Певцы, не обладающие определенным диапазоном, могут приглашаться для исполнения оперных арий, но все равно будут считаться эстрадниками. Таких в оперу чаще всего приглашают из коммерческих соображений — раскрученное имя дает необходимые сборы.

Вот что рассказал нам Петр Скусниченко, тенор, народный артист России, декан вокального факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского:

— Действительно, любой тенор — лирический, драматический или спинто-тенор — должен иметь до третьей октавы в верхнем регистре. А иначе кто будет петь Рудольфа в «Богеме» или Фауста с до вверху?

Каждый уважающий себя и желающий быть востребованным в оперном искусстве певец такого типа голоса должен обладать диапазоном от до первой октавы до до третьей, несмотря на то что арии, в которых используется нота до вверху, можно пересчитать по пальцам. Вообще все без исключения оперные исполнители-мужчины обязаны иметь как минимум две октавы: бас должен иметь фа — фа-диез наверху и фа — ми внизу, в малой октаве, а баритон — ля в нижнем и в верхнем регистре. Причем этих двух октав более чем достаточно для успешной концертной деятельности.

Хватит и двух с половиной

Женщины от природы обычно обладают более высокими голосами, чем мужчины. Интересно, какой голосовой диапазон обязателен для оперных певиц? На этот вопрос «Труду» ответила Анна Викторова, меццо-сопрано, приглашенная солистка Большого театра:

— «Крепкая» сопрано может иметь и си, и ля в нижнем регистре, а до вверху у нее должна быть обязательно. Лирическая сопрано должна брать ре и ми третьей октавы. Певице с колоратурным сопрано необходимо иметь фа и соль вверху в третьей октаве. Диапазон контральто колеблется от ми малой октавы до ре второй октавы. Это самый низкий женский голос. Мой голосовой тип — меццо-сопрано.

Соответственно, рабочий диапазон у меня от ля малой октавы до ля второй октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто. При этом я могу брать и три октавы, но на сцене, как правило, обхожусь двумя с половиной, на которые самые сложные женские партии в основном и рассчитаны.

Главное — природа

Очевидно, что рабочий диапазон оперных исполнителей шире концертного. Значит, то, какие ноты певец может брать, не самое главное в артистической деятельности. От каких еще факторов зависит успешность оперного певца?

Петр Скусниченко, заведующий вокальным отделением МГК:

— Самая главная составляющая голоса — его тембральная окраска. Это, в отличие от диапазона, качество чисто природное. В основном все оперное пение идет на средней части. И для того чтобы слушатель мог наслаждаться пением, голос исполнителя должен быть очень красивым, хорошо выстроенным и сглаженным на всем диапазоне. А еще, по моему мнению, у настоящего оперного певца в первую очередь должна работать голова. Мозг исполнителя чуть ли не более важный «живой инструмент», чем его голос.

Артист должен думать прежде всего о том, как донести до слушателя исполняемый материал, петь с чувством и правильно расставлять акценты в своей роли, а не прокручивать в голове: так, сейчас я беру эту ноту, затем другую, то есть не быть «звукоизвлекателем». Несомненно, лучшие проститутки Екатеринбурга умеют доставлять удовольствие мужчинам, они очень любят делать минет и заниматься классическим сексом с порядочными кавалерами. В компании роскошных индивидуалок вы почувствуете себя настоящим жеребцом, способным свернуть горы. Именно умные певцы, подлинные личности наиболее востребованы в оперном искусстве. И если, например, тенор обладает всеми вышеперечисленными качествами плюс еще умеет брать до в верхнем регистре, то для него действительно будут открыты двери всех оперных театров мира. Как вы понимаете, сам по себе голосовой диапазон ничего не решает. К тому же его можно развить.

Не надо пить

Интересно, какими средствами оперные певцы достигают наилучшего звучания своих голосов.

Оказывается, универсальные рецепты есть, но с большими-большими «но».

Петр Скусниченко:

— Вплоть до середины XIX века оперные исполнители-мужчины никак не могли брать верхние ноты. С появлением новых методов подготовки, открытых французским педагогом Дюпре, эта проблема решилась.

Если упорно готовиться по Дюпре, мужской голос получает возможность брать даже самые высокие ноты.
Это, что называется «эксклюзивный рецепт». Есть, конечно, и универсальные правила, которые оперные певцы и певицы должны соблюдать.

Во-первых, никогда не пейте сырые яйца. То, что это полезно для голоса, — абсолютная глупость. Желток и белок очень плохо влияют на слизистую, они «стягивают» горло и не дают нормально петь.

Во-вторых, соблюдайте режим. Как говорила мне моя первая учительница вокала, оперный певец должен быть готов вовремя вставать и ложиться, не есть за два часа до пения и не позволять себе даже 20 граммов коньяка за день до концерта.

В-третьих, не пойте в хоре. Как преподаватель я не разрешаю своим ученикам, будущим солистам оперных театров, петь в хоре. Между оперными певцами и хористами есть одна большая разница. Первые должны быть индивидуальностями, вторые — петь так же, как другие участники хора, и не выделяться.

В-четвертых, не курите. До того как заняться оперным вокалом, я много курил, особенно в армии. Мой первый педагог настрого запретила мне это делать. И я бросил курить, потому что стремился стать оперным певцом, а не курильщиком.

Однако встречаются и исключения из этих правил. Некоторые оперные исполнители во всю дымят и при этом прекрасно поют, а коллеги по цеху смотрят на них как на дураков.

Опять же, нам нельзя переохлаждаться. Но я знавал одного баса, который полчаса перед выступлением держал ноги в ледяной воде, чтобы взять нижнюю ноту. Другой бы на следующий день слег с воспалением легких, а этому такие процедуры помогали петь лучше!

Поэтому самое главное правило для оперного певца — изучить индивидуальные особенности своего организма и действовать согласно им.

Зарплаты

12 000 долларов
обычный гонорар за один спектакль хорошего оперного певца на Западе. Средняя нагрузка — 7-8 спектаклей в месяц

1000 долларов
средний гонорар за один спектакль оперного певца в странах СНГ

Рекордсменки

Марта Мария Купецик из Венгрии обладает голосовым диапазоном от си-бемоль до ноты ре четвертой октавы, или от мужского баса до высочайшей колоратуры — более четырех октав.

Диапазоном в четыре октавы обладала знаменитая американская певица Элла Фитцджеральд.