В России с 1 марта вступает в силу обязательная цифровая маркировка табачных изделий. Об этом сообщает ТАСС.
Производители наносят на пачку сигарет специально сгенерированный цифровой код. Он позволяет прослеживать путь пачки от производителя до потребителя.
Внедрение разделено на этапы: с 1 марта 2019 года участники оборота регистрируются в системе. С 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке перейдут на производство сигарет с цифровой маркировкой, а розничные продавцы начнут передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему.
Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Как пояснил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, сейчас в системе зарегистрировано более двух тысяч участников, в том числе 15 производителей, 29 оптовиков и свыше двух тысяч организаций розничной торговли.
В ЦРПТ ожидают, что число торговых точек увеличится до 280 тысяч. Там также уточнили, что массово продукция с такой маркировкой начнет появляться на прилавках через четыре месяца.
Оборот сигарет и с цифровым кодом, и без него допускается до 1 июля 2020 года. После этого продажа розничная продажа немаркированных сигарет будет запрещена.
В июле этого года в России также начнут маркировать обувь, в декабре — духи, фотоаппараты, шины и ряд товаров легкой промышленности: пальто, плащи, куртки, постельное и столовое белье. До 2024 г. предполагается создание системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров.
Основной целью маркировки является повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта. В качестве эксперимента продажа сигарет с цифровой маркировкой стартовала в России апреле 2018 года.
По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015 по 2018 год рынок нелегальных сигарет, которые продаются в России без уплаты акциза, вырос в восемь раз. Половину всего объема нелегальных сигарет составляет продукция, произведенная в странах Евразийского экономического союза, в первую очередь в Белоруссии. Еще четверть нелегального рынка составляет продукция мелких табачных производств, расположенных в России.