Новости
Главная Наука и технологии 00:11 09 Февраля 2018 5487
«Пассажиров провожали, как космонавтов...»

Размышления под крылом сверхзвукового лайнера о прошлом и будущем

Анатолий Журин
Легенда советского самолетостроения - сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Сегодня День гражданской авиации, который наши авиастроители встречают с надеждами и осторожным оптимизмом. Набив немало шишек, они освоили выпуск лайнеров «Сухой Cуперджет», на подходе перспективные отечественные МС-21. А недавно президент Путин предложил создать российский сверхзвуковой пассажирский самолет с использованием технологий, примененных в стратегическом ракетоносце Ту-160. И сразу же по горячим следам в ОАК сообщили, что проект такого дальнемагистрального лайнера существует, просчитаны сроки его разработки и даже стоимость. Насколько идея перспективна?

Хотя почему «проект»? В советские времена у нас уже был пассажирский Ту-144, который за три часа покрывал расстояние от Москвы до Хабаровска. Но проект свернули, прежде всего по экономическим причинам — пассажирские полеты на сверхзвуковых скоростях оказались слишком дорогим удовольствием. А что сегодня?

Гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО в разговоре с корреспондентом «Труда» назвал воплощение этой идеи «слишком дорогостоящим, чтобы быть похожим на правду». А авторитетный специалист по авиализингу Вадим ОЛЕЙНИК, в советское время возглавлявший отдел летных испытаний головного НИИ гражданской авиации, напомнил, что у машин туполевской фирмы было много общего: «Команда главного конструктора Валентина Близнюка сделала самый мощный в истории сверхзвуковой авиации бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Но при создании Ту-160 они использовали наработки конструкторов Ту-144, который на тот момент вобрал в себя лучшие достижения отечественной авиационной науки того времени, ученых туполевского КБ, ЦАГИ, ЦИАМа...»

Напомним, что Ту-144 создавался одновременно с британо-французским «Конкордом». С самого начала молодой сотрудник ГосНИИ ГА Олейник был в гуще событий. Первую машину собирали на базе туполевского ОКБ в Москве, потом передали в летно-испытательную базу в Жуковском. Большую роль в постановке самолета на крыло тогда сыграли летчики-испытатели Вячеслав Попов и Эдуард Елян, крупные ученые Леонид Селяков, Лазарь Роднянский. Все без исключения работали не щадя себя, добиваясь, чтобы наш сверхзвуковой пассажирский лайнер стал первым в мире. И это у них получилось: Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше «Конкорда».

Вадим Олейник помнит, что всю вторую половину декабря 1968 года погода была нелетная. Конструкторы, испытатели, работники аэродромной службы дни проводили в тягостном ожидании. Летчик-испытатель Эдуард Елян в который раз садился в тренажер, отрабатывая до автоматизма команды. Когда уже казалось, что вылет в плановые сроки так и не состоится, синоптики пообещали солнце в последний день года. Утром 31 декабря 1968 года видимость полосы проверили на Ту-134, а затем настала очередь и новой — сверхзвуковой! — машины.

— На аэродроме в Жуковском царили особая сосредоточенность и всеобщий подъем, — вспоминает Олейник. — Все столпились на площадке перед полосой, чтобы ничего не упустить из вида. Наконец Андрей Николаевич Туполев дал команду — машина вырулила на ВПП и взмыла в небо. Стало тревожно, когда перед посадкой погода резко ухудшилась. Но многоопытный Елян с первого захода мягко приземлил самолет. Люди не хотели расходиться, все были по-настоящему счастливы. И тогда Туполев широким жестом пригласил всех отпраздновать событие. Моментально соорудили стол метров 30 длиной, ставили его напитками и закусками. Это, пожалуй, был первый в истории случай, когда коллектив ЛИИ гулял до двух часов ночи и Новый год встретил в Жуковском!

Ну а потом пошли тестовые полеты, красавец лайнер вышел на регулярные линии. Рейсовые Ту-144 летали из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил на 20 рублей дороже, чем на обычный рейс. Те, кому посчастливилось летать на этом чуде техники, потом вспоминали, что первых пассажиров в Домодедово провожали, будто космонавтов. Торжественно объявляли на весь аэропорт: «Производится посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер!» По дороге к трапу расстилали красную ковровую дорожку, пассажиры чувствовали себя звездами Голливуда. А в салоне встречали «стюардессы как принцессы», потчевали путешественников коньяком и бутербродами с икрой...

Увы, сказка длилась недолго. 3 июня 1973 года наша гордость, свехзвуковой лайнер упал во время показательного полета на авиасалоне во французском Ле Бурже, причины той катастрофы так и не разгаданы. А в мае 1978 года в процессе испытательного полета модернизированного Ту-144 дала сбой топливная система — пилоты совершили жесткую посадку в открытом поле, двое из восьми членов экипажа погибли. С самого верха последовала команда: проект свернуть. С июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки на Ту-144.

Но те труды и жертвы не были напрасными.

— При создании Ту-144 мы научились решать сложнейшие научно-технологические проблемы, но не нашли достаточных аргументов доказать, что он может быть эффективным, — считает Вадим Олейник. — Наверное, в гонке с «Конкордом» мы поторопились с началом регулярных полетов. Только на завершающем этапе успели установить более экономичные одноконтурные двигатели Петра Колесова РД-36-51 взамен прожорливых двухконтурных. Если бы сделали это сразу, то, думаю, Ту-144 мог еще долго летать.

Для сравнения: на самолете с двигателями Колесова совершен первый полет 30 ноября 1974 года, расход топлива был снижен до 11,2 кг/км, в то время как на первом опытном Ту-144 было 26 кг/км.

А еще одна большая проблема Ту-144, по мнению Олейника, будет стоять и перед создателями нового сверхзвукового самолета: «звуковой удар». Американцы запрещали полеты «Конкордов» на свою территорию. СССР договорился с властями ГДР и Чехословакии о полетах через эти страны, но сейчас простого решения точно не будет.

Наконец, главное. Когда идут разговоры о том, что новые самолеты будут небольшими бизнес-джетами вместимостью до полусотни пассажиров, надо понимать, что это предложение касается разве что особо состоятельных бизнесменов, а к массовым авиаперевозкам отношения не имеет. То есть идея яркая, но малоперспективная. Не лучше ли силы и средства сосредоточить на серийном выпуске региональных самолетов, которые помогут жителям отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока наконец-то вновь почувствовать себя полноценными гражданами своей огромной страны?

 

О чем рассказал и что утаил в своих интервью космонавт Геннадий Стрекалов

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

40 лет назад, 11 апреля 1984 года, в СССР встречали очередной экипаж, вернувшийся с орбитальной станции «Салют». Тогда такое случалось чаще нынешнего, только успевай запоминать новые фамилии. В тот раз...

«Труд» давно следит за драматической судьбой этого самолета

Анатолий Журин
Труд
Развал СССР ввел перспективную машину в штопор

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о том, что сроки давно обещанных поставок отечественных лайнеров в очередной раз «сместились вправо» — перенесены на 2026 год, а если...

Каковы перспективы России в этой самой высокотехнологичной сфере? Попробуем сравнить слова и дела

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

На выставке «Россия» правительство РФ провело пленарную сессию «Искусственный интеллект — главная технология XXI века». «Мы видим, что искусственный интеллект становится ключевой...

Именно к этой фразе сводится большинство дискуссий об искусственном интеллекте

Сергей Беднов
Труд
Задавать вопрос, почему Екатерина Андреева не стареет, рановато. Пока. Фото: пресс-служба компании «Лукойл». globallookpress.com

По мнению одних, сначала тот лишит миллионы трудящихся работы. А позже придет к выводу, что люди ему только мешают, и нажмет на пресловутую «красную кнопку». Другие же полагают: нейросети —...

35 лет назад самолет Ан-225 «Мрия» совершил первый испытательный полет 

Труд
Фото: © Anatolii Stepanov,globallookpress.com

1394 Родился Мухаммед Тарагай Улугбек, ученый, построивший под Самаркандом обсерваторию. 1633 Галилей коленопреклоненно отрекся от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. Папа заменил...

Наука и технологии 17:30 / 16 Марта 2024 3948
Технопарк

Австралийские ученые установили солнечные панели прямо в глаз

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © MWI Creative Team, globallookpress.com

По легенде, Дмитрий Менделеев увидел свою Периодическую систему химических элементов во сне, хотя и собирал материалы для своего фундаментального труда больше 20 лет. И 155 лет назад ближайший друг и коллега Менделеева...

Обучение компьютерной грамотности людей почтенного возраста - задача не из простых

Максим Башкеев
Труд
Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Поверьте, я из личного опыта знаю, о чем говорю. Попытки объяснить цифровую логику человеку, прожившему 70 лет в аналоговой реальности, — тот еще квест. И вот как раз для таких случаев российские программисты...

России нужны свои игровые приставки и консоли. Таково распоряжение президента

Юрий Ряжский
Труд
Если в начале 2000-х средний возраст российского геймера составлял 25 лет, то сейчас он достиг 36. Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об организации производства отечественных игровых приставок и консолей. Контрольный срок для отчета премьеру Мишустину установлен жесткий: до 15 июня текущего...

В свое время его создание стало поводом для возбуждения уголовного дела о распиле бюджета

Фото из открытых источников

Военнослужащие Вооруженных сил России нашли под землей пропавшую несколько лет назад скандально известную бронемашину «Азовец» украинского националистического вооруженного формирования «Азов» (запрещено в России как террористическая...

Наука и технологии 20:01 / 30 Марта 2024 3689
Технопарк

Ученые используют медуз для исследований океанских глубин

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Yoshio Tsunoda, globallookpress.com

Человек, как известно, царь природы, с этим спорить пока не будем. Но у него, к счастью, хватает ума учиться у этой самой природы и многое брать у нее на вооружение — несмотря на бурные...

Наука и технологии 00:08 / 12 Апреля 2024 3467
Технопарк

Стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

15 апреля отмечается День экологических знаний, учрежденный ООН. Вот и в нашей стране в этот день стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды. Дело нужное и очень интересное, поскольку ученые...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

С молотка уйдет отчет об использовании атомной энергии в военных целях, написанный «отцами» атомной бомбы

Артем Скворцов
Труд
Последствия атомной бомбардировки Хиросимы. Фото: Keystone Pictures Agency/Zumaperss.com, globallookpress.com

В эти дни на онлайн-площадке Auction продают удивительный документ, долгие годы хранившийся под грифом «совершенно секретно». Озаглавлен 200-страничный доклад зловеще: «Атомные бомбы: общий отчет о разработке...

Найти своих предков-ремесленников теперь можно через онлайн-сервис «Моя семья»

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Москвичи смогут найти своих предков, которые принадлежали к городским цехам, через онлайн-сервис «Моя семья». Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. «Москвичи получили доступ к информации о прародителях,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
Отечественный рынок аудиокниг бьет рекорды. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вы заметили, как много вокруг людей в наушниках? Такое ощущение, что все больше тех, кто хочет отключиться, остаться наедине с самим собой. Впрочем, ничего нового в этом нет. В былые времена в метро и трамваях...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?