Фото: www.kremlin.ru

Если послушать выступление Владимира Путина на последнем форуме ОНФ, приходит на ум высказывание знаменитого историка, который считал, что существует две основные системы руководства человеческими сообществами - система, где элита определяет своего лидера, и система, где лидер страны сам определяет элиту, которой он хочет себя окружить и которая должна его поддерживать.

Владимир Путин - после того как он был приведён к власти в 2001 году как выражение первой системы – сейчас, как кажется, составляет часть второй «системы». Только он ещё не довершил формирование собственной элиты. Но намерен сделать это теперь. В то же время он ставит цели элите, которую создаёт по своему образу и подобию. И, конечно, этим объясняется тот факт, что он не стал вступать ни в одну из партий, представленных в нынешней Думе. В самом деле, свою предпрограммную речь он произнёс не перед Думой, а перед форумом Общероссийского народного фронта (ОНФ).

А что такое этот ОНФ? Это «союз политических деятелей разного толка, но с равными правами, которые действуют в союзе друг с другом, чтобы двигать вперёд Россию». Выражение чрезвычайно неясное и широкое, которое употребил сам Путин, тогда глава правительства, когда основывал его в 2011 году.

Значение этого выбора (который он долго обдумывал) очевидно: президент должен быть выражением народа, а не той или другой политической коалиции, того или другого объединения. И это подтверждает политическая платформа - «треугольник», совершенно внеклассовая, откровенно не идеологическая: государственность, свобода, стабильность.

Эти качества должны быть присущи России, чтобы она была сильной, чтобы она была в состоянии ответить на все вызовы, так внутренние, так и внешние. Путин откровенно признал, что «остаются проблемы, которые нужно решать», но тут же напомнил о своей заслуге, которая заключается в решительном преодолении опасности государственного коллапса, угрожавшей в стране в тот момент, когда он принял на себя руководство ею. О какой опасности говорит кандидат Путин, все поняли: об опасности остаться стране без перспектив, нации – без ориентиров, остаться неспособными противостоять экономической катастрофе и внутренней и внешней угрозе терроризма.

«Мы уже доказали, - начал он в своей обычной суховатой манере, - что можем воплощать в жизнь мечты и самые амбициозные планы, преодолевать сложнейшие испытания вопреки всем обстоятельствам».

Среди этих достижений, как и следовало ожидать, Путин упомянул о том, что была достигнута «адекватная» обороноспособность России, и о «мощной базе» резервов, как финансовых, так и технологических, которые в состоянии гарантировать «дальнейшие шаги вперёд». Речь идёт в основном о защите государственности. Что касается «свободы» и «стабильности», им обеим отведена будет служебная функция – гарантировать, чтобы  «достижения и реальные перемены к лучшему» стали «необратимыми».

Сигнал, который он подал, совершенно ясен: не позволено будет рисковать стабильностью страны. Это сигнал, посланный и внутрь страны, и вовне. В России не будет цветных революций, по крайней мере, в той перспективе, которую охватывает взор этого президента. Таким образом, все задачи, которые были поставлены, - это задачи «оборонительные».

Нет ни следа планов какой бы то ни было экспансии, нет идеи о том, чтобы предложить «модель Путина» всему остальному миру. На это указывают те специфические задачи, которые перечислил президент, поставив на первое место задачу «сбережения и преумножения нашего народа», на второе – «создание новой экономики», на третье место – «развитие Арктики, Дальнего Востока и Сибири», на четвёртое – «новые технологии» и образование.

Ещё много нужно сделать, чтобы «преодолеть бедность и неравенство», - сказал Путин, но нерешённым проблемам отведено второстепенное место. На его пути к победе и четвёртому президентскому сроку (после первых двух, начавшихся в 2001-м и в 2008-м, Путин уступил пост президента Дмитрию Медведеву, оставив себе роль главы правительства, чтобы снова стать президентом в 2011-м), по всей видимости, не будет препятствий.

Что будет после 2022 года (президентский срок продлён с 4-х до 6-и лет), предположить невозможно, даже отдалённо. Путину тогда будет 70. Он будет ещё слишком молод, чтобы отказаться от власти.