04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТУЧАЕМСЯ ЖИТЬ "НА АВОСЬ"

Игнатов Владимир
Статья «ОТУЧАЕМСЯ ЖИТЬ "НА АВОСЬ"»
из номера 249 за 30 Декабря 2004г.
Опубликовано 01:01 30 Декабря 2004г.
На тернистый путь социальных преобразований - пенсионной реформы и монетизации льгот наш главный союзник и партнер по Единому экономическому пространству - Казахстан вступил задолго до России. Об опыте соседей нашим читателям рассказывает министр труда и социальной защиты Республики Казахстан Гульжана КАРАГУСОВА.

- Гульжана Джанпеисовна, в конце ноября правительство Казахстана одобрило "Программу дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы". В России пенсионная реформа и монетизация льгот возбудили ораторский пыл у некоторых парламентариев и породили страхи среди общества. А в Казахстане, надо полагать, все идет гладко, раз вы готовы к "дальнейшему углублению"?
- Вы в России сейчас намереваетесь осуществить то, с чего мы начинали в конце девяностых годов. В 1998 году в Казахстане была введена накопительная пенсионная система, а в 1999 году проведена монетизация льгот. В настоящее время наша пенсионная система имеет смешанный характер, а льготы выступают в денежной форме (специальные государственные пособия) и предоставляются адресно.
Сегодня можно говорить о завершении очередного этапа преобразований в социальной сфере. Нами создана модель, которая в основе своей адекватна рыночным условиям. И в этом отношении мы готовы к обмену опытом со своими российскими коллегами. Убеждена, что конструктивное обсуждение вопросов развития социальной сферы будет одинаково полезным для каждой из сторон.
Вместе с тем меняющиеся социально-экономические условия, наличие определенных проблем и, что немаловажно, растущая глобализация поставили нас перед необходимостью дальнейшего углубления социальных реформ.
- Насколько болезненно для населения проходила у вас социальная реформа?
- Радикальное реформирование социальной сферы было предпринято в Казахстане в период тяжелейшего финансового кризиса. Конечно, как и в России, имели место сомнения и противостояние политиков, и определенное недоверие, и опасения со стороны населения. Но в тяжелейших условиях большинство населения понимало, что к прежней системе нет возврата, а всякое промедление в создании новой социальной системы может только усугубить имеющиеся трудности и проблемы. Это и сделало реформирование не столь болезненным, как сегодня в России.
Бюджетные средства были крайне ограничены. Поэтому государству требовалось выявить, кому реально требуется социальная поддержка, сколько средств оно может позволить себе выделить на эти цели и, главное, проконтролировать их адресное использование. Сделать это в условиях предоставления натуральных льгот было невозможно. К тому же далеко не все категории малообеспеченного населения (в первую очередь сельское население) имели равный доступ к пользованию натуральными льготами, будь то бесплатный проезд на общественном транспорте или жилищно-коммунальные льготы. В таких условиях монетизация льгот позволила обеспечить большую справедливость и создать транспарентность механизма оказания социальной помощи. Поверьте, радикальные социальные реформы не так страшны, как их пытаются представить некоторые в угоду политической конъюнктуре.
- Как близко за эти пять лет реформ Казахстану удалось подойти к западным эталонам "социалки"?
- Начну с того, что и в западном мире с "социалкой" все далеко не так благополучно, как иногда нам кажется. Не случайно Международная ассоциация социального обеспечения в прошлом году констатировала, что в мире пока нет совершенной, без изъянов, системы социального обеспечения. В последнее время мы видим, как правительства Франции, Италии, Германии, невзирая на протесты и забастовки, вынуждены идти на непопулярные меры и перекладывать часть растущего бремени социального обеспечения на плечи самих граждан. И даже такие эталоны социальных государств, как Норвегия и Швеция, вынуждены постоянно балансировать между социальной защитой и необходимостью создания условий для эффективного экономического развития. Непопулярные меры в западных странах носят вынужденный характер, поскольку тотальное соцобеспечение стало обременительным для государства и породило у отдельных граждан иждивенчество. Участию в производительном труде они предпочитают получение значительных по нашим меркам социальных пособий и льгот.
Поэтому мы в Казахстане не стали слепо копировать западноевропейскую модель социальной защиты, а выстроили свою, национальную модель, которая отвечает условиям, возможностям и потребностям нашей страны в настоящее время. Это вовсе не означает того, что наша модель идеальна и не нуждается в совершенствовании. Нет, развитие и совершенствование системы в быстро меняющемся мире - процесс перманентный. Уверена: таким же самобытным путем, с учетом местных реалий, идет и Россия.
- Быть может, пути социальных преобразований России и Казахстана пройдут параллельно?
- Действительно, в судьбах наших стран и народов общего гораздо больше, нежели различного. И Россия, и Казахстан - крупнейшие государства региона с похожими экономическими и социальными проблемами переходного периода. Да и население обеих наших стран, как, впрочем, и все граждане постсоветского пространства, привыкло жить в условиях государственного патернализма, полагаясь "на авось": "Гром грянет, тогда и перекрестимся, старость наступит, там и посмотрим". В нашем советском прошлом мы могли себе позволить не задумываться о будущем, поскольку основная часть созданного нами богатства поступала в распоряжение государства, которое могло поэтому позволить себе дорогостоящую систему социального обеспечения, к сожалению, при этом далеко не самую эффективную.
Но инфантилизма рынок не допускает нигде - ни в России, ни в Казахстане. Мы в республике это самое "там посмотрим" стараемся выкорчевать с корнем. В настоящее время - период радикальных общественных преобразований. Исполнительной власти и в Казахстане, и в России надо усидеть на двух стульях: с одной стороны, в стране должна быть эффективная система соцобеспечения, а с другой - благоприятный инвестиционный климат. Вот это сочетание социальной защиты с экономической целесообразностью и эффективностью является одним из важнейших принципов реформирования социальной сферы. Иначе никто не будет развивать производство и выводить свои доходы из тени.
Сегодня немаловажно разделить ответственность за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником непосредственно. С этой целью у нас создается трех-уровневая система социального обеспечения. Социальное благополучие будет держаться на трех китах - выплатах государства, предприятия-работодателя и самого гражданина-работника.
Первый уровень, гарантируемый государством, - базовые социальные выплаты по инвалидности, по потере кормильца, по старости. Начиная с 2005-2006 годов при наступлении соответствующих рисков все граждане Казахстана вне зависимости от стажа работы и величины заработной платы получат право на получение базовых социальных выплат.
- Насколько "минимальна" эта база?
- На самом деле минимальные базовые выплаты, и в том числе базовая пенсионная выплата, - величины отнюдь не постоянные, они во многом зависят от экономических условий, которые существуют в стране. Но при этом базовым минимальным государственным стандартом в Казахстане явится прожиточный минимум. Не минимальный потребительский бюджет, как в России, а минимум, определяемый стоимостью минимальной потребительской корзины. В настоящее время в Казахстане на основе проведенных с участием Агентства РК по статистике, НИИ труда, ЗАО "Казахская академия питания" и международных экспертов методика определения прожиточного минимума меняется: расширяется состав и увеличивается стоимость минимальной продовольственной корзины, а в составе прожиточного минимума увеличивается (с 30 до 40 процентов) доля непродовольственных товаров и услуг. Впредь минимальные размеры оплаты труда, пенсионных выплат, социальных пособий и социальной помощи будут определяться с учетом прожиточного минимума. Но, еще раз подчеркну, это именно минимальный уровень, а дополнительные возможности для достойного существования каждый гражданин должен обеспечить себе самостоятельно.
Скажем так: если кто-то не участвует в накопительной системе или системе обязательного социального страхования, а предпочитает работать в неформальном секторе экономики или получать зарплату в конвертах, то при наступлении старости или получении увечья, или в условиях иного социального риска государство обеспечит минимально допустимое обеспечение - и не более того. Остальное надо заработать в период активной трудовой деятельности.
Для этого существует второй уровень социального обеспечения - выплаты из накопительных пенсионных фондов и/или Государственного фонда социального страхования. Условием их получения является работа в формальном секторе экономики и обязательные перечисления взносов в накопительные пенсионные фонды (10 процентов от заработной платы ежемесячно) и фонд социального страхования.
Начиная с 2005 года в Казахстане вводится страхование трех социальных рисков: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы. Финансирование системы социального страхования будет осуществляться за счет снижения ставки социального налога (на 3%) и персонификации взносов.
Плательщиком отчислений на социальное страхование в Казахстане станут работодатели. Страховые отчисления не приведут к дополнительной нагрузке на работодателя, так как взносы будут производиться за счет снижения ставки социального налога. Дополнительные (добровольные) накопительные отчисления, в том числе и страхование ответственности работодателя за вред, причиненный работнику при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, будут источником социальных выплат третьего уровня. Перспектива очевидна. Граждане знают, что их ждет, и сами выстраивают свое будущее.
- Что в канун Нового года может пожелать казахстанский министр труда и социальной защиты россиянам - читателям "Труда", газеты социальной направленности?
- Как известно, "терпение и труд все перетрут". "Труд" у россиян уже есть - замечательная газета. Поэтому я хочу пожелать им терпения и терпимости друг к другу. Периоды реформ - очень трудные, но их надо пережить и увидеть плоды этих реформ. Другого пути просто нет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников