08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ФИГА, НО С МАСЛОМ

Андреев Анатолий
Опубликовано 01:01 30 Апреля 2004г.
Со вступлением первого мая в Евросоюз десяти новых государств его просторы расширятся на 738 000 квадратных километров, население прирастет на 75 миллионов человек и достигнет 453 миллионов. Некогда эксклюзивный клуб избранных европейцев превратится в союз 25 государств со смутно предсказуемыми общими выгодами. "Что изменится, - задает безответный вопрос журнал "Шпигель", - в жизни граждан ЕС, мнение которых относительно расширения Евросоюза никто не спрашивал?"

Сейчас в Германии проходят чередой опросы общественного мнения - может быть, действительно "лучше поздно, чем никогда"? Становится ясно, чего ждут немцы от мирного "дранг нах остен". Около 65 процентов считают, что Германии придется слишком много платить новичкам, столько же опасаются роста преступности в ФРГ. Более семидесяти процентов уверены, что будет падать зарплата и расти безработица, свыше 80 процентов не сомневаются, что отечественные фирмы побегут в новые страны с их дешевой рабочей силой.
"Старым богатым" непременно придется делиться с "новыми бедными". Только Польша должна получить с 2004 по 2006 год 12,8 миллиарда евро. Почти столько же планируется отпустить на структурные преобразования в остальных девяти государствах, входящих в ЕС. Четыре с половиной миллиарда евро обещают мелким крестьянам. Немалый кусок от нынешнего, все уменьшающегося пирога Евросоюза, но немного в сравнении с потребностями пришельцев из Восточной Европы. По экспертным оценкам, только на программу по охране окружающей среды требуется около 50 миллиардов евро.
Как бы то ни было, старым членам ЕС придется подтянуть пояса, и в первую очередь - Германии, на которую приходятся самые крупные финансовые вливания в Евросоюзе, так что невеселые прогнозы бундесбюргеров вполне обоснованы. В ФРГ с хронической безработицей в 4,5 миллиона человек (к этим официальным данным вполне можно добавить 2,5 - 3 миллиона "лишних людей") с тревогой относятся к каждому исчезающему рабочему месту.
Между тем специальный аналитический документ Еврокомиссии показывает, что в первые пять лет в старую Европу из новой прибудет в поисках работы 1,1 миллиона человек. По данным же Немецкого института экономических исследований, в ФРГ ежегодно будут приезжать до 225 тысяч работников из Восточной Европы, несмотря на то, что еще семь лет для новичков будут существовать различные ограничения при приеме на работу в нынешних государствах ЕС.
Мало того, что немцам придется потесниться на бирже труда в родном отечестве, они неизбежно столкнутся с оттоком рабочих мест за рубеж. С крушением социалистической системы в Восточной Европе туда уже перекочевало немало рабочих мест из Германии. Первопроходцем оказался "Фольксваген", купивший в 1991 году "Шкоду", затем открывший в 1993 году "Audi Hungaria Motor" в Венгрии, а в 1998 учредивший словацкий "Фольксваген". Уже сейчас в Восточной Европе трудится каждый десятый из 337 000 занятых на крупнейшем автомобильном концерне ФРГ.
Главная причина перебазирования известна - дешевизна достаточно квалифицированной рабочей силы, минимальные социальные издержки.
Но существуют и другие, менее известные причины. Присланный из ФРГ в Венгрию шеф по персоналу Алоис Хубер утверждает: "Мы можем работать в Венгрии семь дней в неделю и 24 часа в сутки". Официально продолжительность рабочей недели 40 часов, но любые сверхурочные выполняются коллективом безропотно. Предложить нечто подобное в Рюссельхайме - штаб-квартире "Фольксвагена" показалось бы абсурдом. Председатель правления словацкого "Фольксвагена" Иозеф Урик гордится, что ему удалось специально для немецкой фирмы добиться изменений в законе. По новым нормам рабочая неделя - 37,5 часа. Но и эти рамки "подвижны" - количество смен зависит от того, сколько можно сбыть автомобилей.
Шефы "Фольксвагена", помимо обычных, ввели специальных контролеров по качеству, хотя в Чехии есть многие рабочие династии автомобилестроителей в третьем и четвертом поколении. "Шкода" по возрасту занимает третье место среди мировых автомобильных фирм.
Нынче в Млада Болеслав, что чуть севернее Праги, с конвейера сходит ежегодно 450 тысяч, через пять лет должно производиться 600 тысяч машин без роста числа занятых на фирме. Винфрид Валанд, вице-шеф "Шкоды", объясняет это с подкупающей откровенностью: "Мы должны сохранить "конкурентоспособность".
...Кто следующим ринется в Восточную Европу через распахивающиеся ворота в поисках дешевых, умелых и послушных рабочих, чтоб чужими руками одолевать своих соперников?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников