Академик: РАН не может бороться с эпидемией COVID-19 из-за реформы 2013 года

В результате реорганизации академики остались без научных коллективов и лабораторий, а исследовательские институты – без поддержки и руководства маститых ученых 

Российская Академия наук (РАН) не в состоянии принимать участие в борьбе с коронавирусной эпидемией из-за последствий скандальной реформы 2013 года. С соответствующим заявлением в четверг, 16 апреля выступил президент РАН Александр Сергеев.

По словам ученого, после того, как организация лишилась контроля над сетью академических институтов, академики потеряли возможность заниматься научными разработками. «Многие задают вопрос: а что же Российская академия наук? Вы-то каким образом участвуете, как помогаете стране, помогаете миру? Конечно, надо сказать, мы особенно в это время ощущаем, что у РАН нет прямого организационного ресурса, чтобы заниматься этими работами, и, действительно, мы не можем, грубо говоря, поставить под ружье какие-то академические институты, которые бы сконцентрировались и начали бы работать по этой тематике» – пояснил ситуацию Сергеев, выступая на онлайн-собрании Научного совета РАН.

При этом он отметил, что в РАН состоят две тысячи академиков и членов-корреспондентов, которые работают на самых разных площадках, в том числе в институтах Академии наук, и в других исследовательских учреждениях. Также Академия активно участвует в деятельности рабочей группы Минздрава, в частности – проводит экспертизу различных проектов, связанных с COVID-19. К настоящему времени на рассмотрении академиков находятся 25 проектов.

В 2013 году российские власти провели масштабную реорганизацию Академии наук. Ранее подчиненные Академии научно-исследовательские институты были изъяты из ее ведения и переданы в подчинение Федеральному агентству научных организаций (ФАНО), каковое мыслилось в качестве эффективного оператора научных организаций. Противники реформы оценили произошедшее как рейдерский захват и хищение сотен ценных зданий и участков земли у научной организации. В 2018 ФАНО было ликвидировано, а контроль над исследовательскими институтами был передан министерству науки и высшего образования.