Новости
Главная Культура 00:01 08 Декабря 2023 5755
Константин Чудовский: В мире невозможно отменить ни русскую музыку, ни русских музыкантов

Дирижер Государственного Кремлевского оркестра убедился в этом на опыте – своем и друзей-коллег

Сергей Бирюков
Кремлевский Государственный служить Родине и музыке готов. Фото предоставлены пресс-службой ГКО

В эти дни зрители телеканала «Россия-Культура» с увлечением наблюдают за финальными этапами популярного конкурса «Большая опера». Россыпь молодых оперных звезд, харизма всемирно знаменитого ведущего — бас-баритона Ильдара Абдразакова... А еще, судя по письмам на телеканал, радует аудиторию в нынешнем сезоне прекрасно вписавшийся в «партитуру» шоу симфонический коллектив — Государственный Кремлевский оркестр под управлением маэстро Константина Чудовского. Как возник оркестр, чем родствен, а чем отличается от давно завоевавших место под солнцем знаменитых собратьев, какие заветы несет музыкантам и слушателям его лидер — ученик великого Геннадия Рождественского, хорошо известный также публике Большого театра, екатеринбургского Урал Опера Балета, оперных театров половины Европы и даже Чили?

— Константин, несколько слов об истоках Кремлевского оркестра...

— Наш коллектив и опытен, и совсем молод одновременно. Дело в том, что в основе его — Государственный духовой оркестр России, существующий более полувека. Но несколько лет назад из Управления делами президента РФ поступило предложение — создать на этой базе универсальный оркестровый коллектив. Так сказать, четыре в одном: симфонический и духовой составы, ансамбль солистов и эстрадно-джазовая группа. Главная задача — исполнение всей мировой, но прежде всего отечественной музыки для самой широкой аудитории страны, а также для тех, кто служит Родине за ее пределами.

— Но в Москве и так уже с десяток симфонических оркестров, не говоря о театральных коллективах. Откуда вы взяли еще как минимум сотню высококлассных музыкантов?

— Во-первых, наши музыкальные вузы продолжают исправно работать. Во-вторых, дружески «поделились» старшие коллективы. Например, поддержать группу альтов взялись мастера из Большого театра. Музыкантов мы набрали замечательных, там все сплошь молодежь. Не в арифметическом смысле слова, некоторым и за 60, а по отношению к делу, по творческому горению. Допустим, концертмейстер первых скрипок Константин Казначеев может провести половину программы за своим пультом, а когда объявят Концерт Чайковского или Хачатуряна, выйдет вперед и выступит уже в качестве солиста. Поверьте, это очень красиво. А одну из виолончелисток параллельно уже звали в проекты Берлинской филармонии.

С концертмейстером первых скрипок Константином Казначеевым

— Даже в пору печально известной «политики отмены»?

— Да это сплошь и рядом преувеличение — о якобы плохом отношении к нашим музыкантам на Западе. Ну имели место несколько случаев такого рода сразу после февраля 2022-го. Но в том же году сезон Ла Скала открылся «Борисом Годуновым» с Ильдаром Абдразаковым в заглавной роли. А в 2023-м главный итальянский театр стартовал 7 декабря «Доном Карлосом» с тем же Ильдаром и Анной Нетребко. В мире невозможно отменить ни русскую музыку, ни русских музыкантов. Хотя бы по той очевидной причине, что у нас учат лучше, чем где-либо. Поверьте, могу сравнить. Моя семья, где к тому моменту двое детей уже занимались музыкой, шесть лет прожила в Вене. Сейчас они в России — и совершили здесь грандиозный скачок в музыкальном развитии.

— Вернемся к Кремлевскому оркестру. А он как стартовал?

— Организационно все оформилось в 2019 году, но из-за пандемии и прочих драматических событий свой первый концерт мы дали лишь в 2022-м. Как ни удивительно, им стало выступление симфонического коллектива в прифронтовом Мариуполе. Хотя, с другой стороны, это прямое выполнение той государственной задачи, о которой я сказал выше. Впечатление потрясающее. Сначала нас военным бортом доставили в Ростов-на-Дону, оттуда машинами — на берег Азовского моря. Разрушения очень тяжелые: допустим, в половине здания живут, а другой половины попросту нет, одни руины.

Незадолго до нашего приезда был взорван драматический театр, и организаторам пришлось прямо перед его останками строить для нас открытую сцену, в партер поставили 400 стульев... А пришли, представьте, полторы тысячи человек! Именно пришли — пешком, с разных концов города, поскольку транспорт не работал. Без мобильной связи, с риском попасть под комендантский час. Играли мы не развлекательный репертуар, а Четвертую симфонию Чайковского. И буквально по ходу исполнения я видел, как из глаз публики уходила печаль, в них загоралась надежда, радость, сопереживание красоте. Не сочтите за самохвальство, но невольно возникла ассоциация с симфоническими концертами в блокадном Ленинграде, комок подкатил к горлу...

Послушать Чайковского в исполнении Кремлевского оркестра пришли полторы тысячи мариупольцев

Парой дней позже я открывал сезон в Большом театре. Потрясающая, любимая «Пиковая дама» того же Петра Ильича — но я все время ловил себя на том, что будто продолжаю дирижировать там, Мариуполе.

— Вы сказали о русской музыкальной школе, а я знаю, что вас учил один из ее столпов — великий Геннадий Рождественский.

— Геннадий Николаевич — отдельная часть моей жизни. Хотя было бы несправедливо не вспомнить и других моих учителей. Например, Валентину Аркадьевну Богдановскую, это дирижерско-хоровое отделение Гнесинского училища. На каких-то курсах повышения квалификации меня попросили продемонстрировать технику рук. Я продирижировал несколько тактов без музыки — и комиссия оживилась: о-о, сцена коронации из «Бориса Годунова»! Вот как учила Валентина Аркадьевна — музыка «звучала» прямо из рук... Потом, уже в Московской консерватории, был замечательный хоровой дирижер Борис Иванович Куликов — я рад, что сейчас перед Рахманиновским залом установили его бюст. Дальше, в Геликон-опере, со мной много занимался Владимир Александрович Понькин. Собственно, к нему я и шел опять в Московскую консерваторию, чтобы выучиться уже симфоническому дирижированию. И вдруг после приемного экзамена мне сообщают: вас отобрал в свой класс Рождественский, да еще с прицелом на участие в юбилейном концерте его 75-летия. Я в недоумении: как так? И Владимир Александрович говорит: ты не понимаешь своего счастья...

Подражать Геннадию Николаевичу было бесполезно. Некоторые студенты копировали в нем все от жеста до улыбки — и никакого результата. Потому что этот жест, эту улыбку еще надо было насытить громадным музыкальным, человеческим содержанием. Видите, у меня на столе книги, среди них вот этот огромный том — итог всей профессиональной жизни Геннадия Николаевича: дирижерский разбор 533 партитур 93 композиторов от Гайдна до Шостаковича. По сути — основа мировой симфонической классики сквозь призму опыта великого дирижера. Когда нужно что-то разучить, я открываю эту дирижерскую энциклопедию — и получаю четкие рекомендации, словно привет от учителя. 26 сентября 2023 года, когда Кремлевский оркестр открывал в Большом зале Московской консерватории свой второй концертный сезон, я начал программу с Праздничной увертюры Шостаковича — в память о Рождественском: именно ее он поручил мне дирижировать в том юбилейном концерте, где, к слову, я был единственный студент-дирижер, все остальные, включая самого Геннадия Николаевича — мастера.

— А как вы оказались в Чили?

— В опере Сантьяго решили ставить «Бориса Годунова», и вдруг заболевает дирижер-постановщик. До премьеры всего несколько месяцев. А я к тому времени уже дирижировал «Бориса» в Геликоне. И вот представляете, у нас большой тур по России с оперой Давида Тухманова «Царица», и приходит приглашение из Сантьяго... Я сперва ответил в точности по классическому кино: да у меня елки, то бишь «Царица»...

— Интересно, как выглядел ваш чилийский «Борис Годунов».

— Он был не столько чилийский, сколько русский. Потрясающая команда солистов — Алексей Тихомиров, Максим Пастер, Алексей Антонов, петербургский эстонец Айн Ангер, много работавший в России украинец Александр Телига... И в оркестре на всех концертмейстерских позициях — наши, человек десять. Забавно было наблюдать, как аргентинский режиссер Уго де Ана и итальянский певец Роберто Скандьюцци постигали образ Бориса, просматривая фильм... «Иван Грозный» Эйзенштейна. Пришлось объяснять им, что это очень разные цари. В итоге постановка получила приз чилийской критики как самое яркое музыкальное событие 2011 года. А мне предложили стать главным дирижером театра.

А потом, среди череды перелетов между Сантьяго, Веной, Лиможем, Реймсом, Лионом, Софией, Бейрутом, Маскатом (это Оман), приходит приглашение в Урал Опера Балет. А у меня к тому времени врожденная привязанность к России переросла в страшную ностальгию. И хотя в тот момент я не очень представлял себе, что такое Екатеринбург — согласился.И не прогадал! Был поражен мировым уровнем солистов, репертуара: там «Пиковая дама», «Царская невеста», «Лебединое озеро» — абсолютно академические в лучшем смысле слова постановки. С другой стороны — активное, как нигде, обращение к опере ХХ и XXIвеков. С третьей — смелое привлечение современных отечественных композиторов. Работа в этом театре очень расширила кругозор. Что, кстати, сильно помогло сейчас в «Большой опере» с ее 40 претендентами и огромным репертуаром.

Работа на уральской сцене очень обогатила репертуар дирижера. Фото из открытых источников

— Кто из этого конкурса особо впечатлил?

— Эфиры еще идут, поэтому скажу одно: оркестр полюбил конкурсантов, переживал за каждого, и когда кто-то не проходил в следующий тур, музыканты роптали. А сейчас мы со спектаклем Большого театра «Царская невеста» приехали на гастроли в Минск, и было так приятно встретить там Дарью Горожанко — изумительное белорусское меццо-сопрано. Она после второго тура выбыла из соревнования — ну так представьте себе уровень тех, кто остался.

Этот конкурс — трамплин, его участников весь мир смотрит. Оркестр после каждого выпуска получает письма и звонки из Волгограда, Крыма, Чили — вообразите, какой поток приходит к самим вокалистам. Уверен, со многими из участников конкурса мы будем потом работать на тех же сценах Большого театра, Урал Опера Балета, за границей.

Кремлевский оркестр и его дирижер горячо переживали за всех конкурсантов

— Как вы при столь серьезной нагрузке поддерживаете физическую форму?

— Отвечу такой историей. Принято считать, что у Мравинского был очень экономный жест. Так вот, все его партитуры, особенно те, что он дирижировал в молодости или в среднем возрасте, были мокрые от пота.... Дирижерская работа — очень энергозатратная. А у такого темпераментного представителя профессии, как я, вдвойне. Такую мускулатуру себе накачиваешь, какую в спортзале не наработать... А хобби мое — языки. Это еще от родителей-филологов. Но и ремесло к тому толкает: трудно дирижировать, особенно наизусть (я предпочитаю не листать ноты во время исполнения), если не понимаешь, о чем поют. Так я выучил итальянский, немецкий, французский, испанский, английский. Плюс в школе три года учил китайский. И уже из чисто культурологического интереса — греческий и иврит.

Дирижерская профессия — очень энергозатратная

— Семья у вас, насколько понял, тоже музыкальна?

— Угадали! Жена Елизавета — певица, ученица Дмитрия Бертмана, мы с ней десять лет проработали вместе в Геликон-опере, но сейчас, когда детей уже четверо, она не поет. Старшая дочка Мария — балетная. Дальше по порядку: Татьяна — пианистка-арфистка, Серафима — скрипачка, Василию пока четыре года, но и у него, боюсь, шансов избежать музыки немного.

— Скоро Новый год. Как собираетесь его встретить?

— Как обычно. Вечером 31 декабря — «Щелкунчик» в Урал Опера Балете. Так, кстати, было и в Сантьяго, только там в это время на улице +40, и очень забавно сочетались Вальс снежных хлопьев на сцене с шортами и шлепанцами в зрительном зале... А потом еду за город — в пандемию снял для семьи дом, да так мы к нему и прикипели. И посреди уральского леса после новогоднего спектакля присяду вместе с родными к камину. Может ли быть на свете большее счастье?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8930
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5730
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4353
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?