10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОБИДНО, ПЕТР ИЛЬИЧ!

Раньше, лет этак 30 - 40 назад, все газеты бы пестрели обширными репортажами с этого события.

Раньше, лет этак 30 - 40 назад, все газеты бы пестрели обширными репортажами с этого события. Но нынче СМИ, как правило, ограничиваются краткими сообщениями, да и то чаще выдержанными в скептических тонах. Что тому виной?
Напомню: конкурс Чайковского был задуман в конце 50-х как государственное мероприятие грандиозного масштаба. Конечно, был в том и идеологический заказ - из разряда хрущевских "догнать и перегнать" (первый конкурс даже открывал сам лидер страны Хрущев). Но было и обоснованное стремление показать всему миру реальные достижения советского искусства, действительно в те годы великого.
Москва буквально вымирала на время состязания - люди рвались в Большой зал Консерватории. Кто не попадал - залезали на крыши близлежащих домов и слушали через открытые окна. Остальные смотрели прямые телетрансляции, шедшие на протяжении всех двух недель состязания...
И сравните - открытие XIII конкурса прошло при полупустом зале. Боюсь, и закрытие соберет не так много публики...
Сейчас уже не секрет - в последние лет 20 за нашим конкурсом закрепилась слава одного из самых необъективных и коррумпированных в мире. Именно этим, на мой взгляд, вызвано все меньшее стремление к нам музыкантов из Западной Европы и США - тех частей света, где в огромной степени сосредоточена культурная элита.
Трагедией конкурса можно назвать и то, что он заслужил репутацию одного из самых консервативных, негибких по условиям. Давно уже здесь делается ставка не столько на художественную сторону исполнения, сколько на "музыкальный спорт". В течение более чем 40 лет программа практически не претерпела изменений - мы видим все тот же "замыленный" репертуар, который уж невозможно слушать и который от раза к разу играется все хуже.
Сегодня ведь каждый может пойти и купить CD с записями М.Ростроповича, С.Рихтера, Д.Ойстраха... Выходя на сцену, молодой музыкант невольно вступает в соревнование с теми, великими. И уж если он на это отваживается, то должен чувствовать в себе силы сыграть тот же концерт Дворжака лучше, чем Ростропович. Но никто из ныне играющих молодых музыкантов на это не способен. Вот и сейчас сильные технически ребята выходили и грамотно, как их научили, играли ноты, за которыми не было, однако, ничего. Сложно говорить, что явилось причиной - может, предварительный отбор по записям подкачал, а может, сказался и общий настрой молодежи, которая подчас сама не верит в нужность своего искусства. В разговоре со мной даже некоторые успешные участники третьего тура скептически высказывались как о его программе, так и вообще о всей академической музыке. Ну скажите, можно ли с такой скукой в душе достичь выдающихся результатов?
Свои "особенности" - и в решениях жюри. К таковым можно отнести ситуацию с двумя очень талантливыми людьми - пианистом А.Коробейниковым, не допущенным до третьего тура, и певцом-контратенором Р.Яваевым, снятым с первого же круга. Благо Коробейников, видимо, вовремя понял, что с этим составом арбитров, где у него нет "своих людей", ему вряд ли стоит на что-то рассчитывать, и устроил маленькую пиар-акцию, умышленно превысив регламент и сыграв полный цикл прелюдий Шостаковича. На выступлении же Яваева зал после каждого спетого номера взрывался овациями, однако, как нам потом объяснили, из-за нетрадиционного голоса (контратенор по диапазону аналогичен меццо-сопрано) жюри просто не знало, что с ним делать - оценивать по мужским критериям или по женским...
Зато за места гостей из Азии опасаться не приходится. Японцы, корейцы и прочие граждане стран, финансирующих конкурс, прекрасно знали: кто девушку платит...
Суммируя все эти истории, зададим вопрос - стоит ли так позорить и морально уничтожать некогда великое мероприятие? Конкурс, финансируемый другим государством, не может уже считаться национальным достоянием. Японцам хочется потратить свои деньги? Кто мешает им создать для этого другой конкурс? А нашей стране стыдно просить помощи из-за рубежа.
Рискую навлечь на себя неудовольствие чиновников, но, по-моему, стоило бы наложить мораторий на проведение конкурса Чайковского до "лучших времен". Хотя бы до тех, когда государство в достаточной мере осознает свой долг перед собственной культурой. А продлевать существование конкурса в его нынешнем жалком виде - все равно что издеваться над умирающим.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников