Станислав Говорухин: «Я сказал Машкову, что он превзошел Высоцкого»

Вышедший в прокат фильм «Пассажирка», снятый по повести Константина Станюковича, рассказывает историю любви молодого офицера и обворожительной дамы, путешествующей на корабле. Режиссер Станислав Говорухин рассказал «Труду» о работе над «Пассажиркой»

— Главную героиню, роковую пассажирку, в которую влюбляются все мужчины на корабле вплоть до капитана, играет молодая сериальная актриса Анна Горшкова. А как же ваша нелюбовь к медийным лицам? Вы ведь всегда любили открывать новых звезд.

— Выбор молодых актрис на роль красавиц сейчас, мягко говоря, невелик. В свое время мне удалось снять в главных ролях Светлану Ходченкову, которую все заметили как яркое явление. Но Светлана оказалась дурой, потому что подогнала себя под модный стандарт худосочной модельки. Я ей говорил, чтобы она не шла против природы и не садилась на диеты, но она поступила по-своему. Я пробовал её на роль пассажирки, но при её нынешней худобе было бы невозможно в XIX веке покорить всех офицеров элитного корабля. Я не требовал от исполнительницы главной роли тициановских форм, но женщина должна быть «вкусной». Анна Горшкова, несмотря на то что она непрофессиональная актриса, на мой взгляд, хорошо справилась со своей задачей.

— Сейчас вы снимаете современную историю любви «Сердца четырех», где главную героиню играет актриса «Табакерки» и звезда фильма «Турецкий гамбит» Ольга Красько, которая ещё более субтильна, чем Светлана Ходченкова.

— Но история же современная, да и героиня — молодая актриса. В случае с новым фильмом «Сердца четырех» меня больше беспокоил исполнитель главной роли. На роль писателя Сергея был необходим актер примерно 35 лет, в которого безумно влюбились бы три женщины — мама (Елена Яковлева) и две её дочери, одну из которых играет Ольга Красько, а другую — 17-летняя очень талантливая девочка Аглая Шиловская. Все наши красавцы актеры уже примелькались, а если в этом возрасте актер никак себя не проявил, то, значит, он бездарность. Признаюсь, подумывал пригласить на эту роль Владимира Машкова, но, как говорится, звезды не сошлись. Остановил свой выбор на польском актере Михале Жебровски, который внешне похож на Володю.

— Вы говорите о внешнем сходстве актеров неудовлетворенно. Может, польский мачо Жебровски, игравший в фильме Романа Полански «Пианист», оказался непохожим на русского плейбоя?

— Я представлял Машкова в этой роли. Возможно, поэтому невольно сравнивал его с Жебровски, а это неправильно. Когда Михал сел в машину и сразу начал пристегиваться, я ему сказал, что в России мужчины не так ревностно соблюдают меры безопасности. В кафе Михал тоже расплачивался не по-нашему. Вынимал аккуратно свой бумажник, медленно, в аккурат отсчитывал деньги и отдавал их. На это я ему сказал: «Русские женщины не любят, когда перед их глазами маячат бумажником. Им нравится, когда достают из кармана помятые купюры и небрежно расстаются с ними». Михал быстро усвоил наш менталитет и хорошо научился говорить по-русски. Возможно, мы даже не будем его дублировать.

— Как вы оценили работу Владимира Машкова в фильме «Ликвидация»? Не пожалели, что отказались снимать эту картину?

— В целом от «Ликвидации» режиссера Сергея Урсуляка я не в восторге, потому что там слишком много галиматьи. Каких-то немецких шпионов придумали… Но тот сценарий, который я читал, был ещё хуже, поэтому и отказался. А Владимир Машков сыграл лучше Владимира Высоцкого в моем фильме «Место встречи изменить нельзя», и я ему об этом прямо сказал: «Ты превзошел Высоцкого, молодец!»

— Алла Демидова, которая много играла вместе с Высоцким, как-то сказала, что она считает его средним актером. Может, Машков просто актер получше, чем Высоцкий? Поэтому ему лучше далась роль начальника угрозыска?

— Володя Высоцкий, снимаясь в роли Глеба Жеглова, жил на другой скорости, нечеловеческой. Так что оценивать в тот момент жизни его как актера невозможно. Что же касается Машкова, то мне он понравился давно, ещё по фильму Карена Шахназарова «Американская дочь», и с тех пор я мечтаю с ним поработать.

— Можно предположить, что Машкова не прельстила роль очередного героя-любовника в вашем фильме. Возможно, и для вас эта мелодрама о любовном четырехугольнике из современной жизни — промежуточная работа?

— Да, это так. Появилась возможность снять картину, и я не стал противиться. В моем возрасте ждать своей мечты опасно, можно просто потерять квалификацию. Хотя и говорят, что мастерство не пропьешь, но это не так. Как в спорте, так и в режиссуре все время необходимо быть в форме.

— Кого из молодых режиссеров вы считаете перспективным?

— С удовольствием посмотрел два фильма Оксаны Бычковой «Питер FM» и «Плюс один». Занятные и по-хорошему простые картины.

— Что скажете о фильме Сергея Соловьева «2-Асса-2»? На мой взгляд, без вашего героя Крымова картина много потеряла.

— Первая картина всегда лучше продолжения, и в этом смысле «2-Асса-2» — не исключение. Поэтому у меня никогда не было желания снять продолжение ни одной своей картины. Зачем заниматься тем, что заранее обречено на неуспех?

— Очень немногие режиссеры умеют вовремя поставить точку в фильме. А вам как сценаристу многих популярных фильмов всегда удавался финал?

— Все фильмы, снятые по моим сценариям, особенно «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, я бы переснял. За исключением «Пиратов XX века». Поэтому этот фильм — кстати, первый отечественный боевик — и живет так долго. А как сильно ругали «Пиратов XX века»! Как будто совершено преступление против нравственности. Вся пресса на нас ополчилась. Но через десятилетие выяснилось, что такие фильмы нам нужны, только снимать мы их не умеем. А ведь «Пираты XX века» вышли раньше голливудского «Рэмбо».

Досье

Станислав Говорухин, кинорежиссер

Родился 29 марта 1936 года в Пермской области, отец — донской казак.

Окончил в 1955 году геологический факультет Казанского университета, а в 1966-м — режиссерский факультет ВГИКа.

Снял в 1967 году первый фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким.

На режиссерском счету — 12 художественных фильмов и 4 публицистических.

По его сценариям сняты 14 картин. Сыграл в фильмах «Асса» (1988), «Сукины дети» (1990), «9 рота» (2005).

Депутат Госдумы с 1993 года по настоящее время.

Жена — Галина Борисовна, сын — журналист и режиссер Сергей, внук — Станислав.