Прошедший год в Армении выдался бурным. Наделавшие много шума февральские президентские выборы, события 1-го марта, введение режима ЧП, аресты многочисленных активистов сторонников первого президента независимой Армении Левона Тер-Петросяна, уголовные дела в отношении деятелей, которых еще вчера приводили в пример, как истинных патриотов Родины, всколыхнули армянское общество.

Бурлит не просто страна, бурлит рассеянное по миру армянство. Властям не могут простить даже не грубую фальсификацию выборов (к такому здесь попривыкли), а десять жертв кровавых событий 1-го марта. Армения – маленькая страна с трагической историей, и жизнь соплеменника здесь ценят очень высоко. И этот постулат 1-го марта перешагнул тогдашний президент Роберт Кочарян. Вступивший же в должность Серж Саргсян не отмежевался от этого кровопролития, продолжил репрессии в отношении оппозиции и в массовом сознании стал соучастником преступления. Имеющему дефицит легитимности С. Саргсяну приходится создавать информационные поводы, как то - приглашать на футбольный матч турецкого президента, восточным плетением словес рисовать радужные перспективы страны, цитировать евангелие, выступать в роли опекуна шахматной сборной, обещать жестко наказывать нарушителей дорожного движения. При этом он старательно уходит от ответов, в надежде, что все постепенно рассосется само собой.

Однако общество волнует не взаимоотношения светофора и распоясавшихся за последние годы магнатов, а совсем другие вопросы. Прежде всего: почему 1 марта полицейские войска жестоко пресекли мирный митинг на Оперной площади, кто и по чьему приказу стрелял в безоружных демонстрантов, почему не задержан ни один из участников избиений и нарушений на избирательных участках? Как это так получается, что десятки людей брошены в тюремные застенки за попытку вооруженного свержения власти, но ни одному из них не предъявлено обвинений в применении огнестрельного оружия.

Даже лояльные к власти политологи в Ереване указывают на неадекватность информационного воздействия поставленным целям опорочить массовое движение. Ибо фактов, подтверждающих голословные обвинения – нет, если не считать прокручиваемые по телеканалам кадры оперативной съемки, где молодые люди бросают камни в неизвестном направлении. Вот и получается, что властям нечего сказать обществу, а у общества нет желания слушать власть и добровольных ее адвокатов.

Причем если раньше критикам режима “затыкали” рот двухзначными цифрами экономического роста, элитарными жилыми комплексами в центре Еревана, то сегодня, когда финансово-экономический кризис добрался и до республики, когда замирают башенные краны на стройках и в полном коллапсе и без того хилая промышленность, граждан стали кормить утопиями... Премьера Т.Саргсяна в народе уже прозвали “сказочником”. Разрушенный землетрясением 1988 года Гюмри, где тысячи семей еще ютятся во времянках, и где на должности мэра вот уже десять лет “кормится” известный криминальный авторитет с медицинским заключением о шизофрении, премьер пообещал превратить в техноград “на зависть всем соседям”. Правительство без устали говорит о поддержке местного предпринимательства, о борьбе с коррупцией и, в то же время, с усердием разрушает самую институциализированную бизнес-структуру страны: промышленно-финансовую корпорацию “СИЛ”, чей основатель, депутат национального собрания Хачатур Сукиасян имел неосторожность поддержать на выборах кандидатуру Тер-Петросяна. Зато, как выяснил один дотошный журналист, покопавшись в бумагах таможенного ведомства, Армения на протяжении последних лет реэкспортировала десятки тысяч тонн бананов на... Сейшельские острова. Если принять во внимание, что экспортер освобождается от уплаты НДС, можно было подсчитать, сколько миллионов долларов осело на счетах близкой к президенту торговой организации. Сам журналист после этой публикации оказался на больничной койке с проломленной головой, а президент пообещал преобразовать в региональный финансовый центр затерянный в горах городок Дилижан, где наиболее удобным средством передвижения все еще остается неприхотливый ослик.

Анализируя вопрос политической расправы с неугодными предпринимателями, придерживающихся иных политических взглядов, Руководитель Армянского Национального Клуба Миабанутюн г.Москвы Смбат Караханян отметил, что практика искусственного банкротства предприятий и рейдерских захватов предприятий политических оппонентов для нынешних высших чинов уже не нова. Власти, по сути, намеренно обогащали группировки своих приближенных – в обмен на их политическую, а также финансовую поддержку.
Многие наблюдатели сходятся во мнении, что многие крупные компании разворовывались. Разграбление сгубило много рентабельных и перспективных компаний, лишив их инвестиций, а все, что можно было выжать из предприятий, распределялось между своими и преимущественно выводилось из страны.

Даже беглый взгляд на последние десять лет показывает, что рынок оказался свободным, только для небольшой группы игроков, которые быстро распределили и монополизировали экономику. Среди представителей властей продолжает преобладать привычка исповедования двойной шкалы ценностей и без стеснения ведения нечестной игры.

И в этом отношении показательным примером может являться ситуация, которая произошла с банком «Ереван-Кредит». Тогда уже тонущий банк, собравший множество вкладов населения, находился под чутким контролем Центробанка Армении, во главе с Тиграном Саргсяном. Для предотвращения массовых волнений власти судорожно искали инвесторов, и обратились с предложением выкупить банк к российскому крупному предпринимателю, Левону Маркосу. Руководство Центробанка тщательно скрывало от инвестора истинный размер долга. В результате от инвестора требовались все новые и новые вложения, а взамен продолжался вывод и укрывание активов предприятий должников банку. Власти отказывались передать банку даже соответствующие долгу доли предприятий должников.

В числе подобных бизнес-структур оказались весьма солидные, по меркам Армении предприятий, такие как ОАО «Базальт», Тепличное хозяйство Агринекс, гостиничный комплекс Мотель Севан, Севан-2, Мерседес-центр Интермотор. Нелишнее было напомнить, что фактически все упомянутые предприятия успешно привлекали российский капитал и осуществляли продуктивные программы, интегрируясь с российскими предприятиями.
В этих условиях власти ответили неадекватно жесткими мерами и начали разрушать, и попросту отнимать практически все имущество и собственность предпринимателя в Армении. Разумеется, предприятия оценивались по смехотворным расценкам и быстрыми темпами доставались приближенным к властям местным кланам. Некогда гордость армянской промышленности ОАО «Ереванское станкостроительное производственное объединение» со всеми обновленными производственными мощностями и корпусами недвижимости было оценено всего 90 тысяч долларов США.

В число подобных предприятий также попали и ОАО «Швейная фабрика», Капанский горнообогатительный комбинат, Ереванский завод химреактивов, Ереванские рынки №1, 2 и 7, зона отдыха Ванна Лич. Однако на естественную реакцию предпринимателя защитить свой бизнес были предприняты меры уже криминально-силового характера, в частности в Армении российские предприниматели Л.Маркос и В.Литвиненко подверглись уголовному преследованию. Дело дошло до того, что в ход пошла тяжелая артиллерия и неожиданно, несколько месяцев назад, окно московского офиса предпринимателей было обстреляно гранатометом. Напомним, что история продолжается и это все происходит уже в наши дни. Также заметим, что сам Маркос в самые трудные годы для Армении и армянской диаспоры и до сих пор всегда был с народом и помогал ему.

На самом деле, по мнению представителей российских отделений Армянского Национального Конгресса, произошла грубая экспроприация собственности, а за дерзость неповиновения, а потом еще и за иную политическую позицию решили наказать российских предпринимателей.

Очевидно, что с появлением новой политической силы - Армянского Национального Конгресса, появилась надежда на реальные перемены в стране и восстановление элементарных норм в обществе.

Кстати, на днях в небольшом помещении на окраине Еревана прошла очередная конференция Конгресса, на котором Левон Тер-Петросян еще раз подчеркнул, что Конгресс готов отказаться от притязаний на власть, но не поставит под угрозу интересы государства и нации, не ответит насилием на насилие. Здесь же он заявил, что располагает неопровержимыми фактами, что хулиганы, сжигавшие 1-го марта автомобили и грабившие магазины, были сформированы рядом высокопоставленных чиновников и олигархов для оправдания силовых действий правоохранительных структур.

По словам координатора центрального офиса АНК Левона Зурабяна, ни одна государственная или коммерческая структура не отважилась предоставить помещение политическому движению, объединяющему тысячи членов, с дюжину политических партий, десятков неправительственных организаций. Впрочем в центральном офисе АНК из этого проблемы не делают. В условиях полной монополизации информационного и медийного пространства, активисты движения нашли подходящий выход. Как и раньше, речи Л.Тер-Петросяна и остальных ораторов растиражируют, и десятки тысяч DVD разойдутся по городам и весям республики, да и по всем странам, где имеются армянские общины. Конгресс имеет своих сторонников не только в Армении. Так о поддержке целей и действий АНК и об открытии его отделений заявили представители армянских общин российских городов: Волгограда, Красноярска, Твери, Новосибирска, Саратова, Москвы. А, буквально на днях в Калифорнии, где проживает внушительная армянская диаспора, был проведен телемарафон по сбору средств в помощь политзаключенным и их семьям. Было собрано около 200 000 долларов.

Термина “политзаключенные” по отношению к своим арестованным сторонникам придерживается не только оппозиция. После ряда посещений Еревана члены Мониторинговой комиссии Совета Европы на своем декабрьском заседании выступила с предложением лишить права голоса делегацию Армении в ПАСЕ по причине наличия в стране политических заключенных. Реакция властей была просто шокирующей. Глава государства хоть промолчал, а вот второй по значимости в партийной иерархии после президента, руководитель фракции правящей республиканской партии в парламенте Галуст Саакян заявил, что “на Европе свет клином не сошелся”, и если мы не найдем понимания на Западе, у Армении есть альтернатива в лице исламского мира и исламских организаций! Достойным ответом на заявление Мониторинговой группы явилась и отвратительная выходка омоновцев ворвавшихся в следственный изолятор и избивших троих арестантов. Нетрудно предположить, что избитые опять же являлись активистами оппозиции. “К политзаключенным применяются весь набор постыдных методов, о которых мы черпаем сведения из “тюремных сериалов, - говорит один из активистов Фонда помощи политзаключенным Вардан Арутюнян, - Угрозы, унижение человеческого достоинства, провоцирование конфликтов с матерыми уголовниками. Режим хочет сломить узников, заставить их подписать просьбы о помиловании.

Кстати, под конец года начался судебный процесс по так называемому “делу 7-и”. За “попытку насильственного присвоения власти” судят семерых представителей оппозиции. Среди них три депутата, бывший министр иностранных дел, бывший мэр крупного города. Единственное вещественное доказательство – железный прут длиной в 55 см, найденный в багажнике машины одного из обвиняемых. Процесс уже сейчас называют самым позорным судилищем в истории независимой Армении.

“То обстоятельство, что национальная власть обратилась в своем противостоянии с обществом к грубой силе, свидетельствует о полном отсутствии у нее чувства реалий” – отмечает независимый эксперт Манвел Саркисян, - Ведь, в сложившихся условиях, такой шаг попросту загнал ее в западню. Изначально было очевидным, что сила не может решить проблему. В итоге сложилась ситуация, при которой в своем прежнем качестве криминально-олигархическая структура власти Армении отныне сможет существовать лишь на «штыках». Не думаю, что это надолго. Народ устал от беспредела, причем видит четкую альтернативу действующему режиму”.

Армянский Национальный Конгресс действительно набирает силу, несмотря на жесточайшие репрессии против его сторонников. Сотни тысяч граждан страны сегодня сплочены вокруг целей, провозглашенных Конгрессом – демонтаж клептократической системы и восстановление демократии. Конгресс также предпринял создание оппозиционного “теневого правительства” – беспрецедентный шаг в новой истории Армении, подчеркивая тем самым, что правительство просто не справляется со своими функциями. Общество все яснее понимает, что объединенная оппозиция уже представляет собой серьезный вызов правительству, сохраняющему власть лишь благодаря репрессиям.

Ольга Нечипорук