Главная Наука и технологии 00:03 29 Ноября 2019 1746
Приключения «Суперджета» в небе и на земле

Многострадальный самолет передают из ГСС «Сухой» в ОКБ имени Яковлева

Анатолий Журин
Фото: © Leonid Faerberg, globallookpress.com

На разных концах планеты случились два знаковых события для российского самолетостроения. Владелец S7 Group Владислав Филев объявил, что в декабре заказчикам отправляется первый бизнес-джет Epic E1000, собранный на принадлежащем ему заводе в американском штате Орегон. А российская пресса сообщила, что многострадальный «Суперджет» передают из ГСС «Сухой» в ОКБ имени Яковлева: мол, раз у военных конструкторов не получилось, так пусть теперь займутся гражданские. Как говорили раньше, два мира — два Шапиро...

Федеральная авиационная администрация США (FAA) в ноябре выдала Epic Aircraft сертификат типа на Е1000. «Это достижение жизни! — заявил журналистам Владислав Филев. — Я невероятно горд, что мы добились этого».

Владелец российского авиаперевозчика знает, о чем говорит. Потому что наш уже давно летающий «Суперджет», а тем более проходящий испытания МС-21 такого сертификата не имеют и неизвестно, когда получат. Наши авиастроители никак не могут довести до ума то, что с грехом пополам сделали за бюджетные миллиарды.

Вот теперь сообщается, что тот самый Sukhoi Superjet 100 радикально переработают. Вместо французского двигателя поставят российский, заменят металлическое крыло на композитное, сделают другие стойки шасси и т. д. и т. п. И даже, возможно, переименуют, чтобы отсечь шлейф недоброй славы.

Реализация этой непростой задачи возложена на Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева. Значит, следует ожидать переноса производства самолета в Иркутск. Придется решать вопрос со специалистами, которые могут еще и не захотеть переезжать из Комсомольска-на-Амуре.

«Бедный «Суперджет»!» — комментирует принятое наверху решение бывший замминистра ГА СССР Олег Смирнов. — Ну не везет этому проекту, словно в насмешку провозглашенному национальным. Зачем вообще было начинать новое дело на предприятии, не имеющем опыта производства гражданской техники? Логичнее было доводить до ума уже сертифицированные, поставленные на крыло Ту-204/214, Ту-334 и т. д. Но ведь решали и продолжают сегодня решать люди, имеющие слабое представление о том, что такое гражданская авиация. Вспоминаю свое общение с известными конструкторами, которые убеждены: если бы хоть часть тех денег, что потратили на «Суперджет», направили на уже готовую технику, то мы сегодня летали бы на своих самолетах«.

Напомним: на старте программы в ГСС «Сухой» говорили, что понадобится 415-440 млн долларов на весь проект. Отсюда рассчитывали сроки окупаемости и выхода на прибыль. Уже через год сумма выросла до 640 млн, еще через год — до 700 млн долларов. Это кроме расходов на двигатель — там отдельные 300 млн. Кроме инвестиций в сам проект — господдержка осуществляется через стимулирование спроса на самолеты. Авиакомпании их приобретают через Государственную транспортную лизинговую компанию, которая, в свою очередь, получает деньги опять же из бюджета...

Все эти годы чиновники предпочитали по большей части отмалчиваться, разве что в отдельные периоды пудрили мозги взволнованной общественности реляциями, обещая золотые горы эксплуатантам «Суперджета». Нам, к примеру, регулярно рассказывали об успехах в со-здании международной сети послепродажного обслуживания SSJ 100. Но выяснилось, что с этим обслуживанием дело обстоит неважно даже в Москве. Еще в 2012 году представители «Аэрофлота», которым самолет был буквально навязан, пожаловались, что уровень исправности SSJ оказался на 17-45% ниже, чем в среднем по компании, в чьем парке также Boeing и Airbus. Своевременно было поставлено 56% заказанных компонентов, а 13% от заказа не было выполнено вообще. Это и являлось на тот момент стилем «вхождения» ГСС в «мировой рынок»?

«Все знают: у этой машины вдвое меньший налет на списочный самолет, чем у зарубежных аналогов, — говорит Смирнов, — Приходится то и дело устранять многочисленные недоработки производителей. А самое его слабое звено, с которым ОАК так и не справилось, — это оперативное послеполетное техническое обслуживание и поддержание летной годности. Для сравнения: производители Boeing обязуются доставить запчасть в любую точку земного шара в течение суток. То есть налицо созданная система планетарного масштаба! Всюду у этой фирмы склады, готовые восполнить любую деталь».

«Семь лет я проводил испытания самолета Ту-334 вместе с летчиками фирмы во всех возможных климатических условиях, — говорил мне летчик испытатель, Герой России Рубен Есаян, — в том числе выполняя взлеты с имитацией отказа двигателя. Машина подтвердила свои высокие характеристики. Было крайне удивительно, что такой самолет поставили к забору и стали клеймить. Утверждалось, что Ту-334 — устаревшей конструкции, хотя этот самолет по своим взлетно-посадочным характеристикам значительно превосходит «Суперджет» — он заходит на посадку на меньшей скорости с большим весом. А это, сами понимаете, напрямую связано с безопасностью».

Бюджетные вливания в ОАК в виде огромных государственных инвестиций, сотен миллиардов рублей, при отсутствии значимых результатов ожидаемо вызвали более чем эмоциональную реакцию у спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Мы же великая авиационная страна! Почему нельзя разработать региональный самолет? Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну и кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок. «Аэрофлот» говорит: «купили, стоит у борта». За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80%, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли? Сколько денег закачано! Где деньги?»

Боюсь, ответов на эти естественные вопросы мы не дождемся. Как и не узнаем, сколько именно импортных комплектующих в стоимости «Суперджета» (называются цифры от 70 до 90%.) То есть большая часть машины импортная, что при слабеющем рубле бьет по карману эксплуатантов.

Отдельной проблемой стали двигатели. В прошлом году, к примеру, из-за проблем с ними простаивало несколько самолетов у «Якутии» и «Ямала», не говоря уже о части парка «Аэрофлота». У «Якутии» из восьми двигателей рабочими были только два.

 

По состоянию на 2019 год выпущено около 190 машин SSJ-100. По данным открытых источников, «Суперджет» используют «Аэрофлот», «Ямал», «Газпром авиа», «Азимут», «ИрАэро», «Якутия», «РусДжет», ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия», МЧС России, МВД России.

А что дальше? Будущее «Суперджета» сегодня еще более туманно, чем 15 лет назад. Ведь почти все плюсы, заявленные идеологами проекта и производителями, остались на бумаге. Не выполнен обещанный правительству план — выпуск до 30 машин в год, не решены проблемы послепродажного обслуживания, широко разрекламированного экспорта.

А теперь есть и серьезные опасения, что проект МС-21 может повторить судьбу предшественника. Ведь что записано в государственной программе, принятой еще шесть лет назад? «Цель проекта — создание до 2017 года семейства конкурентоспособных ближне-среднемагистральных самолетов МС-21:» И где они, реализованные МС-21, сегодня?

Ну а за американский проект Владислава Филева можно порадоваться. Судя по отзывам, у Epic Aircraft получилось создать конкурентоспособный легкомоторный самолет. По словам владельца S7, портфель заказов на Е1000 составляет 90 штук. Такие машины и нам бы не помешали в качестве замены сотен «кукурузников» Ан-2, которые все еще вынуждены использовать российские авиаперевозчики.

P.S. Между тем компания S7 объявила, что второй авиазавод планируется открыть в России. Правительство Московской области уже готовит для него участок в Торбеево, рядом с аэродромом. «Строительство завода начнется в следующем году, мы в ближайшее время примем решение, на производство какой модели — бизнес-джета или самолета малой авиации — он будет рассчитан», — рассказал Филев.

На этот авиазавод и эти самолеты не будут тратиться деньги из бездонного госбюджета. Поэтому есть шанс, что он будет построен и самолеты полетят.

«Труд» давно следит за драматической судьбой этого самолета

Анатолий Журин
Труд
Развал СССР ввел перспективную машину в штопор

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о том, что сроки давно обещанных поставок отечественных лайнеров в очередной раз «сместились вправо» — перенесены на 2026 год, а если...

Каковы перспективы России в этой самой высокотехнологичной сфере? Попробуем сравнить слова и дела

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

На выставке «Россия» правительство РФ провело пленарную сессию «Искусственный интеллект — главная технология XXI века». «Мы видим, что искусственный интеллект становится ключевой...

ИИ научился распознавать предвестников инфаркта

Труд
Фото: © Artur Cupak, globallookpress.com

ИИ знает, чем сердце успокоится Ученые Пензенского университета с коллегами из Казахстана обучили нейросеть расшифровывать данные электрокардиограммы (ЭКГ) и ставить точный диагноз за доли секунды. Искусственный интеллект...

35 лет назад самолет Ан-225 «Мрия» совершил первый испытательный полет 

Труд
Фото: © Anatolii Stepanov,globallookpress.com

1394 Родился Мухаммед Тарагай Улугбек, ученый, построивший под Самаркандом обсерваторию. 1633 Галилей коленопреклоненно отрекся от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. Папа заменил...

Наука и технологии 17:30 / 16 Марта 2024 3659
Технопарк

Австралийские ученые установили солнечные панели прямо в глаз

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © MWI Creative Team, globallookpress.com

По легенде, Дмитрий Менделеев увидел свою Периодическую систему химических элементов во сне, хотя и собирал материалы для своего фундаментального труда больше 20 лет. И 155 лет назад ближайший друг и коллега Менделеева...

Обучение компьютерной грамотности людей почтенного возраста - задача не из простых

Максим Башкеев
Труд
Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Поверьте, я из личного опыта знаю, о чем говорю. Попытки объяснить цифровую логику человеку, прожившему 70 лет в аналоговой реальности, — тот еще квест. И вот как раз для таких случаев российские программисты...

России нужны свои игровые приставки и консоли. Таково распоряжение президента

Юрий Ряжский
Труд
Если в начале 2000-х средний возраст российского геймера составлял 25 лет, то сейчас он достиг 36. Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об организации производства отечественных игровых приставок и консолей. Контрольный срок для отчета премьеру Мишустину установлен жесткий: до 15 июня текущего...

Именно к этой фразе сводится большинство дискуссий об искусственном интеллекте

Сергей Беднов
Труд
Задавать вопрос, почему Екатерина Андреева не стареет, рановато. Пока. Фото: пресс-служба компании «Лукойл». globallookpress.com

По мнению одних, сначала тот лишит миллионы трудящихся работы. А позже придет к выводу, что люди ему только мешают, и нажмет на пресловутую «красную кнопку». Другие же полагают: нейросети —...

Наука и технологии 20:01 / 30 Марта 2024 3333
Технопарк

Ученые используют медуз для исследований океанских глубин

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Yoshio Tsunoda, globallookpress.com

Человек, как известно, царь природы, с этим спорить пока не будем. Но у него, к счастью, хватает ума учиться у этой самой природы и многое брать у нее на вооружение — несмотря на бурные...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

В свое время его создание стало поводом для возбуждения уголовного дела о распиле бюджета

Фото из открытых источников

Военнослужащие Вооруженных сил России нашли под землей пропавшую несколько лет назад скандально известную бронемашину «Азовец» украинского националистического вооруженного формирования «Азов» (запрещено в России как террористическая...

В России впервые с начала нулевых вырос спрос на компьютеры, собранные из отдельных комплектующих

Максим Башкеев
Труд
Дело это нехитрое. Архитектура любого десктопа — фактически конструктор. Фото: Mark Richards, Mark Richards/Zumapress.com, globallookpress.com

Объясняется это просто: брендовых системных блоков на рынок сейчас поступает гораздо меньше, чем раньше, а вот с их компонентами проблем нет. К тому же кастомные — то есть сделанные по индивидуальному...

С молотка уйдет отчет об использовании атомной энергии в военных целях, написанный «отцами» атомной бомбы

Артем Скворцов
Труд
Последствия атомной бомбардировки Хиросимы. Фото: Keystone Pictures Agency/Zumaperss.com, globallookpress.com

В эти дни на онлайн-площадке Auction продают удивительный документ, долгие годы хранившийся под грифом «совершенно секретно». Озаглавлен 200-страничный доклад зловеще: «Атомные бомбы: общий отчет о разработке...

Найти своих предков-ремесленников теперь можно через онлайн-сервис «Моя семья»

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Москвичи смогут найти своих предков, которые принадлежали к городским цехам, через онлайн-сервис «Моя семья». Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. «Москвичи получили доступ к информации о прародителях,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

В ходе рабочей поездки в Ингушетию секретарь Совбеза РФ не оставил без внимания проект, реализованный при поддержке группы «САФМАР» бизнесмена и мецената Михаила Гуцериева

Скриншот с видео, автор – Рахман Цуров, пресс-служба главы и правительства Республики Ингушетия

Речь идет о недавно открытой в Магасе Академии цифрового развития, выпускниками которой будут специалисты в области IT-технологий и высокотехнологичного управления бизнесом. Академию смело можно назвать уникальным центром развития компетенций...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?