В отмечаемый ежегодно 15 марта Всемирный день потребителя ведущие отечественные социологи поделились свежими данными о финансовом поведении россиян. Достигли ли мы кризисного дна (в чем весь прошлый год с жаром убеждал прозванный в народе водолазом федеральный министр)? Или снизу еще предстоит ждать стука, а также чем опасен возможен дефляционный шок? В этих вопросах разбирался обозреватель «Труда».
Как показывают данные исследовательской группы GFK, каждый последующий кризис соотечественники встречают все с большим энтузиазмом. Если несколько месяцев назад уходивший год плохим назвали 16% опрошенных, то в конце 2009 г. соответствующая доля достигала 20%, а еще десятью годами и вовсе превышала треть респондентов.
.jpg)
- К сожалению, это практически единственный позитивный вывод. В течение прошлого года россияне, считающие, что кризис коснулся их лично, стали в населении страны преобладать (сейчас таких 55%), - рассказывает глава компании Александр Демидов. – Каждый второй из них сталкивается либо с сокращением, либо с задержкой зарплаты. О финансовом неблагополучии сограждан свидетельствуют начавшие расти показатели расходов на питание (их доля в семейном бюджете за прошлый год увеличилась с 43% до 46%) и популярности продуктов с собственного огорода (39% и 46% соответственно). Кстати, невиданными темпами – на 38% - всего за год подскочили объемы продаж кормов для животных (домашних питомцев держат 73% россиян).
Но ученые надеются, что собачьими консервами люди пока все же не завтракают...
Наиболее вероятное объяснение другое. Если раньше не зазорным считалось подкармливать братьев меньших остатками со своего стола (кошачьи же спецпайки, наоборот, слыли суррогатом), теперь «обычную» пищу доедаем сами, а муркам и бобикам она уже не достается. Правда, эта «обычная» тоже все беднее. Белые и желтые сыры (годичное падение продаж 8%) уступают место в рационе дешевке – колбасным и плавленым (рост 24% и 10% соответственно).
.jpg)
- В прошлом году мы зафиксировали две кризисные волны, - уточняет генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Резкое падение достатка произошло на рубеже 2014 – 2015 годов. До ноября ситуация продолжала ухудшаться, причем осенью группа материально неблагополучных граждан еще раз скачкообразно возросла с 47,5 до 60,5 % от всего населения. Третий месяц подряд она весьма медленно сокращается. Что, скорее всего, свидетельствует о плавной адаптации людей к кризису.
- В итоге, - продолжает Федоров, - впервые за весь период наблюдений в начале нынешнего года мы зафиксировали усиление следующих четырех установок домохозяйств: стараться не тратить текущие поступления; не делать долговременные покупки; не занимать деньги; забирать сбережения из банков. При этом сами опрошенные демонстрируют уверенность в предсказуемом курсе рубля как плавно снижающемся – причем не только в кратко- (трехмесячной), но и долгосрочной перспективах. Все вместе это означает весьма тревожную предпосылку к дефляционному поведению россиян. А именно: население сокращает расходы; предприятия не могут продать продукцию и заработать, поэтому снижают зарплаты; оказавшиеся без денег банки отказывают в кредитах и (возможно) лопаются. Чтобы как-то выжить, предприятия вынуждены удешевлять продукцию, что воодушевляет потребителя, который окончательно забирает деньги из банковского сектора, и… виток идет на следующий круг.
.jpg)
Как считает Федоров, дефляционный шок опасен тем, что не только Россия – вообще весь мир не понимает, как с ним бороться (в Японии безуспешно пытаются сделать это уже пару десятков лет, а оказавшийся на пороге дефляции Евросоюз через свой Центробанк снял все ограничения с печатного станка). Единственное, что слегка успокаивает – что бы ни происходило в российской экономике, розничные цены пока не снижались. Возможно, это нас и спасет.
Факт
По данным ВЦИОМ, в наличии у российского правительства продуманного антикризисного плана уверены 55% россиян. К сожалению, ориентиров не усматривают как раз те, кто больше всего в них нуждается: доля в выборке опрошенных с плохим материальным положением – всего 39%.

