Что стало с домом Облонских? Его снесли…

Вышла новая книга Дарьи Симоновой «Пыльная корона»

Труд уже рассказывал о яркой и самобытной писательнице Дарье Симоновой. Недавно издательство «Центрполиграф» выпустило ее новую книгу с немного загадочным – ведь речь о детективном жанре, притом в весьма нестандартном изводе – названием «Пыльная корона».

Дарья Симонова – колоритное явление современной литературы. Она из тех, кто «пишет как дышит». Творя каждый свой текст, подобно дайверу, погружается в глубину стихии прозы, забывая об обыденности и выныривая на поверхность лишь с последней строчкой книги.

Например, ее совершенно не напрягает тот факт, что детектив обычно не считают высокой литературой, а скорее относят к коммерческому чтиву. Но Дарье захотелось написать в этом жанре – и она позволила себе это. Ярко, талантливо, необычно. Нисколько не опустив планку и не снизив требований к себе.

В новую книгу вошли роман «Пыльная корона» и повесть «Пируэт Бильман», которые, конечно, можно отнести к детективному жанру, но только номинально. Да, тут есть тайны, преступления, чехарда событий, путающие читателя сюжетные нити, призраки, семейные сокровища, аристократки-алкоголички, перескоки между временами, парадоксальные перемены социальных ролей – но если в нормальном детективе на первом месте стоит сюжет и самое главное удовольствие читатель получает от распутывания клубка событий, то с книгой «Пыльная корона» все обстоит совсем по-другому. Автор настолько погружена в стихию слова, что это не может не передаться читателю. Ты с удовольствием начинаешь следить именно за тем, как это написано, как тонко и умело вылеплена из словесной глины деликатными женскими руками сложная конструкция обоих произведений.

Одна из изюминок манеры Дарьи Симоновой – писательская интонация. Очень личная, свойственная ей одной. Именно так Дарья говорит, радуется, печалится, шутит, когда мы изредка беседуем по телефону. Раскрываю наугад книгу, пробегаю глазами страницу и почти сразу же натыкаюсь на фразу, в которой узнаю голос Дарьи:

«В доме Облонских не просто все смешалось. Его давно снесли, а обитатели разбрелись по погибшим вишневым садам».

Героям, точнее героиням она щедро дарит и свои личные черточки. Внимательно читая книгу, можно составить подобие портрета автора:

«Но я такая, и вряд ли изменюсь! – твердила Ева сама себе. – Я внезапно ухожу. Бегу к морю Магритта и забываю первая – только забыть никак не могу! Тащу все старые тапочки, как верная псина. Убегаю – но уношу всех с собой в безразмерном прицепе чувственной памяти», – в этих словах героини романа «Пыльная корона», как мне кажется, Дарья Симонова рассказала и о себе.

А вот из повести «Пируэт Бильман»:

«И Рита истерично уехала в другой город, в котором, как ей казалось любить легче... Все ее мотивы были антитезой привычной логике. В те годы рабочий люд хлынул в столицу. А Рита, наоборот, рванула оттуда, хотя чувствовала там себя относительно благополучной. Но разве в этом была ее цель!».

Именно в таких перипетиях, порывах и кружениях над реальностью проходит жизнь и Дарьи Симоновой. Она не раз меняла одни города на другие, легко покидая насиженные места. Никогда не ставя на первое место выгоду и комфорт. Жизнь и литература, быт и творчество настолько сплелись в ее жизни, что порой и не скажешь, где тут заканчивается реальность и начинается вымысел. Мне кажется, что и сама Дарья Симонова не всегда может определить эту границу. И это тоже, думаю, делает ее литературное творчество таким своеобразным.

Да и само по себе понятие «норма» как таковое ей чуждо. Дарья Симонова из тех, кто сами себе устанавливают правила жизни на всех уровнях, от быта до бытия. И не случайно в «Пыльной короне» одна из героинь вместе со своим приятелем собирается учредить «Общество охраны отклонений от нормы».

В этой рецензии я специально не стал даже кратко пересказывать содержание повести и романа, разбирать, как обычно делают критики, образы героев и различные сюжетные коллизии. Мне захотелось только заинтересовать читателя этой необычной книгой, никак не подготавливая его к тому, как сложится калейдоскоп сюжета, который так тонко и филигранно выстраивает в обоих произведениях Дарья Симонова. Как говорится, пристегните ремни, вдохните глубоко… и в путь. Приготовитесь к тому, что вас будет кидать вверх и вниз, бросать влево и вправо. Почти как на американских горках.