Главная Культура 14:32 31 Марта 2016 4165
Тревога и надежда «Севастопольской симфонии»

Как случилось, что музыка ярчайшего композитора Бориса Чайковского стала редкостью

Сергей Бирюков

Большой симфонический оркестр имени Чайковского выступил 25 марта в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского с программой, целиком посвященной музыке Чайковского. Что тут удивительного и редкостного, спросит читатель. Удивительного – ничего: композитор замечательный. А вот редкостное – есть, поскольку речь не о Петре Ильиче, а о Борисе Александровиче. Большом русском композиторе ХХ века, которого сегодня играют до непростительного мало.

Борис Чайковский – мастер второй половины столетия. Один из ярчайших представителей русской симфонической и камерной музыки. Автор четырех капитальных симфоний, симфонических поэм «Подросток» и «Ветер Сибири», множества инструментальных концертов, тончайших вокальных циклов на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Заболоцкого. Создатель музыки к десяткам фильмов, из которых достаточно назвать один – «Женитьбу Бальзаминова», чтобы все сразу поняли, о чем речь: польку откуда знает едва ли не каждый.

А вот о самом Борисе Александровиче знают далеко не все даже из тех, кто ходит на филармонические концерты. Наверное, это было в определенной мере запрограммировано… самим композитором. Никогда он не стремился к успеху и славе любой ценой, считая высшей наградой не хвалебные рецензии и почетные звания, а «всего лишь» качественное исполнение своей музыки.

С этим повезло. Профессионалы знали цену э тому достойному ученику Мясковского, Шостаковича и Шебалина (один набор учителей сам за себя говорит). Сейчас редко об этом вспоминают, но одно из произведений 1960-х годов, вокальный цикл на слова Иосифа Бродского (какой смелостью надо было обладать, чтобы ТОГДА взяться за стихи опального поэта) исполняла Галина Вишневская. Хотя трудно представить себе более разных по темпераменту, вкусам, даже политическим убеждениям людей.

Зато с Владимиром Федосеевым у Бориса Чайковского совпадение вышло просто идеальное. До такой степени, что, кроме Владимира Ивановича и его Большого симфонического оркестра, музыку Бориса Александровича в нашей стране мало кто исполнял. Не потому что не хотели – сам композитор решительно выделял главу БСО из ряда других интерпретаторов. Это сыграло двоякую роль. С одной стороны, Федосеев гарантированно нес и продолжает нести аутентичную традицию. С другой – приобщиться к этой традиции слушатель может лишь весьма и весьма редко: у Владимира Ивановича масса обязательств по исполнению совсем другой музыки, до Бориса Чайковского просто не доходят руки.

К счастью, дошли теперь: 25 марта в Большом зале Московской консерватории устроили концерт, посвященный 90-летию Бориса Александровича и 20-летию его кончины – обе даты отмечаются в нынешнем сезоне. Прозвучала, разумеется, лишь очень малая часть созданного композитором. Зато такая, по которой можно судить о вершинном уровне его творчества.

Начали с «Темы и восьми вариаций» 1973 года. Уже история создания сочинения говорит о том, каким авторитетом пользовался Борис Александрович: партитура была заказана ему одним из самых знаменитых оркестров мира – Дрезденской штатскапеллой к ее 425-летию. Если же читателю интересно мнение скромного обозревателя «Труда», то, на мой взгляд, это одно из главных произведений всей симфонической музыки послешостаковичевского времени. Не только русской.

Всего 19 минут. Тема одновременно крайне простая и крайне загадочная – так умел, пожалуй, только Борис Чайковской. Несколько нот в пределах простой гаммы, без всяких хроматизмов, извлекаемых струнными подчеркнуто плоским, лишенным даже намека на теплоту звуком. Что можно построить из таких примитивных звуковых кубиков? Ничего, решит обыкновенный человек. Все, докажет талант.

Сперва он словно покрутит эти кубики, пробуя, какие осмысленные кусочки мелодии можно из них выстроить (первая вариация с осторожными ударами деревяшек смычков). Потом соберет из осколков многоголосый гимн, будто кинокамера вдруг оторвалась от микроскопа и охватила громадные пространства (вторая вариация). Вовлечет нас в вихрь повседневных дел и суеты (подобная стремительной токкате третья вариация). Погрузит в предутреннее волшебство природы, в пение пробуждающихся птиц (четвертая). Взвинтит нервы судорожной перекличкой резких аккордов-криков. Непостижимым образом вытянет из этого печально-прекрасную мелодию – одну из проникновеннейших в современной русской музыке. На самой макушке мелодического подъема неожиданно прервет его каким-то совершенно фашистским нашествием ядовитых диссонансов, которое выльется в железную скачку под нарастающий грохот ударных, а разрешится чудовищно усиленным проведением начальной темы и неожиданным пошловатым до мажором.

Музыка-загадка, увлекающая и пугающая одновременно. При первом прослушивании много десятилетий назад, помню, показавшаяся даже оптимистичной. Сейчас, наоборот, в этом до мажоре сквозь пушечную канонаду, в этом разрушении мелодии под натиском скачущей меди послышался апокалиптический смысл. И даже мелькнула мысль: может, не случайно Борис Александрович, русский композитор, написал такое произведение для немцев? Дескать, помним 1941-1945-й. Впрочем, кто сказал, что вылезающая изо всех щелей диссонирующая нечисть – обязательно иноземного происхождения? У нас что, своих поводов для диссонансов не хватает?

Признаюсь честно, после такого музыкального нокаута Виолончельный концерт (1964) воспринял не без усилия. Да, та же типичная для Бориса Чайковского идея строительства масштабного (даже супер-масштабного, 44 минуты) музыкального здания из коротких простых звуковых импульсов-шагов. То же внимательное исследование возможностей мелодических элементов. Те же приемы сопоставления тяжеловесных медных аккордов и печально-эпической песни солиста. Тот же внезапный мажор в конце первой части. Но драматургия этой части показалась далеко не столь чеканной, как в предыдущем сочинении. А ведь за ней последовали еще три части. И если вторая, подобная лендлерам Малера и Шостаковича, еще воспринималась в определенной драматургической роли (род танцевального лирико-иронического отступления), то в третьей и четвертой частях верх взяла дробность, лишившая музыкальное повествование устремленности.

Может, если бы исполнители, включая великолепного солиста Александра Князева, взяли немного иные темпы, дело можно было поправить?

Зато никаких вопросов не возникло у меня ни к исполнению, ни к самой партитуре Третьей симфонии (1980), завершившей программу. Произведение имеет подзаголовок «Севастопольская». Почему – помню, интересовался еще когда-то давно у автора и внятного ответа не получил. Спрашивал и сейчас у Федосеева – и услышал тоже не очень-то объясняющую фразу: «Ну, Борис Александрович же предвидел…»

В самом ли деле Чайковский предвидел то состояние тревоги и одновременно надежды, которое для нас сейчас передается словами «Крым», «Севастополь»? Не знаю, в 1980 году даже самые смелые футурологи вряд ли представляли себе, что эта неотъемлемая часть нашей страны будет так жестко от нее отделена, а затем так драматично вернется в родное лоно. Впрочем, драматизма хватало и в прошлой истории Крыма. Да и в истории всей России. Потому что, если как-то замысел Третьей и связан с крымскими сюжетами, то музыка получилась гораздо более широкой по смыслу. Да, здесь можно расслышать и гудки кораблей, и морзянку судового радио. Но это лишь часть общей звуковой символики, с ее отдаленным, а подчас бьющим прямо в уши громом канонады ударных. С захлебывающимся «рассказом» струнных – кажется, даже слова можешь угадать, будто сбивчивый женский голос говорит тебе о боли, военных скитаниях, плаче детей. С пронзительным криком чаек-скрипок, чей короткий многократно повторяющийся мотив ввинчивается в сознание подобно набату… Сложнейшая форма с переплетением тем, системой реминисценций, рождающих ощущение трудно формулируемого на речевом уровне, но безусловно присутствующего сюжета. Музыка о войне и России, завершающаяся мажором – но совсем другим, нежели в «Теме и вариациях»: мажором блеснувшей надежды.

Большой зал консерватории в тот вечер благодарно рукоплескал. И… зиял огромными пустотами. Публика пришла элитная – имею в виду не сильных мира сего, конечно, а, например, композитора Владимира Ильича Рубина – еще одного замечательного продолжателя русской симфонической и хоровой традиции, друга Свиридова и Бориса Чайковского. Было много молодежи, поклонников дирижера Федосеева, и он заслужил такое внимание. Но автор этих строк не встретил ни ректора консерватории (одним из ярчайших воспитанников которой был Чайковский), ни представителей филармонии (хотя ее художественный руководитель Александр Чайковский – родной племянник Бориса Александровича). Да даже если б не было этих связей – исполнение ТАКОЙ музыки должно взбудоражить музыкальную общественность города. А не проходить при полупустом зале.

Впрочем, «не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были». Это я о тех сотнях слушателей, чьи души прочистил в этот вечер Борис Александрович Чайковский. Большой русский композитор.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3413
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3298
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3142
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?