В 1893 году вся Россия была взбудоражена известием о таинственном исчезновении одного из самых современных для того времени кораблей - парового броненосца береговой охраны "Русалка". Прекрасно вооруженный, стальной, но, к несчастью, низкобортовой, корабль исчез средь бела дня и не в океанских просторах, а во внутренних водах Российской империи - на полпути между Ревелем (ныне Таллин) и Гельсингфорсом (теперь Хельсинки), унеся в пучину 177 членов экипажа.
Были предприняты беспрецедентные меры поиска: тралили Финский залив, спускали водолазов, вглядывались в воду с запущенного с корабля "Самоед" воздушного шара - все тщетно. Ни одного тела к берегу не прибило. Это вызвало пересуды. Поговаривали, что кара Господня настигла "карманный" броненосец за то, что назван "нечистым" именем: "Знамо дело - русалка. Сама под воду нырнула и человеков на дно утянула".
Слухи такого рода только усилились, когда широкую известность получил следующий факт: при спуске на воду в 1868 году "Русалка" не была освящена - святые отцы отказались ступить на палубы "дивизиона нечистой силы". В самом деле, угораздило же наречь суда береговой стражи и броненосцы "погаными" именами: "Колдун", "Леший", "Русалка" и даже "Баба Яга".
Позже в финских шхерах к острову прибило шлюпку с "Русалки". Странности наличествовали и тут: в лодке нашли тело рулевого матроса Ивана Прунского, но находилось оно под сиденьями столь плотно к ним прижатым, что было совершенно ясно - сам, уже безмолвный свидетель загадочной катастрофы в Финском заливе, без посторонней помощи попасть туда не мог...
На памятник, который и теперь обязательно привлечет внимание посетителя прибрежного парка Кадриорг в Таллине, собирали деньги по всей России. Император Александр III лично внес 5 тысяч рублей. Вскоре на берегу вознесся бронзовый ангел, стоящий на гранитном постаменте. Он осеняет крестом море, поглотившее "Русалку". Однако и здесь нашлось место мистическому совпадению.
Русские моряки, приходившие сюда воздать дань памяти своим погибшим товарищам, обратили внимание, что круглая площадка вокруг памятника сделана в виде компасной картушки, указывающей курс, приведший "Русалку" к роковому финалу - норд-ост 23о. Стали наводить справки и выяснили, что изваявший ангела скульптор в морскоо деле ничего не смыслил и никаких подробностей об обстоятельствах гибели корабля знать не мог.
А несколькими годами позже именно тот же курс "норд-ост 23о" эскадра адмирала Рождественского взяла, пытаясь прорваться из Цусимского пролива во Владивосток, и практически вся была истреблена японцами. Даже часть знаменитого романа об этой величайшей трагедии нашего флота писателя Новикова-Прибоя так и названа: "На курсе норд-ост 23о". Получается, наши корабли шли к своему разгрому курсом "Русалки".
Между тем в ходе расследования страшного происшествия смогли лишь установить должностное нарушение, за которое поплатился должностью и званием капитан корабля, сопровождавшего "Русалку" к месту передислокации: он оторвался от эскортируемого судна на 18 миль, и суда потеряли друг друга из вида. Основной версией случившегося была названа штормовая погода. По всей вероятности, волны разбили остекление надстройки, вода хлынула вниз, и корабль пошел ко дну в считанные минуты.
И вот теперь появилась надежда разобраться в причинах трагедии. Исследовательское судно "Mare" и финский корабль пограничной службы около месяца изучали сонарами и магнетометрами квадрат, где предположительно мог находиться остов "Русалки". Наконец, приборы показали, что в 25 километрах к югу от Хельсинки на глубине 74 метров лежит корпус судна, глубоко вошедший в илистое дно.
Капитан Мясс сообщил, что собирается информировать российскую сторону обо всех действиях, которые предпринимают водолазы. Пока же они не прикоснулись ни к чему покоящемуся на дне моря, поскольку по законам морской этики корпус погибшего корабля считается местом захоронения моряков. Эстонцы только засняли его на видеокамеру с тем, чтобы проводить дальнейшие исследования по идентификации "Русалки".