Главная Культура 00:18 31 Мая 2013 4132
Тутта Ларсен: Музыкальное телевидение не умерло – его убили

Но за сегодняшним провалом популярной музыки последует ее новый взлет, верит известная телеведущая

Сергей Бирюков

Сегодня — последний день вещания телеканала «MTV Россия». В 1990-х появление в нашей стране бренда MTV означало начало новой эры — когда музыка, не будучи политической силой, управляла обществом, формируя группы, их устремления, коллизии. Что означает его закат сегодня: люди устали от музыки? Или от ротации одних и тех же попсовых лиц? Или от мельтешения роликов? Неужели эпоха так называемого клипового сознания заканчивается? Об этом мы говорим с Туттой Ларсен (или, по-простому, Татьяной Романенко) — телеведущей и музыкантом, стоявшей у истоков канала.

— Музыка уходит из телевизора. Людям хватает плееров с наушниками?

— Мне кажется, причина прежде всего в изменениях внутри самой музыкальной индустрии. Раньше за всю эту, образно говоря, красоту платили рекорд-лейблы, ради рекламы новой пластинки снимались убойные клипы с миллионными бюджетами, многие из них можно было увидеть только на MTV. Но сейчас интернет потихоньку уничтожает музыкальную индустрию в ее традиционном виде. Теперь любой человек может за три копейки посмотреть видео в Сети. Новый клип перестал быть сенсацией. Произошло перераспределение денег и смыслов. И в первую очередь пострадало музыкальное телевидение. Но должна заметить, что во всем мире клипы продолжают сниматься, существуют и музыкальные телеканалы. Они, конечно, нишевые, не самые массовые, но у них есть преданный зритель. Не знаю насчет совсем молодой публики, но у людей моего поколения, от 30 и выше, привычного и к интернету, и к радио в автомобиле, и к плееру, — нормально дома включать музыкальный канал хотя бы фоном. Музыкальное ТВ у нас, считаю, не умерло своей смертью — его убили в соответствии с национальными особенностями российского шоу-бизнеса.

— Кто?

— Думаю, не конкретные люди, а система рейтингов, форматов, вообще принципов, по которым выстраивается отечественное ТВ. У нас есть несколько каналов-монстров, поддерживаемых государством, сосредоточивших в своих руках огромные бюджеты. Если музыкальное вещание перестало быть им интересным, то эта тема и уходит из эфира. Потому что остальные каналы им никак не конкуренты. Западное ТВ выстраивается по-другому, там у зрителя есть выбор между сотней каналов, и они существуют в коммерчески более-менее равных условиях, выживая за счет оригинального контента, который производят и предлагают публике сами. В одном только Нью-Йорке множество узкоформатных станций: эта крутит только кантри, та — христианский рок, та — джаз, та — дабстеп. Систему подсчета рейтингов в российском ТВ — того, на основе чего выявляются рентабельные тематические и форматные ниши, — я не понимаю вовсе. Но мне как зрителю музыкального ТВ очень не хватает.

— Может быть, дело еще в социальной среде нашей публики. Музыкальное ТВ — история для среднего класса, а он в России пока очень не развит.

— Безусловно. Но когда MTV начинало, среднего класса не было вовсе. Нас обвиняли в том, что мы испортили целое поколение, а мне все-таки кажется, что мы воспитывали у этого поколения музыкальный вкус. А вот то, что сейчас предлагают молодежи в виде «Дома-2», молодежных комедий или реалити-шоу вроде «Каникул в Мексике», мне кажется действительно похабным, опасным и бессмысленным. У нас была идеология, мы горели тем, что любим, делали передачи для себя и таких, как мы, а нас миллионы. Но то, что сейчас происходит в плане молодежного ТВ в стране, — абсолютная спекуляция на инстинктах и гормонально-подростковых темах. Ни интеллектуальных, ни художественных целей не просматривается. Одна только нажива на пропаганде существования ниже пояса, бессмысленного и беспощадного. Жрать, плясать и заниматься сексом. Все.

— С успехом прошел сериал про Михаила Круга. Почему в таком фаворе шансон?

— Ну, это наше родное российское: раззудись плечо, размахнись рука... У меня нет никаких личных претензий к шансону и к персонажам вроде Стаса Михайлова: массово востребованный артист, честно собирающий свои стадионы. Но есть и зритель-слушатель для другой музыки. Его, может быть, 1% на всю страну, но он тоже имеет право на свою нишу. То же самое — в кино, в спорте, в жизни вообще: у молодого человека к ней куча вопросов, но ответы услышать негде. Молодежного ТВ в стране нет.

В итоге множество творческих, увлеченных людей строят свою деятельность совершенно без выхода на телеэкран. Знаю, например, сообщество «Бизнес-молодость», где молодые люди могут в ходе тренингов построить собственный бизнес, и процент успешных случаев достаточно велик. Есть патриотические, православные клубы, которые занимаются просвещением, общением, нахождением жизненного вектора... Мне кажется, молодежь давно не воспринимает телевизор в качестве советчика, тем более помощника. Ну разве как энтертейнмент, не более. Где сейчас активный диалог — в передаче «Здоровье»? Но это немножко не тот зритель.

— Может, вообще ТВ через непродолжительное время умрет?

— Для определенной прослойки населения оно уже умерло. У меня множество друзей вообще не имеет телевизора в доме. Но думаю, что в большинстве россияне, особенно старшего поколения, любят ТВ, и хоронить его очень преждевременно.

— Мне кажется, сам канал должен был художественным произведением, каковым является во многом канал «Культура».

— Я тоже люблю этот канал, но я наверное лох и не понимаю, почему на таком же уровне качества не могут работать другие каналы. На Западе снимают совершенно попсовый сериал «Как я встретил вашу маму», это никакой не артхаус, и притом он сделан клево, «вкусно», весело, там замечательный сценарий, роскошные актерские работы. И это не отдельно взятый случай, а часть целой индустрии американских и английских сериалов. Почему мы берем тот же формат и делаем такой отстой, который не выдерживает никакой критики? Дело не в деньгах — их, по-моему, куры не клюют.

— Может быть, старая установка на то, что пипл схавает?

— Боюсь, это главный принцип нашего ТВ, который уничтожает в нем то хорошее, что еще осталось. Осталось, к счастью, не так мало: есть Ваня Ургант, «Один в один», «Голос», «Интерны», да те же «Реальные пацаны» — отличный сериал. Есть талантливые мультипликаторы, прекрасные ведущие. Собрать бы их в одно место и дать делать, что хотят, что умеют делать лучше всего, а не то, что кажется нужным некоторым боссам ТВ.

— Но не кажется ли, что и сама попса испытывает кризис, оттого и уходят люди в шансон? Звездочки со всевозможных «Фабрик» вспыхивают на полгода, и все. Да и сам проект «Фабрика» угас.

— Мне кажется, это нормально в массовой культуре: ты не создаешь нечто нетленное на века, чем горишь и не можешь не выплеснуть, иначе умрешь от невысказанности, — а просто ты марионетка, которую накрасили, научили открывать рот, двигаться, заработали на ней денег — и дальше взяли следующую. Этот конвейер существует во всем мире. И кризис поп-музыки носит, наверное, мировой характер. Нынешний кумир миллионов Джастин Бибер, по сравнению с кумиром миллионов 80-х—90-х Майклом Джексоном, просто блоха, недостоин даже пряжки на его ботинках, но собирает стадионы. В этом глобальном обмельчании за нас можно даже порадоваться — мы вполне в мировом тренде. Но рвать на себе волосы не стоит: думаю, это затишье перед каким-то серьезным новым рывком, мы наедимся музыкального попкорна, и нам захочется чего-то другого.

— Возможно, жанр клипа исчерпал себя?

— Не согласна, клипмейкерство — по-прежнему творческое дело, а вовсе не только деньги. Посмотрите чудесные в своей тонкой живописности клипы австралийца Готи. Какой фантастический клип — «My Valentine» Пола Маккартни! Изумительный новый ролик, просто кинофильм в миниатюре, вышел у Ланы дель Рей. Только у нас нет телевидения, на котором это можно посмотреть.

— Но все они меркнут перед популярностью PSY и его ролика «Gangnam Style».

— О, PSY — это вообще до свидания, апогей инферно. Птичий грипп современного шоу-бизнеса: кто ни прикоснется, заражается. У меня старший ребенок, который не слушает все эти радиостанции, не сидит в интернете, не смотрит телевизор, вдруг, придя из школы, спрашивает: мама, что такое г...ностайл? Как говорится, устами младенца... Это зараза и пыль, которая будет отряхнута с наших ног завтра же, но сегодня она распространяется повсеместно.

— Что из отечественной поп-музыки вам нравится?

— То, что делает Елка. Сергей Лазарев весьма профессионально работает. По-прежнему прекрасен Агутин. Очень люблю хорошие поп-роковые группы, вроде «Океана Эльзы», хотя, строго говоря, это иностранная команда. «Каста», вообще ростовский рэп для меня просто родные.

— Полгода назад говорили: вот шоу «Голос» даст свежее дыхание нашему шоу-бизнесу. Дина Гарипова действительно достойно выступила на «Евровидении», но могут ли подобные артисты принципиально изменить отечественную ситуацию?

— Мне кажется, нет, потому что мало обладать прекрасным голосом и уметь хорошо петь. Для того чтобы стать истинной звездой, нужно многое другое — в том числе здоровая индустрия, которая может этот алмаз превратить в бриллиант: огранить, оправить, выставить на всеобщее любование. В этом смысле участники программы «Голос», боюсь, наоборот, — проблемный материал для современных продюсеров. Из них не вылепишь абы что, они слишком хороши для того, чтобы делать из них певичек вроде какой-нибудь Натали с ее хитом «О Боже, какой мужчина». Никто не захочет с этим морочиться. Я вела один из сезонов программы «Икс-фактор», в котором победил певец Николай Тимохин с невероятной красоты голосом — настоящее бельканто, он не просто правильно поет, а рассказывает песню. И сам по себе красив. Сейчас он поет в мюзиклах и в театре, но на большой поп-сцене его нет. Почему талантливый и потенциально звездный человек дошел до вершины, но не остался на ней? Для меня все эти проекты имеют трагическую нотку.

— Наверное, не случайно Севара, одна из наиболее ярких звезд «Голоса», слетела с него до финала и потом продолжила свою карьеру, будто этого конкурса и не было в ее жизни: так же, как и прежде, поет дуэтом с Питером Гэбриэлом...

— Тем показательнее ситуация, когда между Севарой и ее соперником по этапу был выбран соперник. У которого тоже прекрасный голос, но он не обладает ни Севариной харизмой, ни ее сценическим опытом. И где он? Я его не слышу по радио, не вижу по телевизору.

— Вы восторженно отозвались о шоу «Один в один». Но мне кажется, идея одному известному артисту превратиться в другого известного артиста по меньшей мере странна. Не дискредитирует ли она исполнителей, как в свое время танцы на льду более обесценили фигурное катание, чем популяризировали?

— Да, бывает, все сводится к чудесам грима, но когда, например, Геннадий Хазанов перевоплощается в Аркадия Райкина, думаю, тут нечто более глубинное, это дань коллеги своему великому учителю. Во всяком случае, как зритель я получаю удовольствие. Хотя, если задуматься, наверное, такое шоу не было бы нужно, если бы не дефицит нового артистического материала. Но уж пусть лучше будет это, чем пустые реалити-шоу .

— В последнее время вы вели «Обыкновенное чудо» на «Звезде» и другие проекты, так сказать, общечеловеческого содержания. Нет ли мыслей вернуться в музыку?

— Нет и, собственно, даже некогда возвращаться. У меня сейчас программы «Девчата», «В кругу семьи»; маленькая, но очень дорогая мне программа «Выше крыши» на православном канале «Радость моя». Плюс два раза в неделю передача «В доле» на «Финам ФМ», которая меня очень греет — я там общаюсь с людьми, которые строят реальный бизнес и тем делают жизнь в стране выносимой. Действуют по принципу «делай, что должно, и будь что будет». По которому живем и мы с моим мужем.

— А о каком проекте мечтаете?

— Таком, где можно просто постучаться в дверь обыкновенной квартиры — и увидеть за ней необыкновенную жизнь. В каждом человеке есть подвиг, чудо, дар. И я хочу рассказывать о величии обычного человека. Форматы могут быть разные: ток-шоу, реалити, документальное кино, игра. Но пока нашему ТВ нужны картонные фальшивые супергерои, а не настоящие люди.

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10232
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5896
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5518
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5490
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?