Все так плохо? Власти РФ задумались о введении безусловного базового дохода

Идею озвучил экс-премьер Дмитрий Медведев; параллельно глава ВТБ призвал отменить НДФЛ для самых бедных слоев населения 

Российские власти задумались о финансовой поддержке рядовых граждан – не единоразовой, а систематической, постоянной. В один и тот же день на этот счет высказались председатель правления банка ВТБ Андрей Костин и глава партии «Единая Россия», а в прошлом – президент и премьер-министр страны Дмитрий Медведев.

Продиктованы ли эти высказывания фактически уже начавшимся всероссийским голосованием, или же в умах федеральных чиновников прокладывает себе дорогу новый дискурс – пока сказать трудно. Но на сквознячки перемен слова обитателей федерального Олимпа вполне тянут.

Последние 7 – 8 лет российское руководство вполне открыто проводило политику «люди – новая нефть», без зазрения совести повышая налоги, сборы и пошлины, поднимая пенсионный возраст, собирая информацию о движении каждого рубля на счетах граждан. Теперь же двое далеко не последних людей во власти озвучивают диаметрально противоположные идеи. Впору задаться вопросом: что же изменилось?

Власть поворачивается лицом?

Глава ВТБ Андрей Костин выступил с предложением, которое уже высказывал ровно год назад: отменить налог на доходы физлиц для беднейшей части населения. При этом банкир сослался на передовой опыт западных стран, который показывает, что такая мера является очень эффективным инструментом по борьбе как с безработицей, так и с бедностью работающего населения.

«Мы видим, что в ряде западных стран, в том числе в США, используется система стимулирования занятости, то есть когда мы пытаемся из безработных сделать людей работающих, простимулировать их интерес к работе. И одним из них (стимулов – TRUD.RU) может являться вычет платежей НДФЛ вплоть до отрицательного, для, например, семей малоимущих с большим количеством детей», – пояснил он, выступая на Московском финансовом форуме.

При этом глава ВТБ отметил, что государство могло бы не просто освободить беднейшую часть граждан от уплаты налога, но и даже начать доплачивать тем из них (точнее – из нас), кто зарабатывает недостаточно много. «На Западе это используется в виде даже отрицательного НДФЛ, либо каких-то вычетов, то есть какое-то стимулирование этих процессов не на разовой основе – вот кризис пришел, по 5 тысяч и 10 тысяч рублей, – а на более регулярной основе», – пояснил глава ВТБ.

От себя добавим, что преимущество такой схемы перед начислением разнообразных пособий и субсидий, чем сейчас заняты огромные штаты российских социальных служб, состоит в том, что доплаты идут автоматически, государство не тратит ресурсы на администрирование выплат, а гражданам не нужно терять время и нервные клетки, собирая пухлые пачки справок и выписок. Для экономики такая мера также является благотворной: с одной стороны, она поддерживает покупательную способность внутреннего рынка, с другой – избавляет бизнес от необходимости поднимать зарплаты там, где такой возможности нет.

Еще одним положительным следствием такого налогового маневра стало бы снижение стимулов к завозу гастарбайтеров и эксплуатации труда мигрантов, а это, в свою очередь, благотворно скажется как на криминогенной обстановке, так и на состоянии экономики: снизится вывоз капиталов в виде денежных переводов, отправляемых мигрантами семьям в родные страны.

По стопам экономических лидеров

С еще более радикальным предложением выступил Дмитрий Медведев. По его словам, в России в обозримом будущем может быть введен безусловный базовый доход.

«Имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социального и экономического положения», – пояснил Медведев на совещании партии.

До сих пор идею базового дохода могли озвучивать только власти очень успешных стран: Германии, Швейцарии, Финляндии. Исключением является маленькая африканская Кения; однако там размер выплат оказался крайне скромным – всего 22 доллара в месяц.

При этом безусловный базовый доход рассматривается специалистами как необходимое условие для перехода в постиндустриальную эпоху, где большую часть рутинной работы будут делать роботы и автоматы, а людям останется только креативить, развивать науку и заниматься творчеством. Собственно, такой доход позволяет обеспечить средствами к существованию миллионы нынешних водителей, охранников, продавцов-кассиров, которых пришествие роботов и интернета вещей уже в обозримой перспективе сделает лишними на рынке труда.

Однако России вряд ли грозят трудности постиндустриального бытия. Скорее наоборот: безусловный базовый доход может стать своего рода всеобщим пособием в условиях жесточайшего экономического кризиса. Столкнуть же российскую, да и мировую экономику, в этот кризис пока может масса вещей: вторая волна коронавируса, нестабильность цен на энергоносители, очередной раунд американо-китайской экономической войны, либо масштабный пакет санкций против России, введенный под каким угодно предлогом.