочем, под один из этих пунктов вполне может подойти и автор сенсационного расследования Егоров. Так, он глубокомысленно заметил, что «об этом раньше никогда не говорили, но основную массу поклонников наших
К участию в программе привлекли известных музыкальных продюсеров, исполнителей, журналистов. Те охотно подтвердили все вышесказанное. Что ж не подтвердить то, коль скоро это и так все знают?
А вот с конкретными примерами взяток и именами безголосых звезд получилось негусто. Дружно обвинили во взяточничестве руководство музыкальной премии «Овация». Но подобные обвинения звучали в прессе уже несколько лет назад. Других же конкретных примеров было немного. Гости студии проявили образец корпоративной этики.
Чтобы доказать свою правоту, авторы программы пошли на смелый эксперимент. Они создали музыкальную группу из специально подобранных не очень симпатичных на вид людей, начисто лишенных голоса и слуха. И показали, как при наличии соответствующих средств, креативных и технических, можно сделать из них «начинающих звезд эстрады». Забавно, конечно. Только хорошо бы было телевизионщикам знать, что подобный эксперимент уже проводил в конце
Подводя итог, хочется пожелать энтэвэшникам лишь одного: чем пугать, скажите лучше, где колбасы и водки нормальной купить? И под каких исполнителей их употребить, чтобы не повышать рейтинг бездарной попсе?
Вреднее всего — жить
Наталья Осипова, психолог, кандидат наук:
— Каким бы это ни показалось странным, телевизионные программы, критикующие качество тех или иных товаров, сегодня не сильно отражаются на их продажах. Во всяком случае, в этом заверяют маркетологи. Все дело в том, что количество подобных программ перешло некую критическую черту. Человек способен воспринимать и позитивную, и негативную информацию дозированно. Если той или другой становится слишком много, деформируются ценностные ориентиры. Когда все плохо, в этом плохом поневоле обнаруживается
Это относится и к телевидению. Первые программы данной направленности производили на аудиторию шокирующее впечатление. Люди действительно отказывались от
Кого выбирают телезрители
Нет сомнения, что выступления Стаса Михайлова или Елены Ваенги проходят при полном аншлаге в концертных залах. А кого из звезд отечественного
Вот как выглядит
- «Филипп Киркоров. Моя исповедь» (канал НТВ, рейтинг 7,7%)
- «Николай Басков. Моя исповедь» (НТВ, 7,2%)
- «Юбилейный концерт Льва Лещенко» («Первый», 7,1%)
- «Друgoy. Филипп Киркоров» («Первый», 6,8%)
- «Концерт Софии Ротару» («Первый», 5,8%)
- «Ирина Аллегрова. Юбилейный концерт» («Первый», 5,2%)
- «Елена Ваенга. Концерт» («Первый», 4,2%)
- «Я открою свое сердце. Новый концерт Стаса Михайлова» («Первый», 3,8%)
- «Юбилейный концерт Николая Расторгуева и группы „Любэ“ („Первый“, 3,7%)
- „Сны о любви. Юбилейный концерт Аллы Пугачевой“ („Россия 1“, 3,4%).
- „Юбилейный концерт Олега Газманова“ („Россия 1“, 3,3%)
- „Суперстар“ представляет. Любовь не умрет никогда. Бенефис Наташи Королевой» (НТВ, 2,8%)
- «Лолита. Госпожа президент» (НТВ, 2,7%)
- «Небеса. Концерт Валерия Меладзе» («Первый», 2,5%)
- «Я несу в ладонях свет. Концерт Тамары Гвердцители» («Первый», 2%)