Вопреки кризису

Президент России Владимир Путин и премьер Индии Нарендра Моди оценили макет суперледокола «Лидер». Фото: © Kremlin Pool, globallookpress.com

«Роснефть» выплатит рекордные дивиденды и построит крупнейший в мире ледокол


На фоне значительного снижения цен на нефть и пандемии коронавирусной инфекции «Роснефть» продолжает в полном объеме выполнять свои обязательства перед акционерами, неукоснительно следуя принятой дивидендной политике. Так, 21 апреля 2020 года совет директоров компании рекомендовал собранию акционеров принять решение о выплате дивидендов за второе полугодие 2019 года в размере 18,07 рубля на акцию. Рекомендованная сумма полугодовых дивидендов станет максимальной в истории «Роснефти».

При этом отметим, что в текущей ситуации несколько нефтегазовых компаний сократили выплаты дивидендов или перенесли их на более поздний срок.

Так, например, совет директоров Petrobras утвердил перенос даты выплаты дивидендов за 2019 год с мая на декабрь 2020 года. Советы директоров американских компаний Murphy Oil, Occidental Petroleum Corporation и Apache Corporation одобрили сокращение квартальных дивидендов соответственно на 50, 86 и 90%. А компания Continental Resources, один из крупнейших производителей сланцевой нефти в США, решила полностью отказаться от квартальной выплаты дивидендов.

Рекордные дивиденды

Суммарные дивиденды за 2019 год составят рекордные для «Роснефти» 33,41 рубля на акцию, превысив уровень 2018 года в 1,3 раза (25,91 рубля на акцию). Исходя из нынешних котировок дивидендная доходность достигла 11% (для сравнения у «Газпрома», например, этот показатель составит 8%).

Общая сумма средств на выплату дивидендов акционерам «Роснефти» составит 191,5 млрд рублей. С учетом выплаты за первое полугодие 2019 года общая сумма дивидендных выплат достигнет 354,1 млрд рублей, что соответствует 50% чистой прибыли компании по стандартам МСФО за 2019 год и является рекордным для компании значением. Чистая прибыль «Роснефти» по стандартам МСФО в 2019 году увеличилась на 29% и составила 708 млрд рублей.

По мнению старшего аналитика «БКС Премьер» Сергея Суверова, решение выплатить рекордный объем дивидендов станет позитивным сигналом для инвесторов. «Роснефть» придерживается той дивидендной политики, которая была принята, и они решили выплатить в 1,3 раза больше дивидендов, чем за 2018 год, а 2019 год был весьма успешным для компании. Мне кажется, это позитивный сигнал для инвесторов, потому что дивидендная доходность по акциям «Роснефти» сейчас составляет примерно 11% — это достаточно привлекательный уровень. «Роснефть» решила не идти на поводу у конъюнктуры рынка и приняла стратегическое решение, направленное на то, чтобы максимально обеспечить интересы акционеров, одним из которых является государство«, — заявил Суверов.

«Многие крупные сланцевые компании сейчас вообще перестали платить дивиденды, некоторые нефтяные компании переносят выплаты дивидендов на более поздний срок. Например, Petrobras или «Татнефть» у нас в России, которая решила не выплачивать финальные дивиденды. Другие компании были вынуждены сократить дивидендные выплаты», — добавил эксперт.

Суверов еще отметил, что решение по дивидендным выплатам также может быть связано с тем, что «Роснефть» считает сложившуюся на мировом нефтяном рынке ситуацию временной и предполагает, что она начнет меняться в лучшую сторону ближе ко второму полугодию.

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Надо отметить, что «Роснефть» первой из российских госкомпаний в добровольном порядке перешла на выплату дивидендов на основании отчетности, составленной по международным стандартам (МСФО). И по итогам 2011-2014 годов направляла на дивиденды не менее 25% чистой прибыли по МСФО. В декабре 2016 года в целях повышения инвестиционной привлекательности и в рамках подготовки к продаже пакета акций консорциуму инвесторов, состоящему из швейцарского трейдера Glencore и Катарского суверенного фонда, совет директоров одобрил изменение дивидендной политики, увеличив выплату дивидендов до не менее 35% чистой прибыли по МСФО с периодичностью выплат дважды в год. В августе 2017 года «Роснефть» первой из российских нефтегазовых компаний утвердила очередное повышение доли прибыли, распределяемой в качестве дивидендов, — до 50% МСФО с периодичностью выплат дважды в год. В сочетании с проводимой программой выкупа акций выплата рекордно высоких дивидендов может оказать серьезную поддержку котировкам акций «Роснефти».

Напомним, что 18 марта 2020 года совет директоров «Роснефти» принял решение об изменении параметров программы приобретения на открытом рынке акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР), одобренной в августе 2018 года. В частности, ряд ограничений программы были сняты, а процедура выкупа упрощена. Основные параметры программы, включая сроки и максимальный объем, остались при этом без изменений.

Решение было принято в период резкого снижения цен на нефть (с 65 долл./барр. в январе 2020 года до менее 30 долл./барр.) и обвала фондового рынка. В частности, котировки акций «Роснефти» снизились практически в 3 раза, с 7,8 доллара до 2,8 доллара, что, конечно, не отражало фундаментальной стоимости компании.

Суммарно с начала реализации программы до 22 апреля было выкуплено 25,1 млн акций и ГДР.

При этом многие крупнейшие международные нефтяные компании — в частности, Chevron, Shell, Equinor, Eni, Total, Repsol — уже заявили о приостановке собственных программ обратного выкупа акций. К тому же с марта 2020 года идет процесс пересмотра кредитных рейтингов нефтегазовых компаний из-за снижения международными рейтинговыми агентствами прогнозов цен на нефть.

В частности, агентства S&P и Moody’s пересмотрели в сторону понижения прогнозы рейтинга многих крупнейших нефтегазовых компаний, а именно: ExxonMobil, Chevron, BP, Shell, Eni, Total, Equinor и Repsol. При этом кредитный рейтинг ExxonMobil от Moody’s и S&P был понижен на одну ступень. Практически у всех американских производителей сланцевой нефти (Continental Resources, Hess Corporation, Noble Energy, Marathon Oil, Occidental Petroleum, EOG Resources) были понижены кредитные рейтинги и прогнозы, в то время как у одной из них — Whiting Petroleum — в апреле 2020 года был запущен процесс банкротства, в результате чего кредитные рейтинги были отозваны. В настоящий момент осуществляется пересмотр рейтингов компаний развивающихся рынков: уже понижены на одну и более ступеней кредитные рейтинги по ONGC, Sasol, PEMEX, Ecopetrol, а также пересмотрены их прогнозы: со «стабильного» на «негативный». Однако по кредитным рейтингам крупных российских нефтегазовых компаний пока не были предприняты негативные рейтинговые действия. В настоящее время кредитный рейтинг «Роснефти» соответствуют суверенным уровням.

Звездные технологии

Еще одной хорошей новостью для компании стало заключение контракта на строительство головного атомного ледокола «Лидер» на судоверфи «Звезда», которая создается консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью».

Судостроительный комплекс «Звезда» и ФГУП «Атомфлот» заключили контракт на строительство головного атомного ледокола «Лидер». Государственным заказчиком в отношении строительства ледокола является госкорпорация «Росатом». Соглашение подписано во исполнение решения президента РФ Владимира Путина, определившего ССК «Звезда» в качестве единственного исполнителя данного контракта. Завершение строительства ледокола намечено на 2027 год.

Длина судна составит 210 метров, ширина — 47 метров, осадка — 13 метров. «Лидер» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью два узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.

«Лидер» будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров, что обеспечит возможность круглогодичной проводки по Северному морскому пути крупнотоннажных судов (от 50 тысяч тонн), а также газовозов класса Arc7 с шириной корпуса 50 метров.

Впервые о создании ледокола такого класса задумывались еще в 60-х годах прошлого века, чтобы осуществлять проводку транспортных судов по Севморпути круглогодично. Благодаря развитию технологического потенциала страны, а также созданию современной судостроительной верфи «Звезда» у России появилась возможность строить ледоколы такого класса. По технологическим параметрам только «Звезда» способна построить ледокол «Лидер». Это возможно благодаря крупнейшему в России сухому доку, уникальному крановому оборудованию, высочайшей квалификации кадров.

До ввода в эксплуатацию ледокола «Лидер» проводку транспортных судов по СМП будут обес-печивать в том числе атомные ледоколы с максимальной мощностью до 60 МВт.

Разработку рабоче-конструкторской документации в рамках нулевого этапа строительства проводит ЦКБ «Айсберг». Соответствующий контракт был заключен с ССК «Звезда» в 2019 году.

Комментируя подписание договора на строительство ледокола «Лидер», главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин сказал: «Лидер» станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения. Этот сложнейший с технической точки зрения проект не имеет аналогов в мире. Его ключевая задача — обес-печить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути, что создаст условия для выполнения поставленных президентом РФ задач по обеспечению стабильного грузопотока стратегической для России транспортной артерии. «Лидер» станет основой российского ледокольного флота нового поколения. Современное техническое оснащение верфи «Звезда» позволяет выполнить поставленные президентом РФ задачи с максимальной эффективностью и в кратчайшие сроки».

Судостроительный комплекс «Звезда» создается в городе Большой Камень Приморского края консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению президента России Владимира Путина.

На сегодняшний день портфель заказов судоверфи составляет более 40 судов, с учетом опционов — около 60. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов.

На сегодняшний день в разной стадии строительства находятся восемь судов: четыре танкера типа Aframax и четыре многофункциональных судна снабжения. На стапеле формируются корпуса двух снабженцев и двух танкеров. Завершены работы по формированию корпуса головного танкера типа Aframax, судно готовится к спуску на воду.

В продуктовую линейку «Звезды» войдут танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, суда ледового класса, суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе морская техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спус-ковых и гидротехнических сооружений. К моменту завершения проекта в 2024 году мощность верфи по металлопереработке составит более 330 тысяч тонн в год. При строительстве современной верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят комплексу стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

На верфи создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая максимально автоматизировать производственные процессы и управление. Среди уникальных технологий можно выделить высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные; технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования; современные технологии производственных процессов, процессов управления и планирования производства на всех этапах — от разработки документации до сдачи судна. Использованные методы организации производства, а также примененная на ССК «Звезда» технология крупносекционной сборки позволяют одновременно строить на верфи и спускать на воду ряд крупнотоннажных судов и офшорных объектов массой до 40 тысяч тонн.

В настоящее время ведется строительство второй очереди верфи «Звезда». На готовых объектах первой очереди — блоке корпусных производств, окрасочных камерах, тяжелом открытом достроечном стапеле, оборудованном краном типа «Голиаф» г/п 1200 тонн и транспортно-передаточным доком г/п 40 тысяч тонн, — ведется строительство первых судов.

В финальной стадии строительства находятся цех сборки блоков и основной объект второй очереди — сухой док — одно из крупнейших гидротехнических сооружений мира размерами 485 на 114 на 14 м. Сухой док будет оборудован вторым краном типа «Голиаф» г/п 1200 тонн.

На мировом рынке

Конечно, если говорить о глобальных проектах «Роснефти», в том числе позволяющих обеспечить грузопоток по СМП, многое будет зависеть от того, какая ситуация будет складываться на мировых рынках углеводородов. Сейчас в ситуации катастрофического падения спроса ключевыми игроками принято решение о сокращении добычи.

Главная новость — состав участников сделки (в том числе и тех, кто присоединится к соглашению не де-юре, а де-факто) будет расширен. Норвегия уже объявила о готовности сократить свою добычу. Не исключают такую возможность США (об этом говорил президент Дональд Трамп), Бразилия и Канада.

Как отмечает в своей статье в Forbes политолог Леонид Крутаков, «присоединение к сделке США — шаг, безусловно, вынужденный. В связи с падением мировых цен на нефть о банкротстве объявили четыре американские сланцевые компании». Финансовый удар оказался сокрушительным. К примеру, одну из уже подав-ших на банкротство компаний — Whiting Petroleum — оценили в 37 млн долларов, а на заре «сланцевой революции» ее капитализация достигала 11 млрд долларов. Разница — безвозвратные потери инвесторов и фондового рынка.

Всего в США зарегистрировано около 6 тысяч сланцевых компаний, и около 80% из них вынуждены будут пройти через санацию. Обвал нефтяных котировок потребовал переоценки всех (не только сланцевых) корпораций США. Всего за неделю переоценка по корпоративным долгам превысила 250 млрд долларов. Кредитные рейтинги попавших под санацию компаний опустились на уровень junk bond («мусорные облигации»).

Участие США (пусть даже в ограниченном формате) в выработке единого решения создает исторический прецедент. Впервые три ведущих игрока нефтяного рынка (США, Россия и Саудовская Аравия) окажутся в одной упряжке. Мало того, сделка закреп-лена на заседании министров энергетики стран — участниц G20, которое прошло 10 апреля. То есть на уровне ведущих потребителей нефти.

В итоге мир получил не рыночную, а политическую сделку. Единственной помехой (раздражающим фактором) является откровенно мошенническая, по-восточному двуличная политика Эр-Рияда. Сначала Саудовская Аравия сознательно спровоцировала подрыв предыдущий сделки ОПЕК+, выдвинув России заведомо неприемлемый ультиматум. Потом обвалила рынок товарными интервенциями и открытым демпингом. Это не было спонтанным действием. К подрыву сделки Саудовская Аравия готовилась заранее. Были созданы огромные запасы нефти в Японии и Роттердаме, зафрахтованы танкеры, которые сегодня используются как дополнительные хранилища нефти. Именно эти запасы позволили саудитам резко нарастить в марте поставки нефти на мировой рынок.

Заявления Эр-Рияда о росте добычи с 9,6 до 12,3 млн барр./день — чистой воды блеф покерного игрока. Есть основания полагать, что производственные возможности Саудовской Аравии ограничены 10 млн барр./день, любое превышение этих объемов требует дополнительных инвестиций и времени на разворачивание новых добывающих мощностей. Имела место имитация роста добычи. Судя по всему, весь экспортный прирост Саудовской Аравии обеспечивался за счет резервов и сокращения внутреннего потребления.

Расчет, вероятно, был прост. Ценовым шоком и демпингом, а также игрой на резкий обвал цен на рынке «бумажной нефти» вынудить Россию пойти на односторонние меры по сокращению добычи. Однако негативные эффекты быстрее и сильнее всего ударили по сланцевой отрасли США и фондовому рынку в целом. В итоге именно США пришлось искать возможности для заключения большой сделки и принуждать к ней в первую очередь саудитов.

Глубинные противоречия мировых лидеров, обозначившиеся в ходе нынешнего кризиса и кризиса 2008 года, санкционная и торговая война, объявленная США всему миру, никуда не денутся. Просто переформатирование мирового рынка откладывается до лучших времен. Времен восстановления мирового спроса на энергоносители.

Если говорить о российской нефтяной отрасли, себестоимость на скважине у «Роснефти» 3,1 долл./барр, поэтому даже спотовые цены на нефть Urals на уровне 15-17 долларов не ставят вопроса об устойчивости наших нефтяных компаний. Их возможности и качество ресурсной базы позволяют работать даже в этих параметрах.

 



Турция и Италия готовятся открыть границы для иностранных туристов. Когда наконец откроют, вы поедете?