04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УРОКИ "МЕНТОВ"

Данилов Сергей
Статья «УРОКИ "МЕНТОВ"»
из номера 249 за 30 Декабря 2004г.
Опубликовано 01:01 30 Декабря 2004г.
2004-й телевизионный год прошел под знаком сериалов про ментов - Ларина, Дукалиса, Петренко, Абдуловой, Соловца и других. Они нарушали все законы пространства и времени. Вчера они расследовали дела о террористах наших дней, сегодня они ловят преступников середины 90-х прошлого века. Их убивают на Первом канале в "Улицах разбитых фонарей" - они воскресают на "России" в "Хрониках убойного отдела". Они существуют в двух-трех параллельных мирах. И везде имеют превосходный рейтинг. Вот уж воистину народные герои и народный сериал, у которого есть чему поучиться.

УРОК ПЕРВЫЙ. ИСТОРИЯ
Десять лет назад на свет появились первые серии "Улиц разбитых фонарей". Но тогдашнее теленачальство сочло его бесперспективным, и кассеты легли на полку. И только 1 января 1998-го "Улицы" вышли в эфир на ТНТ. На успех сериала обратило внимание ОРТ и приобрело право на показ первого сезона. И после этого опера Казанцев (А. Лыков), Дукалис (С. Селин), Ларин (А. Нилов), Волков (М. Трухин), Соловец (А. Половцев), их начальник Петренко по прозвищу Мухомор (Ю. Кузнецов), а чуть позже и Настя Абдулова (А. Мельникова) стали всенародными любимцами.
УРОК ВТОРОЙ. ЭКОНОМИКА
"Улицы разбитых фонарей" считаются первым настоящим российским сериалом. И это действительно так. Именно "Улицы" перешагнули за рамки одного телесезона и встали на поток, когда количество отснятых серий исчисляется уже сотнями.
Надо сказать, что причиной отечественного сериального бума изначально было вовсе не желание догнать и перегнать Бразилию. Дело в том, что дефолт 98-го поставил телеканалы в ужасающее положение: они уже не могли в большом количестве закупать зарубежное "мыло" и заполнять им эфир. Палочкой-выручалочкой и стали дешевые сериалы собственного производства, не дороже $ 5 - 20 тысяч за серию.
Ныне рейтинг российских сериалов при премьерном показе в среднем составляет 10 - 13%, в то время как рейтинг зарубежных чаще всего колеблется где-то в районе 5 - 7%. А поскольку стоимость рекламы прямо пропорциональна рейтингу, можно понять, что российские сериалы приносят больше прибыли, чем заграничные. Даже теперь, когда отечественное производство сильно подорожало и составляет от 100 - 150 тысяч за серию "стрелялок" до 200 - 500 тысяч долларов и дороже за серию качественного кино (вроде "Бригады" или "Идиота").
Почему так выросла стоимость? И из-за улучшения качества продукта. И из-за значительного роста гонораров занятых в сериальном производстве людей. Если пять лет назад исполнители главных ролей получали не более 100 долларов за серию, то теперь звезды не согласятся работать менее чем за $ 2 тысячи за съемочный день, а некоторые избранные потребуют и все 5000.
УРОК ТРЕТИЙ. ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Понятно, что к проектам, приносящим серьезные доходы, - всегда повышенный интерес. Большие деньги диктуют свои правила игры и устанавливают определенные отношения между людьми. Первой ласточкой новых отношений, складывающихся в процессе роста доходов и популярности "Улиц разбитых фонарей", стал уход из сериала Александра Лыкова (Казанцев). Сам актер объяснил его причинами сугубо творческими, но упорные слухи твердят, что он потребовал значительного увеличения гонорара, а после отказа "дезертировал".
Успех "Улиц" заставил задуматься руководство других каналов. На ОРТ решили так: зачем покупать популярный сериал у ТНТ, когда можно сделать что-то похожее самим?! И придумали "Убойную силу". Рецепт был предельно прост: тот же автор сценария Андрей Кивинов, тот же режиссер Александр Рогожкин (он делал первые серии "Улиц"), и, главное, герои те же - опера Дукалис, Ларин... На справедливый вопрос - как же так, одни и те же герои будут работать одновременно в разных отделениях милиции, заниматься расследованием разных дел?! - был готов ответ. Герои "Улиц" гипотетически остаются там же, где и были, то есть в том же оперотделе, а в милицейском участке, показанном в "Убойной силе", они будут только помогать своим коллегам. Но было понятно, что образы, полюбившиеся зрителю в "Улицах", безусловно, помогут раскрутке нового сериала. Дело запахло судебным разбирательством. Однако скандала все же удалось избежать. Раскрученная "Убойная сила" продолжила существование с другими героями, а беглые "менты" вернулись в "Улицы". Как говорят, уже с совсем другими гонорарными ставками и с новым контрактом.
Летом 2001-го в Питере появился ресторан - "Улица разбитых фонарей". Его интерьеры украшали фото всех "ментов". В меню значился коктейль "Целую. Ларин" и грибная закуска "От Мухомора". Но "лицами" ресторана стали только Трухин и Половцев.
Почему на раскрутку не взяли и остальных "ментов"? Вполне возможно, что причина и тут в деньгах. Как бы то ни было, но, по мнению некоторых из актеров, именно тогда между ними впервые пробежала черная кошка. Был и еще один инцидент, также связанный с сопутствующим бизнесом. Все актеры-"менты" неплохо зарабатывали, участвуя в концертах, снимаясь в рекламе, а управляла этой деятельностью их коммерческий директор и одновременно жена Половцева Юлия Соболевская. Селин, Кузнецов, Нилов и Мельникова были крайне недовольны ее работой, и один за другим отказались от ее услуг...
В ноябре прошлого года истекли трехгодичные контракты "ментов" со студией "Новый русский сериал", которая последние три сезона занималась съемками "Улиц". К этому времени уже давно было известно, что Селин, Нилов, Кузнецов и Мельникова контракт продлевать не будут, а уйдут работать на студию "Феникс-фильм" в "Настоящие менты" (так первоначально назывался сериал "Опера. Хроники убойного отдела"), прихватив с собой своих героев. Свое решение они объяснили тем, что их перестал удовлетворять предлагаемый уровень сценариев. Но, как некогда в случае с Лыковым, пошли упорные слухи о материальной причине перехода.
Как бы то ни было, раскол произошел. "Новый русский сериал" решил продолжить съемки без ушедшей четверки, а чтобы сюжетно объяснить исчезновение Дукалиса и Ларина из сериала, сценаристы их попросту "убили".
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. ПРАВО
Представить что-то подобное в зарубежном сериальном производстве невозможно. А все дело - в контрактах, заключаемых производителями с актерами. В тщательной проработке каждого их пункта. Если бы у нас умели грамотно составлять контракты, то скандальной истории с "Убойной силой" не было бы. Не случайно же тогда, сразу после возвращения беглых "ментов", "Новый русский сериал" и заключил с ними трехгодичный контракт, согласно которому актерам разрешалось сниматься в свободное время где угодно, хоть в той же "Убойной силе", но только не под именами своих героев из "Улиц".
УРОК ПЯТЫЙ. ГЕОГРАФИЯ
Будем считать, что этот урок не состоялся. Потому что рядовому зрителю уследить, где и в какой последовательности "менты" появляются на различных каналах, трудно. Самое главное, судя по рейтингам, любить их меньше не стали.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников