Главная Культура 00:05 30 Октября 2020 18109
Александра Маринина: Так вышло, что Каменская возвращается

… В чине полковника в отставке в романе «Безупречная репутация»

Александр Славуцкий
Александра Маринина, соскучившись по своему классическому стилю, вновь сделала главной героиней романа Анастасию Каменскую. Фото предоставлено издательством «Эксмо»

В издательстве «Эксмо» вышел новый роман Александры Марининой «Безупречная репутация». В нем читатель вновь встретится с легендарной героиней книг и телесериалов Анастасией Каменской — теперь уже полковником милиции в отставке, сотрудником частного детективного агентства «Власта». Жанр — смесь напряженного триллера и семейной саги. Каково это — вновь входить в покинутую много лет назад реку? И будет ли новая вещь экранизирована? Об этом спросим саму Марину Анатольевну Алексееву (настоящее имя писательницы).

— Марина Анатольевна, вы выпускаете 51-ю по счету книгу. Стал ли этот ритуал уже рутинным для вас?

— Ни в малейшей степени. Каждый раз ощущения разные, тем более, я стала активно экспериментировать с жанрами и писать совсем не так, как делала это первые 15 лет своей литературной практики. В тот начальный период я держалась одной манеры изложения и реакцию читателей хорошо себе представляла, а значит, чувствовала себя вполне уверенно. А вот с началом экспериментов стала раз от разу ощущать все больше сомнений. Как примет читатель, например, семейную сагу или драму? Ну а сейчас особый повод для волнения: оказалось, за годы экспериментирования я соскучилась по тому, изначальному складу письма — и вернулась к нему в «Безупречной репутации». Будет ли удачна эта попытка вновь войти в ту же реку? Скажу честно, мне страшновато.

— В новой книге вы вернулись к вашей знаменитой героине — Каменской. Это спонтанное решение или таков был стратегический план?

— Никаких таких планов у меня не бывает. Я заканчиваю очередную книгу и ухожу в свободный полет: много читаю, смотрю фильмы, занимаюсь различными делами — и попутно прислушиваюсь к себе. В какой-то момент что-то во мне должно щелкнуть. Начинаю думать о новой книге, о том, какие в ней нужны герои. Вот и мысль о своей давней героине возникла на последнем этапе обдумывания «Безупречной репутации». Так вышло, что Каменская возвращается.

— За время ее отсутствия многое изменилось, да и Настя, наверное, тоже изменилась. Читатели узнают что-то новое о ней, например, о ее отношениях с мужем?

— Вряд ли. К моменту первого появления Каменской в моих книгах они уже были вместе 17 лет. Их отношения начались задолго до литературной истории, еще за школьной партой. Так что этот любовный роман, метания, первые признания и поцелуи остались за бортом повествования. А за все 28 лет моей жизни с Каменской если и написала о ее любви, то всего несколько фраз. Для меня это никогда не было важной темой.

— Согласитесь ли вы на экранизацию этой книги? Будете ли участвовать в выборе актеров, написании сценария?

— Книга вышла совсем недавно, таких предложений еще не было. Соглашусь или нет — будет зависеть от того, какие конкретно условия предложат. Но в любом случае должна развеять иллюзии насчет степени влияния автора на кинопроцесс. Шанс, и то небольшой, что твои пожелания в смысле кастинга и сценария будут учтены, есть только тогда, когда у тебя с этим продюсером и этим режиссером имеются давние дружеские отношения. В громадном же большинстве случаев возможность писателя как-то повлиять на фильм стремится к нулю. И это правильно, потому что книга и кино создаются по разным законам. Если попробовать снять фильм, в точности следуя всем подробностям романа, смотреть это будет невозможно. Ну а если писатель категорически не готов к тому, что придет кто-то другой и начнет его историю курочить и вставлять отсебятину, то пусть не продает права. Никто же не неволит. Но уж если продал, то сиди тихо и не мешай другим делать свое дело.

— Неужели вам не бывает обидно, когда вас «курочат»?

— Бывает, но говорю же: я продала права, значит — все! Никто не заставлял меня на эти грабли наступать. Дальше вступают в дело режиссеры, продюсеры, сценаристы, к которым у меня не должно быть претензий.

— Перечитываете ли вы когда-либо свои книги?

— Один раз — обязательно, второй — ситуационно. Первый — это когда через неделю-другую после выхода бумажной книги появляется ее аудиовариант. Слушаю запись, чтобы найти возможные ошибки, неточности, режущие слух фразы, которые могла пропустить, когда читала текст глазами. Второй раз возвращение к книге может потребоваться, если ее решили экранизировать и про-изошло чудо — продюсеры прислали сценарий. Вот тогда мне необходимо восстановить в памяти оригинал, и я его либо переслушиваю, либо перечитываю. Но вопроса «что бы мне такого из себя любимой почитать для удовольствия» в моей практике не возникает. Постоянно появляется такое количество новых интересных книг — вот на них стоит тратить время.

— И что же вы сейчас читаете?

— То, что соответствует моему настроению. Сейчас читаю три книги одновременно. Буквально две недели назад открыла для себя замечательную английскую писательницу Кейт Аткинсон. Мне очень нравится ее циничная откровенность и лишенные иллюзий внутренние монологи. Вот уже вторая ее книга у меня на столе. Еще читаю роман другой англичанки Эрин Келли «Он сказал / Она сказала». Эта книга — на очень интересную мне тему, которую условно называю «как же так вышло». То есть сперва была полная идиллия, все выглядели честными и хорошими — и как же все это постепенно превратилось в кошмар? Вот такое медленное, тщательное прописывание незаметного на первый взгляд превращения красоты в ужас меня захватывает...

Ну а в данный момент чтение связано еще и с тем, что меня пригласили в жюри новой премии «Русский детектив», учрежденной одноименным телеканалом. Там я сужу три номинации: «Дебют года», «Детский детектив года», «Автор года». Вчера мне уже прислали рукописи...

— Тогда спрошу вас как арбитра: что вы думаете насчет извечного спора поклонников Мегрэ и Пуаро?

— Пуаро мне совсем не нравится, а Мегрэ — очень. Потому что он живой и трогающий. Это человек, который не только раскрывает преступления, но болеет, стареет, переживает, впадает в отчаяние, надеется — чего никогда не происходит с Пуаро. Сименон писал не столько детективы, сколько социальные зарисовки, очерки жизни. В отличие от Агаты Кристи или Конан Дойла, он в гораздо большей степени философ и социальный писатель. Для меня на вершине его творчества стоит рассказ «Мегрэ и клошар». Там только этот клошар-свидетель и знает правду. Но даже полиции он не говорит ничего, поскольку считает, что никто не вправе судить другого.

— В каком возрасте вы начали писать художественную прозу?

— В 34 года, а до того занималась научной работой.

— И что, вдруг явилось спонтанное желание написать роман?

— Оно было не совсем спонтанным. В конце 80-х начались послабления в плане публицистики, в 91-м отменили цензуру. А я к тому времени уже знала достаточно много о преступниках и работниках правоохранительной системы. Имела за плечами множество публикаций в газетах и журналах МВД, но вы же понимаете, это не то. Мне хотелось быть полностью свободной в своих высказываниях. Это решение зрело месяца два-три, а когда в какой-то момент я сильно обиделась на систему МВД, решила выплеснуть все накопившееся в художественном произведении, но подписанном не моим именем, а псевдонимом. Все-таки мне, молодому сотруднику, предстояло еще служить, выстраивать карьеру.

— Многие из ваших книг переведены на иностранные языки — что с новым романом? Кстати, вы довольны качеством этих переводов?

— Точно могу сказать, что новый роман будет переведен по крайней мере в Литве. Просто там переводят все мои книги сразу же по их выходе здесь. Как правило, не позже, чем через полгода после русского издания. Вообще же мои книги переведены почти на 30 языков, но я не настолько этими языками владею, чтобы судить о качестве перевода.

— Сейчас, наверное, нет ни одного человека, который не думал бы о пандемии. Станет ли она темой вашей будущей книги? И как повлияла на вашу жизнь?

— Если ситуация сильно затянется, возможно, я и отражу ее как-то — ведь мои герои живут в реальном мире, где людям приходится носить маски и соблюдать прочие требования. Но писать про какие-либо конспирологические версии происхождения коронавируса мне не интересно: правды мы все равно не узнаем, а умствовать на пустом месте я не люблю. В этой сфере и без меня хватает авторов, а я не тусовочный человек и никогда не делаю то, что делает большинство. Всегда немного в стороне, живу сама по себе.

Наверное, еще и благодаря этому я легко перенесла ситуацию с карантином. На самом деле в моей жизни эти месяцы мало что изменили. Из дома я обычно выхожу только в магазин напротив и погулять с собакой. В гос-ти, как правило, не езжу и у себя их не принимаю. В людных мероприятиях не участвую, даже путешествовать далеко не люблю. Правда, добавилось постоянное беспокойство за очень пожилых маму и свекровь, входящих в группу риска. С другой стороны, слышала, что люди курящие менее подвержены заражению и легче переносят заболевание. А мама моя курит: Но все равно очень страшно.

— Не так давно было опубликовано исследование ВЦИОМа, которое показало, что женщины теперь читают больше мужчин. Как думаете, почему?

— Наверное, потому, что именно сейчас появилась категория пишущих женщин — не так давно 99% книг писались мужчинами. А значит, жизнь, развитие характеров и отношений подавались с мужской точки зрения, женщинам далеко не всегда близкой. Но как только цензура пала и стали издавать всех, чьи книжки покупают, в том числе писателей-женщин, читательницы получили возможность выбрать то, что им интересно. Вот откуда их рост. А мужчины, наоборот, ушли в политические новости и игры. Ни то ни другое женщинам не требуется, по крайней мере, в такой степени. А книга зовет — и они берут ее в руки.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8370
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 8161
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7382
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 7266
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?