08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР РОГОЖКИН: "НАДО УНИЧТОЖИТЬ В СЕБЕ ЧУВСТВО ВТОРОГО НОМЕРА"

- Александр Владимирович, а что вы почувствовали, когда выиграл "Зенит"?
- Радость. Я

- Александр Владимирович, а что вы почувствовали, когда выиграл "Зенит"?
- Радость. Я знал, что "Зенит" сильнее, явно сильнее противника, он играет в современный футбол. Но было опасение, что их самоуверенность может повредить, потому что достаточно было "Глазго" забить один мяч, и игра бы совершенно по другому руслу пошла. С такой командой, как "Глазго Рейнджерс" - вязкой, тягучей, - играть всегда неприятно, и "Зенит" не любит такие команды. И когда в первом тайме они стали играть не совсем в свой футбол, опасения были. Но постепенно прошли.
- Вы говорите об этой игре с таким удовольствием. Это питерский патриотизм?
- Я радовался и в тот момент, когда ЦСКА завоевал кубок три года назад. Может быть, в Москве тогда радовались больше, но Невский проспект, недалеко от которого наша квартира, шумел и гремел до утра.
- Футбольные болельщики - люди эмоциональные...
- В 2001 году я возвращался со съемок "Кукушки" из Кандалакши и, подъезжая к Карелии, попал в "зону молчания". Позвонил жене, спросил: "Как "Зенит" играет?" - и тут же связь прекратилась. Два часа я ничего не знал. Это было такое томительное ожидание. И вдруг вижу, что навстречу нашей машине несется раздолбанный "Запорожец", весь увешанный зенитовскими флагами, и оттуда слышатся крики радости. И я понял, что "Зенит" победил.
Вообще-то футбол складывается и из таких мелочей. Мы с женой как-то ходили на встречу "Зенит" - "Спартак", и в первом же тайме "Спартак" забил три мяча. Вышли в перерыве со стадиона, и на выходе стоял ошарашенный папаша с маленьким сыном. Он пил пиво из пластикового стаканчика, а глаза его были устремлены куда-то вдаль, и было понятно: человек не в силах понять, что произошло. А рядом прыгает мальчишка, размахивает зенитовским флажком и поет то, что, видимо, услышал на трибунах: "Мы в жо-опе, мы в жо-опе!"
- Вообще наблюдение за фанатами - такая отдельная радость...
- Футбол тем и интересен, что в нем, казалось бы, все просто - вы знаете, сколько игроков, знаете размеры поля, знаете условия игры. И вариантов результата только три - ничья, победа или поражение. Но тем не менее огромное количество людей переживает. Еще Эйзенштейн говорил, что ни один фильм не соберет такую аудиторию, как самый заурядный футбольный матч, где двадцать два парня - у него там было еще написано "не блещущих умом" - гоняют мяч в течение 90 минут: примерно столько же, сколько длится и фильм. Наш фильм, кстати, тоже длится девяносто минут. За исключением маленького добавленного времени - на титры.
- А почему вы назвали свой фильм "Игра"? Это очень емкое слово, за ним может стоять все что угодно, не только футбол.
- Футбол - самая популярная в мире игра. У меня же не написано - "Чудная игра", "Замечательная игра", а просто - "Игра". И потом, я не люблю прямолинейные названия, которые не содержат подтекстов. В картине есть эпизод, в котором герои ставят в букмекерской конторе деньги на результат матча - это ведь тоже игра, азарт.
- В одном из своих интервью вы называли "Игру" утопией. Но характеры, ситуации вполне типичны, кроме выигрыша сборной, странной случайности...
- Я никогда не определяю жанр фильма. Слово "утопия" для меня - некая рабочая эмоциональная установка, а снимать утопию я не собирался. К тому же насчет случайности не могу согласиться. Дания случайно попала в чемпионат - и выиграла. И Греция выиграла, и тоже этого никто не ждал. Надо просто побеждать, и все. А перед этим побороть, уничтожить в себе чувство второго номера. Игрока питерского "Зенита" Зырянова после четвертьфинала кубка УЕФА спросили: как он думает, с кем "Зенит" будет встречаться в следующий раз? И он сказал: "А мне безразлично". Это ответ профессионала. Он выходит на поле не для того, чтобы бегать 90 минут, а для того, чтобы выполнять главную функцию любого футболиста: побеждать.
- И как избавляться от ощущения второго номера?
- Это сложное явление. Но победы придут. К этому может привести и то, что сейчас в стране, в провинции строятся футбольные арены мирового уровня, на которых можно играть. Ведь наши поля в таком состоянии, что страшно делается - ясно же, что на картофельном поле можно играть только в картофельный футбол. А вот в Голландии огромные замечательные поля, потому что люди относятся к футболу как к коммерции - и не надо бояться этого слова. Футбол - это развлечение, это продукт для общества потребления, это сильнейшие эмоции, это большая политика. Голландцы потому и знаменитые поставщики футболистов и футбольных тренеров, что у них есть деловая основа, а у нас только эмоции.
- Пожалуй, это одна из наших национальных особенностей, в которых вы специалист...
- Не надо так говорить. Я и не специалист, и само это словосочетание про "национальные особенности" терпеть не могу.
- Почему?
- За это время оно оскомину набило. Я понимаю, что некоторые слова из фильмов, которые я снимал, входят в обиход, но у меня они вызывают раздражение. Например, когда мы снимали фильм "Особенности национальной охоты в зимний период", операторская группа полюбила фразу из сценария - один другого просит что-то принести, а тот отвечает: "Уже в пути". Я никак не мог понять, почему это меня так раздражает, а потом понял, что они цитируют фильм.
- Почему в картине футбола как такового практически нет?
- Если бы актеры вышли на футбольное поле и играли в футбол, это было бы видно. Во время реального матча футболист не думает, что будет с его ногой после удара, а актерам бы пришлось это действие имитировать. Моя задача была иной - после фильма у зрителя должны остаться ощущения и эмоции такой силы, словно он действительно посмотрел финал чемпионата мира, где выиграла наша сборная.
- Я знаю, что в тот момент, когда Алексей Учитель предложил вам работать над сценарием "Игры", вы хотели работать над другим проектом.
- Мне на него не дали денег, потому что у нас очень боятся нового. Действие этой истории происходит в X веке, где оказываются два сотрудника ГИБДД. Вот смотрите: у современного мира есть свой ритм, все привыкли быстро общаться, передвигаться, получать информацию. И вот двух людей этого лишили. Мобильные сгорели, форма потеряна, люди в трусах оказываются на Ольгиных перекатах. Нужно жить. Вот как гибэдэдэшники поступят?
- "Кирпич" поставят.
- Так они и сделали. За что и получили.
НАШЕ ДОСЬЕ
Александр Рогожкин - автор сериалов "Убойная сила" и первых серий "Ментов" - пожалуй, единственный режиссер, которого одинаково любит и широкий зритель, и искушенные критики. Его "Блокпост" (1998) стал самым внятным, неангажированным и спокойным высказыванием о войне на Кавказе, а получившая номинацию на "Оскар" картина "Кукушка" (2002) о саамской женщине, одновременно выхаживавшей двух раненых солдат противоборствующих армий Второй мировой, - высказыванием о войне вообще. Именно с его легкой руки в пантеон знаменитостей вошли такие актеры, как Виктор Бычков, Алексей Булдаков, Андрей Краско. Рогожкин увлеченно портретирует русскую ментальность и мифологию, и поэтому она зачастую приобретает в его фильмах фантасмагорические черты: в его фильмах люди летают в креслах на воздушных шарах, совершают путешествия в загробные миры и медитируют в садах камней на приусадебных участках.
"ИГРА"
В Москве проходит чемпионат мира по футболу, и одним из финалистов становится Россия. Действие картины Александра Рогожкина происходит на тренировочной базе наших за несколько часов до начала матча. Все - уборщицы, тренеры, массажисты - работают на успех команды, однако кому-то из них все-таки приходит в голову сделать нашим ребятам большую гадость... Пока устраняются последствия, ищутся виновные, а причины увязываются со следствиями, перед нами проходит целая череда, казалось бы, совершенно обычных, но на поверку фантасмагорических типажей. Здесь сторож, напившись до бесчувствия, обретает способности оракула, уборщица цитирует классическую поэзию большими кусками, а в мире спортивного чистогана находятся чистые душой ревнители морали.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников