Всё менее народный: в Росстате рассказали, насколько подорожал оливье

На стоимость ингредиентов давят рост налогов, удручающая динамика реальных доходов населения и сезонные факторы

В среднем за год продукты для знаменитого салата оливье подорожали на 4,6%, фиксируют специалисты Росстата. В прошлом году порция на четверых обходилась в 325 рублей, а сегодня достигла 340. Для миски в 12 порций придётся раскошелиться более чем на тысячу рублей. 

За образец аналитики Росстата взяли оливье из маринованных огурцов, зелёного горошка, картофеля, моркови, куриных яиц, варёной колбасы и репчатого лука. За год больше всего подорожали репчатый лук (на 10%, 24 рубля за кило) и варёная колбаса (на 6%, до 396 р. за кило). Далее идут горошек и огурцы в банках (на 6%, до 164 рублей за килограмм), майонез (на 5%, до 176 рублей за килограмм) и яйца (рост на 1%, до 59 рублей за десяток). Морковь и картошка за год подешевели на 11% и 3% соответственно (до 26 и 20 рублей за кило). 
 
Здесь стоит напомнить, что современный вариант салата оливье не имеет ничего общего с оригиналом. Исходный вариант разработал французский повар Люсьен Оливье в XIX веке. Блюдо содержало такие дорогостоящие компоненты как перепелов, чёрную икру, раковые шейки.
 
Подорожал и другой новогодний мейнстрим – селёдка под шубой. Стоимость за год выросла на 2,6% (157 рублей за порцию на четверых вместо 152 в 2018 году). В основе «росстатовского» рецепта соленая сельдь, картофель (400 г), свекла, морковь, яйца, репчатый лук и майонез. Если сельдь подорожала на 4% (196 рублей за кило), то свёкла подешевела на 8% (25 рублей за кило). 
 
В прошлом году росли цены на все указанные ингредиенты для салатов, кроме сельди. Рыба тогда дешевела на 6%.
 
По данным Минэкономразвития, инфляция в октябре составила 3,75%. Так называемый «индекс оливье» опередил её почти на процент, зато селёдка под шубой отстаёт. 
 
Один из факторов роста цен на составляющие новогодних блюд – сезон. Осенью на волне урожаев овощи традиционно дешевеют. К декабрю выигрывают лишь производители, у которых есть специальные овощехранилища, а также торговцы импортом. Создаются условия для роста цен, напоминает глава аналитического агентства Fruit news Ирина Козий. 
 
Зимой оливье и селёдка под шубой обязательно подорожают, соглашается глава правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Однако всё больше россиян перестают считать эти блюда обязательными для праздника. Значит, повышенного спроса на ингредиенты ждать не приходится. 
 
Кроме сезонных факторов на ценник блюд влияет и политика родного государства. «Этот год был непростой, он начался с увеличения НДС на тарифы», - сказал «Москве-24» исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков. Впрочем, с учётом политики чиновников подорожание на 4,6% эксперт не может назвать существенным. Вряд ли россияне массово перейдут на другие салаты: их стоимость едва ли окажется ниже, считает Востриков. 
 
Согласно всё тому же Росстату, реальные доходы россиян в конце года резко выросли на 3%. Многие экономисты считают эти цифры сомнительными: оснований для повышения доходов нет, а номинальный рост зарплат таким основанием на практике не оказался. Поэтому рост индекса оливье (как и подорожание многих других торговых позиций) вызывает тревогу не сам по себе. Дело в практически нулевом приумножении реальных денег у россиян. «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, - это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере - работающие бедные», - говорила ещё в 2017 году вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.
 
Недавно проблему символического роста доходов граждан признал и президент Владимир Путин. Сложно сказать, удастся ли выйти на позитивные показатели в условиях ручного управления и подорванных за последнюю двадцатилетку демократических институтов. Авторитарная модернизация (хоть и с оговорками) удалась лишь Китаю: но здесь сыграл роль ментальный фактор. Для россиян всё менее актуальной становится ценность «сильной руки», тем более что в последнее время эта «рука» существенно урезала паёк. А согласно последним социологическим замерам, российское общество индивидуалистично, наш социум довольно атомизированный. 
 
Отметим, в среднем россияне потратят около 10 тысяч рублей на продукты для новогоднего стола, говорят аналитики компании Nielsen. Из продуктов самыми популярными оказались фрукты и овощи (их купят 93% респондентов), сыр (89%), мясо, птицы и рыба (87%). Пик трат ожидается 24-28 декабря, утверждают аналитики. Для сравнения: в 2018 году граждане собирались потратить на новогодние торжества 16,9 тысяч рублей. Правда, здесь речь шла о праздничных тратах в целом.