Я работаю в отделе кадров известного столичного коммерческого банка. Когда грянул кризис, совет директоров принял решение о сокращении штата сотрудников на треть. А я была вынуждена заниматься увольнениями. Чувствовала себя ужасно. В первую очередь пришлось попросить уйти всех, кто занимался ипотечными кредитами, так как это направление было полностью закрыто. Дальше пришла очередь почти половины сотрудников отдела потребительского и автокредитования. Не миновала участь и операторов техподдержки. Так что почти все сотрудники забирали трудовые книжки из моих рук.
Я приходила домой и падала спать. Это ужасное состояние, когда тебе нужно уволить тех людей, с которыми ты работала долгое время, а со многими сложились дружеские отношения. Да, те, кто уходил, говорили: "Не расстраивайся, Лен, мы же понимаем, что это не твоя идея. Ты просто выполняешь свою работу". От таких слов становилось еще хуже.
Апофеозом стал приказ о сокращении HR-отдела. Руководство урезало мой отдел последним, чтобы мне было легче завершить свою работу. С этими людьми мне было безумно грустно расставаться, даже вспоминать тяжело. Мы долго работали бок о бок, сдружились, а тут я выступаю в роли их палача.
А потом вдруг примерно через месяц пришло указание о наборе новых сотрудников и возвращении старых. Как же я ругалась! Понятно, что не вслух, но в душе я была в шоке. Два дня я брала за свой счет, чтобы прийти в себя после всех этих сокращений, а теперь оказалась в дурацкой ситуации, когда нужно звать обратно тех, кого недавно увольняла.
Дело в том, что после месяца работы в сокращенном составе стало ясно, что на старых продуктах банка в кризис не продержишься. Надо менять направление и вводить новые услуги. Для этого нужны новые люди. Раньше банк занимался в основном только потребительским кредитованием, теперь же с учетом экономической ситуации стоило уделить внимание депозитарным вкладам на небольшие сроки.
В общем, меня как начальника попросили вернуть некоторых сокращенных, да еще и подыскать новеньких.
Я начала обзванивать своих старых коллег. Некоторые уже нашли работу, многим было просто неприятно даже подумать о том, чтобы вернуться в коллектив, который с ними так обошелся. Дело в том, что многих вынудили написать заявление по собственному желанию, а не по соглашению сторон. Так что из, наверное, 60 человек, согласились подумать всего 20. Я очень хорошо их понимаю: вначале банк избавился от этих людей как от ненужных, а потом вдруг позвал обратно. Я бы и сама не пошла - гордость и честь дороже.
Сейчас набор персонала в полном разгаре. Народ толпами валит к нам устраиваться. Причем не скрывают, что до кризиса они получали на 20-40% больше. Сейчас готовы идти с понижением в должности. Лишь бы работа была, да еще в компании с именем. Из тех, кому я звонила и звала к нам обратно, пришли всего шесть человек. Остальные гордо отказались или сказали, что уже нашли хорошую работу.
В мой отдел девочки вернулись, на этом я настояла. Мы как будто даже и не расставались. Работаем, как раньше, а о тех трех неделях вынужденного отпуска мои подчиненные не вспоминают, делают вид, что ничего не было.
Елена. Москва
Мнение
Вера Елисеева, независимый HR-специалист:
- Не обижайтесь на работодателя. Часто из-за паники работодатели не ведают, что творят.
Я страшно рада, что такие случаи стали происходить. Это доказывает, что не все так плохо. И что паника - это самое пагубное, что может быть. Если бы совет директоров не поддался всеобщим настроениям, им бы не пришлось сокращать персонал, портить с людьми отношения и потом, подумав, звать их обратно.
