«Балетный Оскар» отметил свое 25-летие

Бруклин Мак, премьер Вашингтонского балета, хоть и не получил заветную статуэтку, но мастерством затмил конкурентов. Фото предоставлено организаторами

Зрителям церемонии награждения победителей «Бенуа де ла Данс» представилась редкая возможность увидеть на одной сцене лучших танцовщиков и хореографов


Награждение победителей Международного балетного приза «Бенуа де ла Данс» на исторической сцене Большого театра, как и ожидалось, прошло при полном аншлаге. В этом году награду, которую часто называют «балетным Оскаром» вручали в 25-й раз, поэтому праздничный вечер начался с дефиле лауреатов и членов жюри прошлых лет, приехавших в столицу по случаю памятной даты. Зрителям представилась редкая возможность увидеть на одной сцене лучших танцовщиков и хореографов.

Традиционно приз Бенуа получают хореографы и танцовщики за наиболее значимые работы на мировой балетной сцене по итогам прошедшего сезона. Так было решено в далеком 1991 году. Сейчас подобный проект назвали бы стартапом, тогда говорили просто о конкурсе. Лауреатами балетного Бенуа за прошедшие четверть века становились многие примы Большого театра – Надежда Грачева, Галина Степаненко, Светлана Захарова и Ольга Смирнова.

На исторической сцене Большого театра собрались лучшие танцовщики и хореографы

«Конкурс начинался спонтанно, - вспоминает выдающийся балетмейстер Юрий Григорович, в этом году отметивший 90-летие. Согласно положению о премии, он является бессменным председателем жюри. - Мы решили награждать лучшие работы по итогам сезона. Для профессионалов это ценно, потому что помогает отметить новые тенденции в развитии танцевального искусства».

Эскиз изящной статуэтки придумал скульптор Игорь Устинов, представитель знаменитого семейства Бенуа-Устиновых. «Мы совсем не понимали, каким будет этот конкурс, но теперь я невероятно горд, что стал частью такого фантастического проекта, - подчеркнул Игорь Устинов, который живет в Швейцарии, но старается ежегодно приезжать на церемонию вручения. - Тогда в 1991 году, безусловно, Россия была другой, но нас поддерживало желание создать новое интернациональное сообщество людей, которых объединяла бы любовь к танцу и красоте».

В этом году «балетного Оскара» традиционно вручили «Лучшему танцовщику», «Лучшей балерине» и «Лучшему хореографу». Была также специальная награда «За жизнь в искусстве». Выдающихся танцоров, блиставших в сезоне 2017 года, по мнению жюри, оказалось два - Уго Маршан (Балет Парижской национальной оперы) и Денис Родькин (Большой театр России). У балерин также «дуэт» - статуэтки получили Мария Риччетто (Национальный балет Уругвая) и Людмила Пальеро (Балет Парижской национальной оперы). Лучшим хореографом признана Кристал Пайт (Балет Парижской оперы), а приз «За жизнь в искусстве» получила бразильская балерина и хореограф Марсия Хайде.

Приз «За жизнь в искусстве» Марсия Хайде получила из рук выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича

Марсия начала танцевать в три года, а сейчас ей 80. Она танцевала у Мориса Бежара в его «Балете ХХ века» и больше 20 лет возглавляла Штутгартский балет. Марсия была первой исполнительницей партий Бланш («Трамвай желание»«) и Маргариты («Дама с камелиями»), поставленных знаменитым хореографом Джоном Ноймайером, который был первым лауреатом «Бенуа де ла Данс» в 1992 году. «Когда я начинала танцевать, мои педагоги были русскими, они любили меня, а мои английские педагоги меня недолюбливали, потому что я слишком много говорила, - вспоминает Марсия. - Оглядываясь назад, я вижу очень-очень долгий путь. Но сейчас каждое утро начинаю с того, что просыпаюсь и говорю себе: «Все лучшее впереди!» - сказала замечательная балерина, получая почетный приз.

Программа вечера юбилейного гала-концерта была составлена таким образом, что интересно было как балетоманам, так и людям далеким от мира хореографии. Например, было два дуэта из балета «Ромео и Джульетта». В первом станцевала дипломант «Бенуа де ла Данс-2017» Мария Риччетто, а во втором блистал также дипломант конкурса Уго Маршан. Однако звездой первого отделения, безусловно, стал темнокожий Бруклин Мак, премьер Вашингтонского балета. Он был номинантом конкурса и имел весьма серьезные шансы на победу. Думаю, мало кто из зрителей удивился бы, если бы победителей было трое, тем более что тридцатилетний танцор, выпускник этого достоин.

Во втором - «зажег» Корейский национальный балет, финальная постановка которого, безусловно, стала открытием для многих. Ее поставила номинантка конкурса, выпускница Балетной школы при Корейском университете - хореограф Хью-Хьюн Кан. Пока диктор перед началом номера перечислял труднопроизносимые фамилии семи исполнительниц, даже раздались смешки, но в финале зал взорвался аплодисментами. Если так пойдет и дальше, в скором времени можно будет говорить о том, что уже корейский балет впереди планеты всей.

Напомним, одна из миссий конкурс – поддержка артистов балета, вышедших на пенсию. Вот и в этом году сбор от гала-концертов фестиваля традиционно поступит на помощь ветеранам балета и различных танцевальных коллективов Москвы.

Александр Лукашенко считает, что без США войну в Донбассе не остановить. Ваше мнение по этому поводу.