Черный ящик в каждое авто: Рогозину предложили установить тотальный контроль за транспортом

Для слежки за автомобилями предложено использовать навигационную систему ЭРА-ГЛОНАСС, изначально разрабатывавшуюся для помощи людям, попавшим в ДТП

В правительстве РФ родилась идея радикального решения проблемы нарушения российскими автомобилистами правил дорожного движения. Министры полагают, что начиная с 2020 года все новые машины должны оборудоваться «черными ящиками» – устройствами, которые на основе сигнала системы ГЛОНАСС будут следить за движением автомобиля и передавать всю информацию в МВД.

Как сообщают «Известия», инициатива была озвучена заместителем министра транспорта РФ Алексеем Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Известно, что план получил поддержку, и в результате Минпромторгу, Минкомсвязи, Минэконому, Минтрансу и госкомпании АО «ГЛОНАСС» было поручено изучить проект и подготовить предложения по его реализации.

Технические тонкости: из спасателей в контролеры

Подготовка тотальной слежки за всем российским автотранспортом оформлена правительством как формирование «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Реализовывать концепцию предполагается на базе спутниковой системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая первоначально создавалась для помощи людям, попавшим в ДТП: аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях».

При создании системы предлагалось, что датчик ГЛОНАСС будет передавать спасателям и медикам точные координаты машины, попавшей в аварию. Однако теперь власти хотят использовать возможности точного определения каждого автомобиля для слежения за транспортом в целом.

Обозреватели отметили, что речь идет о расширении функций, а не о создании новой системы. Дело в том, что обязательная установка следящих блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2020 года прописана в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза. В штатном же режиме ЭРА-ГЛОНАСС начала работу с 1 января текущего года. Правда, пока ею оборудуются только отдельные машины: Lada, Mercedes, Bentley и некоторые другие марки.

Между тем, слежка за движением автотранспорта и отправка отчетов в ГИБДД – далеко не все опции, на которые можно «раскрутить» спасательную систему. Ранее обсуждалась идея доработки «Эры» таким образом, чтобы с ее помощью можно было дистанционно глушить двигатель. Сторонники идеи утверждали, что новшество может помочь при поимке автоугонщиков и прочих преступников.

Определенная неопределенность

В качестве спасательной системы перспективы ЭРЫ-ГЛОНАСС вопросов не вызывают. Однако попытка навесить на нее дополнительный функционал порождает весьма сложные вопросы как технического, так и финансового плана, отмечают обозреватели. Во-первых, это касается информации с которой приходится иметь дело. В России 42 миллиона транспортных средств; передача данных только о разбившихся машинах – один уровень сложности, а отслеживание и анализ поведения всех автомобилей – совершенно другой, подчеркивают эксперты.

Также во властных коридорах пока нет единого представления о том, зачем, собственно, нужно следить за автомобилистами. «Представители Минтранса рассказывали нам об идее следить через ЭРА-ГЛОНАСС за манерой вождения, но, правда, нам это преподносилось как инструмент для страхования: чтобы страховщики могли оценивать, как водитель ездит, и могли бы применять понижающие либо повышающие коэффициенты», - рассказал журналистам президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Открытым остается и вопрос о финансировании проекта: государство уже вложило в создание системы более 3,9 миллиардов рублей, и больше тратить денег, похоже, не намерено. По крайней мере, государственное финансирование проект должен получать лишь первые три года работы, после чего ему придется выйти на самоокупаемость.