Главная Культура 00:06 30 Мая 2014 5462
Александр Васильев: Русские женщины любят нравиться

Историк моды и популярный телеведущий Александр Васильев рассказал «Труду», какие «тенденции жизни» актуальны нынче в мире

Таша Невская

Историк моды и ведущий популярной телепрограммы на Первом канале «Модный приговор» Александр Васильев следит за модными тенденциями во всем. «Мода — это такая вещь, которая проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в гастрономию, кино, музыку, архитектуру, — утверждает Васильев. — Быть модным — значит находиться в курсе, быть любознательным и открытым». О том, какие «тенденции жизни» актуальны нынче в мире, историк моды рассказал «Труду».

— Александр, у вас столько разных проектов — какую роль среди них играет телешоу «Модный приговор»? Это добавка ко всему прочему для популярности или вещь самоценная?

— Конечно, самоценная, и вот почему. Россия — страна, очень ориентированная на моду. Даже фетишизирующая ее. А я хочу показать самой широкой публике истинное место моды в жизни. Если помните, девиз программы «Модный приговор» таков: «Следовать моде смешно, не следовать — глупо». На мои академические курсы лекций приходят сотни людей, а интересующихся вопросами моды — миллионы. Им академические занятия недоступны, им нужно совсем другое — fashion-журналистика, популярный (но квалифицированный!) разговор о моде, вообще о стиле в жизни. Однако в нашей стране журналистика моды делает лишь первые шаги. Но делает — в частности, благодаря и моим выступлениям на телевидении.

— А что для вас значит красота?

— Все должно быть красиво. Даже еда. Я неравнодушен к кухне Юго-Восточной Азии, считаю, что настоящий рай для гурманов находится в Сингапуре. Но любимая кухня, мода, архитектура, стиль жизни — это, конечно, Франция. В этой стране я как дома.

— Откуда такая страсть именно к Франции?

— Я рос в творческой семье с богатыми традициями. Мой отец — художник, мать — актриса, деды и прадеды — все с хорошим образованием. Я рос в благодатной атмосфере культуры: читал прекрасные книги, часто бывал на театральных постановках, в картинных галереях и на выставках. Уже в школьные годы мне была очевидна громадная пропасть между тем, что приходится видеть в советском ежедневье, и идеальным миром искусства. Я видел, что советская система не дает прорасти ничему действительно талантливому — за редким исключением. И для меня, воспитанного во многом на традициях романтизма XIX века, образцом стиля, искусства, да вообще воплощением всего утонченного, конечно, являлась Франция. Именно тогда я пообещал себе: если до 1980-х годов в Советском Союзе ничего кардинально не изменится, я обязательно эмигрирую во Францию. Я действительно в 1982 году уехал в Париж, сразу после окончания школы-студии МХАТ.

— Говорят, вы даже прибегли к браку по расчету?

— В каком-то смысле да, но не по тому расчету, который обычно имеют в виду. Я был страшно влюблен в другую девушку и устремился вслед за ней во Францию — так сложились обстоятельства. Но вспомните: СССР был закрытой страной, и чтобы выехать за рубеж, нужно было веское основание — к примеру, брачные отношения. Поэтому да, ради визы, ради того, чтобы я мог быть с любимой женщиной, пришлось заключить этот фиктивный брак. Нужно сказать, что по разным обстоятельствам девушка, ради которой я приехал в Париж, так и не стала моей женой. Это грустная история, но я ее уже пережил.

— В Париже вы прожили 20 лет и добились известности. Трудно дался этот путь?

— Прежде чем меня стали приглашать декоратором в Ронд Пуант, Студию оперы Бастилии, Бале дю Нор или в Королевскую оперу Версаля, я пел русские песни на парижских улицах вместе с уличными музыкантами. И это была не прихоть — случались дни, когда мне нечего было есть, негде ночевать. Но мои настойчивость, упорство, трудоголизм и хорошее образование сыграли свою роль — я стал тем, кто я есть. Во Франции у меня квартира в Париже и имение в Аверне — регионе со старинными вулканическими горами, который находится в самом центре страны. Мое имение находится в небольшой деревушке. Она известна тем, что половина ее населения — англичане: в Англии жить еще дороже, чем во Франции, поэтому многие эмигрируют оттуда.

— Говоря о французском стиле, невозможно не вспомнить о винах и еде.

— Во Франции очень много розовых вин, они особенно хороши и разнообразны в Провансе. Там предлагают легкие, прохлаждающие, чуть-чуть сладковатые, с цветочным ароматом вина.

— А знаменитые лягушачьи лапки?

— Это скорее туристическое блюдо — сами французы редко их едят, как и улиток. А вот в Гонконге толстая жаба — прекрасное кушанье, я ее очень люблю со шпинатом и под острым соусом.

— У вас, наверное, есть свой повар?

— Нет, конечно. Все почему-то думают, что я миллионер. Достаточно того, что у меня прислуга в Москве и Париже — это, кстати, довольно дорого. Также есть водитель, секретарь. Но держать повара — это не только безумные деньги, но и моветон. Готовить я люблю сам. Либо иду в ресторан.

— Россия в вопросах высокой моды несколько отстает от Западной Европы?

— Ко мне на «Модный приговор» приходят дамы, которые сами себе на одежду приклеивают стразики — чтобы больше блестело. В Европе над этим, может быть, и посмеялись бы, а я считаю, это признаки настоящего народного творчества. Просто у этих женщин еще не выветрилось из генетической памяти, как их прабабушки-крестьянки украшали себя расшитыми золотом кокошниками, душегрейками, сарафанами.

А вот другой пример. В проекте «Школа Александра Васильева» я рассказываю как раз о высокой моде. Слушатели школы выезжают на семинары в различные европейские столицы: в Рим, Париж, Милан: Однажды моя слушательница приехала в Париж в роскошной соболиной шубе до пола и с золотой сумочкой «Фенди». Конечно, был не июль — декабрь, но соболя эти оказались не совсем уместны. Дело в том, что по Парижу мы перемещаемся на метро — так быстрее, потому что нет пробок. И вот эта дама в своих соболях заплывает в вагон — представляете? И к ней тут же придвигаются поб-лиже цыганки-оборванки. Дама долго потом возмущалась: «Почему именно ко мне в сумочку залезли? Что, кроме меня, в вагоне никого не было?!» Конечно, не было — в соболиной шубе и с «Фенди» на боку. Вот по такому виду наших женщин и можно опознать в любой европейской стране.

— Мы что же, генетически безвкусны?

— Нет, просто Россия и Европа — это совсем разные менталитеты, традиции, история... Что хорошо русскому, то европейцу смерть. В Европе моды как таковой уже нет. Там никто не наряжается. Там нормально выйти ненакрашенной, обыденно одетой. А в России женщины живут в остроконкурентной среде: их просто больше, чем мужчин — примерно на 10%. Поэтому наша женщина выработала у себя привычку нравиться на всякий случай — вдруг мужчина интересный попадется, а она вне конкурентного ряда? Вот и закрашивают седину изо всех сил, влезают на огромные каблуки, чтобы дойти до метро, — ни одна не хочет показаться некрасивой или старой. Так что у России свои стандарты красоты. Нельзя подходить с европейскими мерками к стране, где в середине апреля может выпасть снег — западные реалии не соответствуют нашему климату.

— Можно ли научить человека быть стильным?

— Стиль не существует в отрыве от интеллекта, стиль и есть его зеркало. Мне нравится высказывание Армани, что элегантность — это прежде всего ум женщины. Глупая будет носить стринги, накладные ногти и пирсинг в губе. Это не мой контингент.

Наше досье

Историк моды Александр Васильев родился в 1958 году в Москве в семье художника-сценографа и актрисы. В 12 лет поставил спектакль с собственными костюмами и декорациями. В 1980-м окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Работал художником по костюмам в Театре на Малой Бронной. В 1982 году переехал в Париж, стал работать декоратором для французских театров и фестивалей. С 1994 года ведет курсы и мастер-классы в университетах мира.

С 2002 года — телеведущий на канале «Культура» (передача «Дуновение века»), с 2009-го — на Первом канале («Модный приговор»). Обладает коллекцией костюмов более чем из 15 тысяч экспонатов — от XVII века до современности. Автор трех десятков книг о моде.

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3438
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3327
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3163
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?