- Сколько денег вы сэкономили для регионального бюджета, избавившись от личного водителя? Как он себя теперь чувствует?
- Водителя я не увольнял. Он по-прежнему работает. Внедорожник Lexus LX 570, о котором идет речь, был приобретен для прежнего губернатора, но пришел в область только в конце года. Если бы я начал работу с того, что сел на Lexus, начались бы разговоры: мол, купил себе во время кризиса машину за 4,5 миллиона рублей. Никто бы и не вспомнил, что ее заказывали задолго до моего назначения. Поэтому я решил продать этот автомобиль и пригнал из Перми свое личное авто, на котором и работает мой водитель. Просто я сам не очень люблю сидеть за рулем, да и мое знание улиц Кирова пока оставляет желать лучшего. Вдобавок по выходным я езжу по области, в которой 40 районов. Если сам сяду за руль, могу просто не доехать или поехать не туда. Lexus выставлен на продажу. Думаю, что он вряд ли достанется моим подчиненным: я урезал бюджетные расходы на приобретение служебного транспорта, оргтехники и прочего. Бюджету области вырученные деньги помогут незначительно - что такое 4,5 миллиона рублей при дефиците в 4 миллиарда?
- Сколько денег вам удалось сэкономить, оптимизировав бюджет администрации?
- Сумма пока не очень большая - около 60-70 миллионов рублей. Но таким образом мы даем сигнал муниципальным властям, у которых чиновников в два раза больше. Сейчас мы сократили численность областных чиновников на 13% - из 2,2 тысячи человек уволены около 300. Нужно было сократить 15%, но не получилось: есть чиновники, выполняющие федеральные функции, деньги на их работу выделяются из федерального бюджета. Не считая расходов на госуправление, сокращается вся расходная часть бюджета, идет пересмотр программ, принятых в 2008 году. Бюджет Кировской области - 29 миллиардов рублей. Буквально на днях я подпишу распоряжение о сокращении расходов на 500 миллионов рублей. Еще порядка 500 миллионов под сокращение есть в запасе, и в течение года я думаю еще 1 миллиард подыскать. На самом деле не последнюю роль в вопросе оптимизации расходов будет играть софинансирование областных проектов федеральным центром, например дорожное строительство.
- То есть экономить главам регионов в принципе есть на чем?
- Надо понимать, что для всех сфер сокращение финансирования очень болезненно. Там, где мы не можем сократить расходы полностью, по максимуму урезаем. В области отказались от многотиражного выпуска различной методической литературы к семинарам, выставкам. Это уже лишних 4-5 миллионов рублей. Или, если мы понимали, что, начав строительство, мы его не закончим, переносили проект на 2010 год. Когда такого понимания не было, урезали расходы на 15% независимо от того, приобретение ли это школьного транспорта или строительство пристройки к библиотеке. Люди сначала, конечно, хватались за головы, но потом поняли, что сделать это было необходимо.
- Что в условиях кризиса, на ваш взгляд, является основной проблемой именно для губернаторов? Какие антикризисные вопросы относятся только к ведению федерального центра?
- Сейчас большие проблемы у губернаторов, чьи области за последние 7-8 лет имели стабильный рост. Кировская область никогда не "жировала". Поэтому сейчас ситуация в регионах, которые последние два года были в стране локомотивами в нефтянке и металлургии, хуже, чем у нас. Везде постепенно будут сокращаться налоговые поступления в бюджет. С апреля начнут сдавать годовые балансы. Тогда станет понятно, у каких регионов какие проблемы. Сейчас основная беда - безработица. За потерей работы следует целый комплекс социальных проблем - рост уровня преступности, повышенный рост заболеваемости, суицидов. В этой ситуации федеральный центр грамотно выделил по линии Роструда 50 миллиардов рублей на создание новых рабочих мест - даже в виде общественных работ. Регионам предложили поучаствовать в этой программе. Мы стали третьей областью, которая подписала соответствующее соглашение с правительством. Из федерального бюджета нам дают 650 миллионов рублей.
- За что губернатор должен нести персональную ответственность? Можно ли разработать критерии, по которым будет оцениваться работа руководителя региона по преодолению кризиса?
- Губернатор как высшее должностное лицо в регионе должен нести персональную ответственность за все. Что касается критериев оценки работы, то, насколько я знаю, в Минрегионразвития они сейчас формируются. Думаю, они будут касаться вопросов безработицы, сферы налогового администрирования - не сколько налогов собирается, а как они собираются, растет недоимка или нет. Наверняка будут оценивать, какие усилия губернатор прилагает для сокращения госрасходов, какие принятые ранее программы включает в число приоритетных.
- Уволенные две недели назад губернаторы, по вашему мнению, не справились с этими задачами? И возможна ли дальнейшая смена глав регионов в ближайшее время?
- Оценивать решения президента, главы администрации, премьер-министра - не в моей компетенции. Кто с чем справился или не справился - тема отдельного исследования, и мне как только что назначенному губернатору оценивать работу нынешних и бывших коллег было бы некорректно.
- Вернемся к теме кризиса. Как он выглядит в цифрах в Кировской области?
- В Кировской области сейчас нет закрытых предприятий. Ну или почти нет, если считать крупные. Часть предприятий приостанавливает работу, потом вновь запускает производство, часть перешла на двух-трехдневную рабочую неделю. Другое дело, что с 1 января по 1 февраля этого года выросла задолженность по зарплате с 70 миллионов до 150 миллионов рублей. Я ожидаю снижения налога на прибыль. В прошлом году собрали около 4,5 миллиарда рублей, в нынешнем хорошо бы выйти хотя бы на 3 миллиарда. То есть потери бюджета за этот год составят 2-2,5 миллиарда рублей. Учитывая, что бюджет на 2009-й принимали из расчета потерь в 2 миллиарда, общий дефицит составит 4 миллиарда. Поэтому все сокращения расходов сейчас направлены на то, чтобы выйти на показатель, заложенный в прошлом году.
- Что происходит на рынке труда Кировской области? Велика ли безработица, создаются ли новые рабочие места и в каких именно сферах? В каких отраслях есть необходимость в кадрах?
- Сейчас на учете в службе занятости состоит около 11 тысяч безработных. По пессимистичным прогнозам, к концу года их станет около 36 тысяч. При этом потребность в кадрах есть всегда. Другое дело, насколько эти потребности адекватны востребованным специализациям и зарплате. Нет недостатка в вакансиях экономистов, юристов, специалистов на селе. Но в село народ и раньше не стремился, сейчас - тем более.
- Чем вам помогает опыт работы на посту вице-губернатора Пермского края в борьбе с кризисом?
- Что до экономической составляющей, то времени на то, чтобы во все вникнуть, мне требуется мало. Есть понимание повышения инвестиционной привлекательности региона, поддержки малого бизнеса. В этом смысле Пермский край и Кировская область схожи.
- Если предположить, что вы член правительства России, то какие антикризисные меры вы могли бы предложить с учетом приобретенных в регионе знаний?
- Не готов сейчас говорить в масштабах всей страны. Специфика у регионов разная. Но скажем так: пока я не уверен, что меры по преодолению кризиса, предложенные федеральными властями, достаточно освоены губернаторами.
- Вы предложили вернуть областному центру Кирову его историческое название - Вятка. Сколько на это понадобится денег, где вы их собираетесь сейчас брать? Что кировчане думают об этой инициативе?
- Сформирована рабочая группа по изучению общественного мнения. Сумма на переименование требуется не слишком большая - около 6 миллионов рублей, из них 2 миллиона уйдет на переоборудование двух стел на въездах в город. Представители бизнеса готовы взять эти затраты на себя. Моя задача - понять, как к этой инициативе относятся граждане и сколько денег на это потребуется. Некоторые кировчане говорят, что во время кризиса это делать нецелесообразно. Но когда их спрашиваешь, готовы ли они к возвращению исторического названия без затрат из регионального бюджета, они соглашаются. Поэтому я говорю: давайте обсуждать.
- Правительственная программа борьбы с безработицей предусматривает выделение средств на открытие собственного дела. Но на местах эта инициатива трансформируется. Так, к примеру, власти Ярославской области намерены привлечь к общественным работам в этом году 29 тысяч человек, а деньги на открытие своего бизнеса могут дать только 40 землякам. Как вы смотрите на эту проблему, что намерены сделать в своей области?
- Сейчас на реализацию этой программы из выделенных нам 650 миллионов рублей направили 13 миллионов. Если будет необходимость, то мы можем в соответствии с программой перенаправить часть средств из других сфер в эту. Мы исходим из потребностей жителей области.
- Давал ли президент Медведев вам лично какие-то поручения по борьбе с кризисом?
- Поручение было одно: грамотно и эффективно руководить вверенным мне регионом.
Кировская область
Чем управляет Никита Белых
Область входит в состав Приволжского федерального округа.
Административный центр - город Киров. Территория области - 120,8 тысяч кв. км. На территории области находится: 18 городов (из них 5 - областного подчинения), 42 поселка городского типа, 4390 сельских населенных пунктов, 1 закрытое административно-территориальное образование. Население - более 1,4 млн. человек (горожан - 71,7 %).
Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, электроэнергетика. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84%.
Доходная часть бюджета области в 2008 году составила более 22 млрд. рублей (2007 год - около 19 млрд. рублей), расходная часть - 23,8 млрд. рублей (2007 год - около 20,2 млрд. рублей). Дефицит бюджета области в 2008 году - около 1,8 млрд. рублей (2007 год - более 1,3 млрд. рублей).
Биография
Никита Белых
Родился 13 июня 1975 года в Перми. В 1991-м окончил с золотой медалью физматшколу. В 1996 году окончил с красным дипломом экономический факультет Пермского госуниверситета и поступил в аспирантуру. Стажировался в Оксфорде.
1993-1998 годы - учредитель и руководитель инвесткомпании "Фин-Ист". С 1998 по 2004 год - член правления Пермской финансово-производственной группы.
С июня 2002 года - заместитель гендиректора ООО "Инвестиционно-банковская группа "Парма", с мая 2003 года - ее гендиректор.
С 1998 года - член движения "Новая сила", с 2001 года - член партии "Союз правых сил".
9 декабря 2001 года избран депутатом заксобрания Пермской области. Был заместителем, а затем председателем комитета по экономической политике и налогам, членом депутатских групп "Промышленники Прикамья" и "Союз правых сил".
С 2001 года - зампредседателя, а с 2002-го - председатель Пермского регионального отделения СПС. С 2004 года - член Федерального политсовета СПС.
В марте 2004 года был назначен вице-губернатором Пермской области. 28 мая 2005-го избран председателем Федерального политсовета СПС. 12 декабря 2007 года объявил о своей отставке с поста председателя политсовета СПС, но сразу же был переизбран. 26 сентября 2008 года вновь объявил об уходе с поста председателя и выходе из партии.
18 декабря 2008 года решением заксобрания Кировской области наделен полномочиями губернатора. Инаугурация прошла 15 января 2009 года.