09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НИКОЛАЙ БАСКОВ: СЛАВА БОГУ, ЛЮБОВЬЮ Я НЕ ОБОЙДЕН

Мамедова Майя
Опубликовано 01:01 29 Августа 2002г.
Шесть лет назад этот голос поразил, нет, еще не миллионы слушателей, а небольшую аудиторию подмосковной усадьбы-музея Остафьево, где проходило самое первое прослушивание проводимого "Трудом" конкурса молодых исполнителей русского романса ("Романсиада"). Сейчас понимаешь, что уже ради этого открытия стоило затевать состязание, которое в эпоху засилья коммерческой попсы помогло десяткам талантливых молодых певцов "проявиться" и утвердить себя в большом искусстве. И все же Басков занимает в ряду этих новых звезд особое место. И по масштабам голоса, и по истинно всенародной популярности. А еще - по отчаянной смелости "воевать" сразу на два фронта: в опере и в популярной музыке, что принесло ему массу не только поклонников, но и критиков, подчас суровых.Конечно, поклонников несравнимо больше. Доказательство тому - обилие звонков на "Прямую линию" "Труда", куда охотно пришел Николай. Доброжелательно-благодарный тон, безусловно, преобладал, но случались нелицеприятные вопросы. Что ж, умному, уже набравшему зрелость молодому артисту, они - только на пользу.

- Николай, здравствуйте, вас беспокоят Наташа и Сергей Волковы из Павловского Посада. Расскажите, пожалуйста, о своих родителях, которые воспитали такого замечательного, талантливого человека.
- Спасибо за добрые слова. Родители - это огромный мир в моей жизни. Папа у меня военный, полковник, а мама окончила Московский педагогический институт имени Ленина. Человек необыкновенной душевной красоты, материнской жертвенности, она всю жизнь посвятила мне, хотя могла и сама реализоваться как творческая личность. В свое время была фотомоделью, работала диктором на немецком телевидении. Во время гастролей в Новосибирске ко мне подошли слушатели и спросили, не сын ли я той самой Елены Николаевны, которая "читала потрясающе интересные лекции по искусству". Мама хотела видеть меня известным пианистом, тогда как папа - талантливым военным, но никто и никогда не подавлял во мне право выбора. Наверное, поэтому я научился не только стрелять и "разбирать-собирать" танк, но и разбираться в музыке. В 11 лет родители мне дали шанс определиться: Музыкальный театр юного актера объявил набор детей от 6 до 11 лет, и мама привела меня сюда. Члены жюри определили, что "у мальчика фонтан способностей, который нужно собрать в одну струю". В этом театре во время французских гастролей я получил свой первый гонорар - для ребенка очень большие деньги. Все они были потрачены на косметику маме и бабушке - своим детским умом я уже понимал, что такое для меня их любовь...
- Николай, меня зовут Татьяна Сапожникова, москвичка, здравствуйте! Судя по аншлагам на ваших концертах, публике нравятся в равной мере и опера, и эстрада в вашем исполнении. Но всеядность толпы может вскружить голову и погубить даже большого мастера.
- Думаю, артист ХХI века должен быть универсальным: ему надлежит профессионально петь, говорить, танцевать. У нас же привыкли судить лишь о том, что сиюминутно увидели и услышали, причем по меркам, удобным для "судей". А что завтра, послезавтра? Посмотрите, как меняется вся наша жизнь, в том числе и искусство. Кто до недавнего времени был поклонником, например, того же мюзикла? А сегодня этот жанр возводится в ранг большого искусства, слышны голоса, что будущее вообще за мюзиклом. Потому и у меня сейчас идут переговоры с московскими продюсерами о моем участии в мюзикле "Призрак в опере". Мне интересно и важно все: и эстрада, и мюзикл, и опера. Главное - это серьезное, требовательное отношение к своему творчеству, а я, как мне кажется, не лишен этих качеств, отношусь ко всему, что делаю, профессионально. Поэтому не стоит беспокоиться, что что-то, не дай Бог, случится, повлияет на мою певческую карьеру. Я иду своим путем, и как бы там ни было, последнее слово всегда за моей публикой.
- Я могу поговорить с господином Басковым?
- Николай Басков вас слушает.
- Меня зовут Александр Шприц, я звоню из Тель-Авива. Вы достигли такой популярности: не тесно ли вам в пределах России? Не собираетесь ли уехать за рубеж, как это сделали многие ваши талантливые соотечественники?
- Спасибо за звонок. Из России уезжать не собираюсь.
- Вам звонят из Петрозаводска. Действительно ли опера "Евгений Онегин" исключена из репертуара Большого театра? Если это так, то какие другие планы у вас связаны со сценой ГАБТа?
- В конце августа состоится сбор труппы, и я обговорю свой план работ в спектаклях, в том числе и в "Евгении Онегине". Если интересных предложений не увижу, то, скорее всего, на стыке 2003 - 2004 годов на сцене Кремлевского дворца поставлю "Травиату".
- Но все-таки, что случилось с "Евгением Онегиным"?
- Банальная нестыковка моего графика гастролей с репертуарным графиком Большого театра. Когда мне предлагали по контракту "Евгения Онегина", то в сентябре у меня как раз на эти дни выпадали репетиции с Монтсеррат Кабалье в Барселоне. И я вынужден был отказаться от участия в спектакле. Потом, когда по приглашению посла России в Украине В. Черномырдина было объявлено, что "Евгений Онегин" будет показан в Киеве, художественный руководитель ГАБТа Ведерников решил, что ни эта опера, ни Басков в Киеве не нужны: приглашают не Баскова, а Большой театр! В результате киевлянам предложили "Бориса Годунова", в котором я не участвую, а одна из газет все это "аргументировала" как "каприз звезды", то есть мой.
- Баскову горячий привет из Баку. Дорогой, может, создашь свой театр? "Театр Николая Баскова" - хорошо звучит! Если что, Баку тебе поможет, не горюй, дорогой!
- Спасибо вам всем, но свой театр, как бы это здорово ни звучало, создавать пока не собираюсь. А вот концертное агентство, которое будет искать и помогать становлению молодых талантов, поддерживать старшее поколение, организовывать гастроли, решать какие-то правовые вопросы и т.д., хотелось бы создать. Поскольку знаю, в какое унизительное положение поставлены сегодня многие артисты: в том же Большом театре с его огромной труппой мастера сцены за сезон, дай Бог, споют в одном-двух спектаклях - а дальше что? Нищета?
С этим агентством связаны большие планы, касающиеся не только российских певцов, российской музыкальной культуры. Есть и итальянский проект: в марте - апреле планирую познакомить наших слушателей с потрясающим россинивским тенором Хуаном Диего Флоресом.
- Ваши поклонники из Санкт-Петербурга интересуются, как вы познакомились с такой выдающейся оперной дивой, как Монтсеррат Кабалье? По слухам вы заплатили большие деньги, чтобы она согласилась на дуэт с вами...
- Это случилось как раз в вашем городе, на концерте Кабалье в Ледовом дворце. А по поводу денег... Она настолько богатая женщина... Во время концерта 7 марта в Кремле она случайно обронила брошь. Один из солистов оркестра мне в шутку шепнул: "Коля, этой "безделушки" хватит на реконструкцию Большого театра, подтолкни ее ногой нам..." А вот еще один пример. Когда я в один из приездов в Барселону пришел к ней на репетицию, она себя плохо чувствовала, температурила. Я предложил ей отложить занятия. Она гневно на меня посмотрела и сказала: "Во-первых, эта репетиция нужна не мне, а тебе! Во-вторых, я попусту свое время никогда не трачу: миллионы хотели бы стоять на твоем месте". Словом, она дала понять, почему и ради чего она со мной занимается. Есть две Кабалье: одна - артистка, оперная дива, которая в мастер-классе, на репетициях в театре, а затем и во время спектаклей не дает пощады, а вторая - просто Монтсеррат, обычная женщина, с которой идешь в ресторан, ведешь милые беседы о жизни. У нее за всю ее творческую жизнь было два ученика, я - третий. Как сказала она - помогает только тем, кто ей нравится, и только тогда, когда видит результат своей работы. Общаюсь я с ней через испанского переводчика, хотя уже определенные навыки в языке и сам обрел.
- Меня зовут Ирина Петровна, я не только давнишняя подписчица "Труда", но и горячая поклонница конкурса молодых исполнителей русского романса "Романсиада". Помню первое участие Баскова в этом конкурсе, его победу. Коленька, собираешься ли и впредь участвовать и помогать молодым дарованиям?
- Меня связывают крепкие узы дружбы с коллективом газеты "Труд", под эгидой которого проходят эти великолепные конкурсы. Я признателен, что вхожу в состав жюри "Романсиады", так что непременно буду участвовать и в "судейской бригаде", и в судьбе, становлении конкурсантов, победителей романсового конкурса, так удачно задуманного в "Труде".
- Николай, звонят ваши поклонницы из Казани. Посчастливилось попасть на "юбилейный" концерт в честь вашего 25-летия. Все было прекрасно, если бы не чрезмерная пышность декораций, бьющая в глаза позолота. Простите, но складывается впечатление, что вас иногда подводит вкус.
- Спасибо за вашу заинтересованность. Но... Мы все устали от серости повседневной жизни. Вот почему на своих концертах мне хочется создать атмосферу сказочного праздника. Так что позвольте с вами не согласиться.
- Николай Викторович, здравствуйте. Я - Галина Михайловна Швец из Томска. Скажите, это правда, что планируете не только снять фильм о Марио Ланца, но и сыграть главную роль?
- Здравствуйте, Галина Михайловна. Действительно, есть у меня такая мечта. Но чтобы снять фильм, достойный памяти этого великого певца, нужны немалые средства. Есть и технические вопросы. Без сотрудничества с западными фирмами не обойтись: нужны права и на съемку, и на выпуск фильма. Но, думаю, Бог даст, лет за 5 мы этот проект реализуем.
- Господин Басков, здравствуйте, вас беспокоит Гюнтер Холдман из Баварии. Сейчас по делам компании нахожусь в Москве и рад случаю поговорить с вами. Мне посчастливилось попасть на фестиваль в Риме. Я - в восторге, но скажите, как можно приобрести видеозапись этого грандиозного праздника?
- Благодарю, что нашли время позвонить мне. К сожалению, российская сторона не имеет прав на оперу "Клеопатра", о которой вы, видимо, говорите. Но вскоре, 5 сентября, на РТР выйдет 26-минутный фильм с фрагментами репетиций и самого спектакля, красивейших уголков Рима, где все это происходило.
- Здравствуйте, это Елена из Кемерова. Николай, а у вас есть какой-нибудь талисман?
- Здравствуйте, Елена. У меня как христианина есть икона ангела-хранителя. Верю, что она меня оберегает.
- Коленька, неужели я слышу твой голос? Ой, волнуюсь, все позабыла, что хотела сказать...
- Не волнуйтесь, я же рядом. А как вас зовут?
- Маргарита Сергеевна. Коленька, спасибо тебе за все, что ты делаешь. Ты сам - как праздник. Твои песни придают мне столько жизненных сил! Иди своей дорогой, сынок, и никого не бойся.
- Спасибо, Маргарита Сергеевна, я тронут. Так и будет: я не из пугливых мужчин и понимаю, что главная свобода наша в том, чтобы вполне владеть самим собой...
- Николай, здравствуйте, семья Трошиных звонит вам из Великого Новгорода. Скажите, а какие новые клипы с вашим участием мы увидим в скором времени?
- Среди новых клипов - "Сила любви", которую мы сняли в Таиланде. А вот с "Шарманкой" не повезло: клип получился не очень удачный, поэтому он снят с проката.
- Жаль: такая песня красивая. Если можно, поделитесь своими планами.
- Сейчас готовлюсь к сольному концерту вместе с Монтсеррат Кабалье, который состоится 6 октября в Кремлевском дворце. А затем, накануне 8 Марта, собираюсь дать 3 концерта, которые посвящу женщинам.
- Здравствуйте, это Анастасия. Мне 15 лет. Мне нужен ваш совет: не рано ли в моем возрасте начинать занятия сольным вокалом?
- В 15 лет уже можно, только обращайтесь с голосом осторожно. Ходите на занятия с педагогом два раза в неделю, учите итальянский язык и изучайте оперные партии. Именно изучайте, а не пойте в полный голос. Когда через несколько лет вам его поставят, у вас уже будет свой репертуар.
- Это Мария Александровна из Москвы. Недавно в одной из газет напечатали интервью с Николаем Петровым, которое оставило очень неприятный осадок. Он там говорит, что у вас и связки, и дыхание не поставлены, и верхние ноты вы недотягиваете, и, в общем, карьеры большой у вас не получится...
- Понимаете, каждый имеет право на свое мнение. Я очень уважаю Николая Арнольдовича как великолепного пианиста. Но давайте почитаем, что о нем писали, когда он был молодым: и темпы у него не те, и виртуозность преобладает над содержательностью... А что про Атлантова говорили!.. Если верить всем критикам, не стоит и петь.
- Конечно, Коля, пойте себе на здоровье и нам на радость... Только мне лично хочется все же пожелать вам держаться в первую очередь оперы, хотя и эстраду в вашем исполнении мы очень любим...
- Николай Викторович, это Ирина из Краснодара. Огромное вам спасибо за все то светлое, что нам подарили, родителям вашим спасибо за то, что подарили нам вас. Я некоторое время думала, что вы поете под фонограмму. Но вот вы к нам приехали раз, другой, я оба раза ходила на концерты и с восторгом убедилась: вы все три часа отработали "в живую"...
- Точнее, два часа десять минут: антракт не считается.
-Это Сергей из Москвы. Расскажите, пожалуйста, о ваших взаимоотношениях с Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской.
- Муслим Магомедович и его жена, Тамара Ильинична - одни из самых светлых людей, которых я знаю. Вот до вас звонили,тоже говорили, что Николай Петров обо мне неодобрительно высказался. А я могу в ответ сказать: для меня гораздо важнее, что такие корифеи вокального искусства, как Магомаев и Синявская, меня поддержали. Они - само воплощение интеллигентности, культуры, такта. От Муслима Магомедовича почти никогда не услышишь слова "я". Надо, кстати, и этому мне у него поучиться, а то сам за собой замечаю: все время "якаю"... Муслим Магомедович вообще был первым, кто сказал, что мне надо сосредоточиться на вокальной карьере. Его через знакомых попросили меня послушать. Они с Тамарой Ильиничной тогда "пообещали": будет у меня, скорее всего, драматический тенор. Их пророчество сбылось - я исполняю драматические партии. А заодно и лирико-драматические, и чисто лирические. Например, когда спел в Большом театре "Набукко" с полным дыханием и диафрагмой, то очень удивил дирижера Владимира Андропова - он-то запомнил, как легко, почти кокетливо звучал мой голос в "Моцарте и Сальери"... А вот Ленского мне всегда было тяжеловато исполнять. Голос-то крупный, его поддерживать надо, а мышцы диафрагмы еще не развились в полной мере: это случится только года через 2 - 3. В Ленском же много "пиано", это особенно трудно. Монтсеррат Кабалье говорит: "Таких крупных голосов, как у тебя, немного, они окончательно формируются годам к 30..."
- Николай, меня зовут Тамара. Не секрет, что, женившись, ты нанес удар тысячам поклонниц, видевших в тебе потенциального жениха. Тебя и твоего продюсера не смущало, что ряды фанаток могут поредеть?
- Честно говоря, мы не думали об этом. Хотя сейчас жене моей Свете достается, что называется, по полной программе. Недавно были в Таллине, так ей вслед такие словечки летели... Я преклоняюсь перед ее умом, мужеством, скромностью и любовью. Другая бы на ее месте устроила истерику: куда ты меня привез, уезжаем отсюда немедленно!.. А она (на вид!) спокойно идет. Удивительный человек - особенно если учесть, из какой она семьи: ее папа, мой продюсер Борис Исаакович Шпигель, мог бы выполнить любой ее каприз. Света - моя опора в жизни и в профессии. Это очень важно. Доминго не зря говорит, что своим успехам во многом обязан любимой и любящей жене. Артиста поддерживает любовь близких и поклонников. Слава Богу, ее на мою долю досталось сполна. Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников