Пьяный карантин: из-за вируса и курса рубля россияне закупаются спиртным

Вынужденные выходные повлияют на потребление алкоголя, лучше читать книги и смотреть кино, предупредил эксперт

Продажи алкоголя в нашей стране растут, сообщают поставщики спиртного. Так, на 20% за март относительно аналогичного периода 2019-го выросли средние продажи компании Alianta Group. На 10-20% поднялись продажи у Simple через винотеки SimpleWine. А у «Ладога дистрибьюшен» всего за семь дней продажи выросли на 20-30% по сравнению с первой неделей марта.

По сведениям оператора фискальных данных «Платформа ОФД», с 16 по 22 марта только в Москве продажи алкоголя подскочили на 30% относительно такого же периода прошлого года. На 8% отмечен рост торговли спиртным по всей стране. Средний чек в столице поднялся на 7% - с 358 до 385 рублей, по России – на 3%, с 271 до 280 рублей, передают «Ведомости». Ранее поставщики спиртного начали уведомлять партнёров о росте цен на импортную продукцию не менее чем на 7%.

Почти предновогодние продажи

В некоторой степени повышение спроса связано с очередным серьёзным провалом рубля. В начале марта сорвалась нефтяная сделка ОПЕК+, «чёрное золото» начало дешеветь и сейчас торгуется на уровнях около 22 долларов за баррель Brent. Это показатель конца 90-х годов. Российская экономика так и не смогла отвязаться от углеводородной зависимости, поэтому доллар теперь стоит около 80 рублей, а евро – около 88. Поэтому с 1 апреля поставщики горячительных напитков поднимут цены. Закупочные цены на алкоголь уже поднялись на 4-50%. В обновлённый ценник войдут и расходы на логистику: перевозки подорожали в среднем на 30%, говорят эксперты.

«Первая причина (роста цен – TRUD.RU) — это сам социально-экономический кризис, даже без медицинских ограничений, связанных с вирусным этим заболеванием. В кризис всегда возрастает потребление крепкого и падает потребление винодельческой продукции и пива», - сказал BFM.RU директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. За год потребление крепкого спиртного и пива вырастет на 10-15%, а покупки вина упадут на 10%, прогнозирует эксперт.

Конечно, свою лепту внёс и коронавирус. В России объявлена нерабочая неделя, с 30 марта усилен режим самоизоляции. «Люди готовятся к этой неделе домашнего сидения прежде всего. Продажи алкоголя почти предновогодние», - считает Дробиз. Крепкое спиртное берут ещё и в качестве антисептика, говорит Дробиз. Однако убить коронавирус можно только спиртовым раствором крепостью от 60 градусов, отмечали медики. «Тройной» одеколон, в котором концентрация этилового спирта около 70%, — или абсент с такой же долей будут иметь не меньший антисептический эффект, чем в одобренных ВОЗ средствах», - сообщало издание «Медуза».

Вадим Дробиз указал и на повышение с 1 января ставок акциза почти на всё спиртное. В апреле алкоголь подорожает минимум на 10-15%, говорит эксперт. При этом дефицита не будет, но возможны трудности с импортным продуктом из-за закрытых границ. 

Опасное развлечение на долгие выходные

Определённая часть работников чисто технически не сможет выполнять обязанности из дома, также у многих не получится ходить на работу из-за мер самоизоляции и нерабочей недели (последнюю фактически продлили до 14 апреля). А учитывая возросший спрос на спиртное, становится ясно, как проведут вынужденные выходные оказавшиеся не у дел граждане. «Длинные январские праздники традиционно забирали тысячи жизней. Может повториться январский сценарий», - сказал нашему порталу глава ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашев. Зимние гуляния ежегодно уносят более 20 тысяч человек, сослался эксперт на выкладки доктора медицинских наук Александра Немцова. 

«А тут даже сходить некуда: всё закрыто, без острой необходимости не выйти. Сомневаюсь, однако, что освободившиеся россияне вдруг возьмутся за кино или фильмы: хотя это было бы лучше всего», - рассуждает Шабашев. В то же время ограничивать торговлю спиртным исключительно из-за вируса излишне, убеждён глава ассоциации. «Достаточно имеющихся мер. Необходимо в целом менять ситуацию с продажами. Повышать цены, убирать шаговую и часовую доступность алкоголя. Каждый регион может по своему усмотрению менять часы продажи спиртного», - заметил специалист. 
 
Шабашев выступил категорически против онлайн-продажи алкоголя: в связи с падением рубля и распространением вируса в Минпромторге уже допустили скорейшую легализацию интернет-торговли спиртным. 
 
Отметим, по данным ВОЗ за 2018 год, среднегодовое потребление алкоголя в РФ упало до 9 литров. Безопасная норма – до 8 литров. В силу новых новых карантинных мер, ситуация может измениться в худшую сторону. 
 
Ранее лидер проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев предложил ограничить продажу спиртного из-за распространения коронавирусной инфекции. Его поддержал депутат Госдумы Геннадий Онищенко. Ограничения на торговлю спиртным во время пандемии ввели некоторые другие страны, например Австралия. Другой точки зрения придерживается глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин: особые преграды на горячительные напитки только загонят рынок в тень.