На шотландской волне

В первом совместном концерте Государственного Кремлевского оркестра и скрипача Вадима Репина прозвучит музыка Мендельсона и Бруха

Один из самых необычных симфонических оркестров России – Государственный Кремлевский, о котором «Труд» уже рассказывал читателям («В мире невозможно отменить ни русскую музыку, ни русских музыкантов», номер от 8 декабря 2023 г.), впервые объединит усилия с прославленным скрипачом Вадимом Репиным. 21 февраля музыканты выступят в Большом зале Московской консерватории с программой, большая часть которой составлена из редкостей. Это две увертюры Мендельсона на морские темы, весьма репертуарный Первый скрипичный концерт Макса Бруха и крайне редко играемая у нас Первая симфония этого композитора.

Мендельсона в программе представят увертюры «Морская тишь и счастливое плавание» и «Гебриды, или Фингалова пещера». Первая из них, тоже не слишком часто появляющаяся в афишах наших залов, написана под впечатлением от двух стихотворений Гете. Композитор не просто соединил их заголовки в названии пьесы, но передал переход от состояния рассветной дремоты к радостному оживлению стихии и человека. В гораздо чаще играемой увертюре «Гебриды, или Фингалова пещера» отразились уже живые впечатления автора от плавания вдоль суровых шотландских берегов.

Концерт Макса Бруха – визитная карточка Вадима Репина. Знаменитый артист не раз признавался, что для него «одно удовольствие играть этот концерт – очень трепетное, поэтичнейшее сочинение, где даже паузы в сольной партии полны глубокого смысла и особой выразительности». Эмоциональной наполненности этому исполнению добавит уникальный звук скрипки Страдивари 1733 года изготовления, на которой уже много лет играет виртуоз.

Увенчает вечер малоизвестная отечественной публике Первая симфония Бруха. Композитор написал ее в 1868 году, после создания нескольких юношеских симфоний и оркестровых сюит (среди которых одна – на русские мотивы). Посвященная Брамсу, симфония на самом деле имеет более широкие ассоциативные связи – с музыкой Шумана, Брукнера, того же Мендельсона, что особенно слышно во второй части, перекликающейся со знаменитым скерцо «Сон в летнюю ночь», и в финале с его шотландскими мотивами.

Пересказывать творческую биографию всемирно знаменитого скрипача Вадима Репина излишне, а вот про Государственный Кремлевский оркестр напомним, что это самый молодой из отечественных симфонических коллективов, созданный в 2019 году на базе Государственного духового оркестра России и переданный Министерством культуры РФ в ведение Управления делами президента Российской Федерации. В числе главных задач оркестра – участие в официальных мероприятиях государственного значения, в важнейших общественно-политических событиях страны. С 2020 года пост художественного руководителя и главного дирижера здесь занимает Константин Чудовский – лауреат молодежной премии «Триумф», главный дирижер театра «Урал Опера Балет» (Екатеринбург), с 2022 года – приглашенный дирижер Большого театра. Маэстро имеет и обширную международную карьеру, в частности многолетний опыт руководства Оперой Сантьяго (Чили).