05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР

Нестерова Ольга
Опубликовано 01:01 29 Мая 2002г.
Вчера на пресс-конференции, посвященной Международному дню защиты детей, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов с гордостью - почти отцовской - сообщил: одна из воспитанниц семейного детдома, ученица 11-го класса новосибирской гимназии претендует на школьную медаль. Казалось бы, что за событие? Но Лиханов уверяет, что среди выпускников детдомов и школ-интернатов медалистов почти не бывает. И процент сирот, поступающих в вузы, крайне низок. В среднем на область приходится от силы 4-5 человек.

В Министерстве образования эту цифру уточнили: в прошлом году в стране студентами вузов стали 336 сирот. Поделив это число на 89 регионов, так и получим - меньше 4 человек. А закончили учебу в интернатах 12 тысяч. Но из них мало кто решается штурмовать преграду в виде вступительных экзаменов в вуз. Даже не потому, что ребята без родителей и без денег. Их так учат, что большинство и претендовать на высшее образование не может. Основной образовательный ориентир для сирот - восьмилетка, а там - ПТУ. Чаще строительное. А значит, есть риск остаться без работы, потому что в наших городах теперь полно приезжих гастарбайтеров-строителей, да и созидательный размах невелик.
- Есть известная фотография 1918 года, - говорит Альберт Лиханов, - где рядом с Лениным - мальчик-беспризорник. Потом он станет академиком. Это Николай Дубинин, крупный генетик. Возможен ли сейчас подобный взлет для беспризорника? Сомневаюсь. Сегодня сиротам доступ к высшему образованию ограничен. И не потому, что среди них нет талантливых детей.
Несколько лет назад в Тужинской школе-интернате для сирот (это Кировская область) учился Сережа Курилов, удивительно способный мальчик. Наш фонд договорился, и на средства благотворительной организации отправили парня на учебу в Югославию. Там он получил высшее менеджерское образование. Вернулся - в Кирове для него нет работы. И квартиры нет. Пошел грузчиком в ресторан. Потом мы содействовали его устройству на оборонном предприятии. Пробуем помочь с жильем. И эту судьбу еще можно считать удачной.
Правозащитные организации, представившие в ООН свой альтернативный доклад о положении детей в России, приводят такие цифры: примерно из 15 тысяч выпускников сиротских учреждений в течение первого года самостоятельной жизни 5 тысяч попадают на скамью подсудимых, 3 тысячи становятся бомжами, 1,5 тысячи - самоубийцами. Их к жизни не готовят - не то, что к вузу. Конечно, высшее образование - не единственная возможность стать человеком. Но в жизни сироты это редкий шанс, который не даст пропасть. Закон предусмотрел для такого студента немало льгот: бесплатное общежитие, по 65 рублей в день на питание, повышенная стипендия, деньги на учебники, одежду, обувь. Только добраться к этим вершинам сироте трудно.
Другая тенденция, которая тревожит детский фонд: проще назвать социально запущенного ребенка слабоумным, чем всерьез его учить. Оснований для этого достаточно. По данным Минздрава, больше 60 процентов воспитанников детдомов и интернатов отстают в умственном развитии, имеют различные психические отклонения. Но обследования независимых экспертов свидетельствуют: половина этих якобы умственно отсталых детей помещена в специализированные интернаты без необходимости. Вот и уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов приводит в своем докладе факт: только в одной Тамбовской области было выявлено 50 случаев необоснованного направления детей в коррекционные классы. А попробуй - докажи, что ты не дурак. Конечно, будь у ребенка родители, они бы горой за него встали. А кто за сироту заступится?
Как известно, ставки преподавателей в детдомах невысокие. Ученики трудные. Нередко администрация старается добиться перевода учреждения в статус специализированного (коррекционного). Это 20 процентов надбавки к зарплате. Требований минимум: в коррекционных школах программу четырех классов дети проходят за 8 лет. О каком вузе может идти речь? Отсюда, из замкнутой системы, они уже никуда не переведутся. "Необучаемый" - это образовательный приговор. Зачастую - несправедливый...
Альберт Лиханов давно настаивает: казенные заведения в существующем ныне виде не способны полноценно защитить сироту. Они гонят воспитательный брак. Надо перестраивать всю интернатную систему. Тем более что сейчас социальное сиротство приобрело масштаб национального бедствия. Беспризорных и безнадзорных - миллионы. Число казенных учреждений выросло в 3 раза: если недавно было 500 детдомов, то сегодня - 1500. Откуда они взялись? Приспособили существующие здания. Так в лесных поселках под них просто отдали избы. Средств не хватает. Огромные задолженности по электроэнергии, коммунальным услугам. Есть примеры, когда кормят детей на 11 рублей в день. Ну и учат, вероятно, на столько же... Окончил 8 классов с горем пополам - уходи на все четыре стороны. Нужны места для других сирот. Никто не отвечает за дальнейшее устройство и не гарантирует положенное по закону жилье. Наши детдома и школы-интернаты плодят в массе ущербных людей. Без профессии, которая накормит, и без угла, где можно укрыться. Остается - только улица. Выходит, для нее сиротские заведения готовят воспитанников?
Как альтернатива этим казенным домам много лет назад по инициативе детского фонда были созданы семейные детдома. Тут родители-воспитатели, взявшие в семьи по 5 - 10 детей-сирот, получали небольшую зарплату, им шел трудовой стаж. Даже отпуск полагался, которым они, правда, не пользовались. Дети - с мамой-папой, хоть и не биологическими, - растут другими. Случаются и здесь срывы, но это исключение. В основном же все учатся, работают, имеют отчий дом. Ни одного алкоголика, ни одного наркомана за 15 лет. Но 368 уникальных семейных детдомов чиновники решили силком перевести в приемные семьи. Лишили родителей зарплат и стажа. Но детей-то их уже не лишить. Маленький успех новосибирской отличницы-сироты радует Альберта Лиханова еще и потому, что подтверждает жизнестойкость семейных детдомов. И простую правоту: в семье не пропадешь. А "государственные дети", как называют чиновники интернатских, - почти ничьи. Их успехами - некому гордиться, их неудачам - некому огорчаться. И бывают ли среди них медалисты - в Министерстве образования не знают. Нет там такой статистики.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников