Главная Культура 00:18 30 Июля 2021 8204
След дамских каблучков на парижской мостовой

Пушкинский музей показал французский вариант «искусства женского рода»

Елена Широян
Эмблемой выставки ее кураторы выбрали картину «Кокетки» художницы Жаклин Марваль

Париж всегда Париж, гласит народная мудрость, и успешные показы искусства французской столицы — еще одно тому подтверждение. В ГМИИ имени Пушкина продолжили цикл, посвящённый Монпарнасу — колыбели всемирно известной Парижской школы. Но на сей раз у выставки отчетливый привкус феминизма. А поэтому не доверяйте ласково журчащему названию «Музы Монпарнаса»: отнюдь не все персонажи экспозиции — томные создания, чье единственное предназначение — вдохновлять творцов-мужчин.

От позирования и нежных забот о его величестве художнике натурщицы, подруги, жены сплошь и рядом переходили к самостоятельной работе за мольбертом. Пример тому — Жанна Эбютерн, не только спутница Амедео Модильяни, после его смерти шагнувшая в открытое окно, но и самобытная художница. Более жизнерадостный вариант — блиставшая в кафе «Ротонда» модель Кики: она в любом случае вошла бы в историю, увековеченная в работах Модильяни, Кислинга, Фужиты, на фотографиях Мана Рэя. Однако Алиса Эрнестина Прен (настоящее ее имя) и сама взялась за кисти, удивив зорким глазом, лёгкостью погружения в гущу событий. «Королева Монпарнаса» встала в один ряд с мастерами «наивного искусства», участвовала в выставках, а в 1929 году, на пике славы, издала воспоминания, увековечив мятежную и беспечную атмосферу Парижа «свингующих двадатых». Словесный портрет Кики запечатлел в предисловии к книге никто иной как Эрнест Хемингуэй: «У нее было удивительно красивое тело и прекрасный голос... она повлияла на ту эпоху на Монпарнасе больше, чем королева Виктория — на викторианское время». Кстати, экземпляр книги, представленный на выставке, происходит из библиотеки Сергея Эйзенштейна, которому достался вместе с игривой дарственной надписью от самой Кики, оставившей нам и портрет режиссера. Пусть он начисто лишен психологизма, да и точного физиономического сходства — зато эта изящная виньетка в биографии кинематографиста оттеняет серьезность и драматизм его пути.

Трудно сказать, чем все-таки выставка радует сильнее — смелыми красками, новыми для нас портретами или россыпью хрестоматийных имен, доносящей мимику нежных лиц и пластику многократно воспетых тел.

Эмблемой кураторы выбрали картину «Кокетки» художницы Жаклин Марваль, особо ценимой поэтом Аполлинером и маршаном Волларом. Спору нет, вещь очень парижская, но я бы рискнула выбрать иную — пронизанную духом символизма «Женщину с цветами. Весна» американки Ромен Брукс. Здесь обнажённое тело окутано черным бархатом, который окаймляют яркие цветы, будто отсылающие к «Весне» Боттичелли. И в то же время покров цвета ночи создаёт мистическое настроение с предчувствием грядущих трагедий.

К той поре на полусонный окраинный район Парижа словно из рога изобилия пролилась энергия талантов из разных стран. Женщины Монпарнаса танцевали, пели, принимали академические позы перед полным залом художников... Французский шарм, в котором главное — не ловко повязанный платок или искусный макияж, а живость и естественность, ловишь и сегодня, когда бродишь по парижским улицам, вглядываясь в лица и фигуры. Между тем природных француженок среди тех, кто создал этот шлейф очарования, едва ли половина: в многочисленные парижские академии стремились иностранки со всего мира. В том числе из России.

Если говорить о русском следе в «женском» искусстве Парижа, рецензия рискует превратиться в дайджест истории «амазонок авангарда». Потому сосредоточимся лишь на оттисках каблучков двух легендарных скульпторов России ХХ века: Анны Голубкиной и Веры Мухиной. Анна приехала учиться в мастерскую Родена — и встала вровень с его талантливейшей ученицей Камиллой Клодель. Юная Вера Мухина была послана за рубеж, чтобы развеяться после шока: наследница крупного состояния повредила лицо, катаясь на санках. Но из мастерской Бурделя она вышла законченной авангардисткой, преданной искусству. К троице этих дам-скульпторов добавим еще одно имя из России — ставшую иконой модернизма Хану Орлову. На пути в Париж она мечтала стать модисткой, но жизнь превзошла фантазии, в чем убеждается каждый, попадающий в ее парижский музей-мастерскую.

Не сравнивая силу таланта, хочется в то же время подчеркнуть, насколько долгим оказалось влияние этих личностей на европейский арт-контекст. От Камиллы Клодель до Луиз Буржуа и сегодняшних лауреаток премии Тернера путь долгий, но вполне знаковый. За полтора века творческая профессия, с обнажением эмоций и презрением к пуританской морали, превратилась для женщин из редчайшего исключения в общепринятый ориентир и символ престижа. Не всегда это встречало понимание, но в наши дни стереотипы сломаны. В чем убеждает, например, посмертная распродажа работ Доры Маар — яркой звезды, чей свет не померк и в тени Пикассо, который создал множество портретов своей возлюбленной, а позже ее возненавидел. Как манифест сбросившего путы поколения звучат слова Маар, приведенные в завершении выставки: «Все мои портреты, нарисованные Пикассо, лживы. Это все портреты Пикассо». Как фотограф она запечатлела процесс создания шедевра испанца — «Герники». Но как живописец оставалась до последнего времени неизвестной. Выставка вернула зрителю изысканные натюрморты Доры Маар, как и десятки впервые показанных в Москве иных картин, рисунков, скульптур, архивных документов из музеев и частных коллекций разных стран.

Именно этим разлитым в атмосфере времени предощущением слома стереотипов, а не только самими артефактами, увлекла меня экспозиция. И говорить тут надо о круге явлений, далеко выходящих за рамки искусства. Ведь и в лаборатории Пьера и Марии Кюри исподволь прокладывался путь в новый мир. При взгляде из наших дней, когда женщины сидят за штурвалом, орудуют в операционной и служат министрами обороны, полной дикостью кажется запрет поступать в университет или голосовать на выборах, обычный еще 150 лет назад. Тем важнее помнить хрупких девушек от Софьи Ковалевской до Надежды Удальцовой, чьим упорным сопротивлением преодолевались тысячелетние традиции мужского доминирования. Проект ГМИИ насыщен биением пульса эпохи, решительно стиравшей барьеры. И неслучайно среди персонажей трудно выделить главного и самого одаренного: здесь речь о поистине революционных исторических процессах, о борьбе за равенство, за мир гордых независимых женщин, поправших гендерные предрассудки.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11309
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6918
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6626
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6031
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5752
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?