Главная Культура 18:11 30 Декабря 2021 3748
Мастер и двадцать Маргарит

Об одной из главных удач Большого театра в уходящем 2021-м

Сергей Бирюков
Заглавную пару в первом составе танцевали Ольга Смирнова и Денис Савин. Фото Дамира Юсупова, Большой театр

Итожа события 2021 года, не могу пройти мимо одного, на которое, грешен, в газетной суете не успел быстро отреагировать, хотя оно стоит куда большего, чем просто репортаж. Постановку знаменитым уже теперь европейским балетмейстером Эдвардом Клюгом спектакля «Мастер и Маргарита» на Новой сцене Большого театра (мировая премьера – 1 декабря), я уверен, включат и в долговременные хроники как пример задачи, которая казалась невыполнимой, однако стала решаемой, когда к ней подошли со смелостью и талантом.

Идея вывести героев самого популярного русского романа последнего столетия на балетную сцену столь же очевидна, сколь и безумна – ведь это и одно из самых сопротивляющихся переводу на иной художественный язык произведений. Достаточно вспомнить судьбу экранизаций книги…

Может быть, в данном случае помогло то, что это балет: чем отличнее материал, тем меньше трений с исходной версией. Впрочем, и в балете ведь возможно провалиться из того самого перевода в пошлый пересказ (балетные спецы традиционно со мной не согласны, но и я нерушимо убежден, что пощечины танцующей Татьяны танцующему Евгению в знаменитом балете Джона Кранко «Онегин» – чудовищная пошлость и полное непонимание образов Пушкина и Чайковского).

Клюгу удалось пройти по лезвию ножа. С одной стороны, «упомянув» такое великое множество эпизодов романа, какое, кажется, физически невозможно втиснуть в неполные два часа постановки. С другой – избежав торопливого мельтешения событий, что-то дав лишь секундным намеком – ведь текст «Мастера…» знают (по крайней мере в русской среде) почти все. Иногда постановщику приходилось «параллелить» события, отделенные друг от друга десятками верст, а то и тысячелетиями. Но эта, казалось бы, техническая мера сработала и на смысл образов – например, «срифмовав» в одном пространстве Ивана Бездомного (Михаил Крючков), находящегося в психиатрической лечебнице, и Мастера (Денис Савин), пока еще остающегося в своей комнате, но тоже уже оторванного от обыденности.

Главное же слияние произошло между образами Мастера и Йешуа, воплотившимися в одной фигуре правдоискателя, неправедно судимого тройкой синедриона, она же тройка облеченных властью советских критиков.

Важная находка Клюга – говорящая пластика героев: например, в начальном диалоге Ивана и Берлиоза (Алексей Матрахов) можно даже вычленить жесты-«слова», дающие понять, что спор идет о вопросах веры. А появляющийся вскоре Воланд (инфернально-импозантный Артемий Беляков) берет дискуссию под контроль буквально, завладевая руками спорящих и навязывая им свой способ изъявления мыслей. Ожидаемо колоритен ансамбль спутников Воланда, в котором особенно выделяются взрывной Бегемот (Вячеслав Лопатин) и изящная, как змейка, Гелла (Ана Туразашвили).

Но, конечно, балетный зритель идет на спектакль прежде всего не за балетным «речитативом», а за «пением» тела, то есть – танцами. И если в первом действии ощущается некоторый их дефицит, то второе в этом отношении берет полный реванш. Особо отмечу эпизод полета Маргариты (строгая Ольга Смирнова), решение которого, как признался перед премьерой Клюг, нащупывали до самых последних репетиций – и нашли без всякой хитрой машинерии, которая, скорее всего, сработала бы против идеи. Зрители невольно искали бы взглядом тросы и прочие уловки, тогда как шок от постепенного заполнения сцены двадцатью сомнамбулично движущимися Маргаритами в одинаковых трико телесного цвета (художник по костюмам Лео Кулаш) намного сильнее: пространство перестает быть преградой для героини, она одновременно присутствует во всех его точках.

Совершенно волшебен бал с его появлением фигур из ниоткуда, из ванны, в которую погрузилась для магического преображения Маргарита. С его завораживающей красотой линий кордебалета, «рисующего» руками в красных перчатках гигантский знак бесконечности. С любовным дуэтом Маргариты и Воланда – владыка темного мира в этой трактовке сюжета не просто галантен со своей Галатеей, но явно влюблен в нее, однако благородно устраняется в конце, чтобы оставить, теперь уже навсегда, с Мастером, обретшим вместе с возлюбленной вечный покой и просветление.

Воланд (Артемий Беляков) в этой версии сюжета благородно влюблен в Маргариту. Фото Елены Фетисовой, Большой театр

 

Заброшенный плавательный бассейн как место действия явился Клюгу сперва субъективно-интуитивно: было в его родном румынском городе Беюше такое сооружение – кстати, построенное советскими специалистами как часть градостроительного комплекса в месте добычи урана и ставшее своего рода центром притяжения для всего городка, а потом, с крахом социализма, пришедшее в упадок. Но магия места оттого даже усилилась, а в воображении постановщиков (сценограф Марко Япель) бассейн приобрел и признаки храма, особенно если поглядеть на купольный верх, но сохранив, со своими 15-ю дверями, также черты коммунальной квартиры… Одним словом, идеальная декорация и для воспоминаний о социализме, и для контакта с иными временами, пространствами, культурами. А потом Эдвард узнал, что и в Москве был такой символ социалистической эпохи, возникший на месте храма Христа Спасителя, снесенного как раз в пору писания Булгаковым «Мастера и Маргариты», и даже носивший имя нашей столицы. Символика обрела новую глубину.

В кульминационные моменты балет завораживающе красив. Фото Дамира Юсупова, Большой театр

 

Среди главных удач постановки не могу не назвать обращение к музыке Альфреда Шнитке – композитора конца ХХ века, которого в советское время оттесняли в тень, в первое постсоветское принялись было активно исполнять, но затем почти забыли. Что страшно несправедливо: это грандиозная фигура, одновременно и очень русская, и совершенно европейская, которой одинаково близки и Гоголь, и Гете – а значит, и Булгаков, духовный последователь того и другого. Когда звучат рассредоточенные по канве действия четыре части его Фортепианного концерта, впечатление, будто эти интонации, то нарочито обытовленные, то восходящие к баховскому барокко, но всегда окрашенные неповторимо-шнитковским трагизмом, и навеяны булгаковской книгой (удачная работа дирижера-постановщика Антона Гришанина, пианистки Надежды Демьяновой и всей музыкантской команды). Единственное – не очень понимаю, зачем понадобились гораздо менее убедительные, на мой взгляд, связки, написанные современным словенским композитором Милко Лазаром. У Альфреда Гарриевича, пользуясь сказанными о нем словами другого выдающегося композитора Родиона Щедрина, горы музыки: девять симфоний, шесть кончерто гроссо, пятнадцать концертов для различных инструментов с оркестром, четыре оперы, одна из которых, «История доктора Иоганна Фауста», особенно близко подходит к тематике «Мастера…». Есть даже саундтрек к фильму «Мастер и Маргарита» – тому, что снят Александром Карой в 1994 году!

Что ж, кому-то в работе Большого театра не хватило танца, кому-то Шнитке.

А вы сами попробуйте поставить «Мастера и Маргариту»…

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12661
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7935
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7673
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6942
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6696
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?