19 февраля 2018г.
МОСКВА 
-1...-3°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.36   € 70.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИРА ПРОШУТИНСКАЯ: ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ТВ

Славуцкий Александр
Опубликовано 01:01 01 Сентября 2005г.
Кира Прошутинская - одна из самых известных и уважаемых персон нашего ТВ, которому она отдала уже более 30 лет жизни. Она была одним из авторов программ "От всей души", "А ну-ка девушки", "Мир и молодежь", "Взгляд", "12-й этаж". В 1988 году вместе со своим мужем - режиссером и продюсером Анатолием Малкиным основали телекомпанию Авторское телевидение (АТВ), которая и по сей день остается одним из самых заметных производителей на российском медийном рынке. Кира Прошутинская - главный редактор АТВ, лауреат многочисленных премий, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Академии российского телевидения. В настоящее время она ведет программу "Народ хочет знать" (ТВЦ).

- Кира Александровна, как вы пришли в тележурналистику?
- Я окончила школу с золотой медалью. Но так как в те времена на журфак без двух лет трудового стажа не принимали, пошла на вечернее отделение. Работала освобожденным секретарем комитета комсомольской организации школы (была тогда такая должность). А через полтора года перешла на дневное отделение в телевизионную группу. Студенткой я была тихой, не очень заметной, одно время даже считала себя профнепригодной и хотела уйти. Но все же поехала на практику в Томск. И там произошел прорыв. Я делала все: и новости, и хронику, и репортажи, и даже большие передачи. Моя практика оказалась очень удачной, и со второго курса меня взяли вести передачу "Клуб искателей".
- Вот уже третий сезон выходит программа "Народ хочет знать", которую вы ведете вместе с поэтом Андреем Дементьевым. Для телевидения это срок немалый, и уже можно говорить о каких-то итогах.
- У нас есть ощущение, что программу мы делаем не зря, что она приносит реальную пользу. Об этом мы можем судить по большому количеству откликов - многочисленным письмам, звонкам, SMS-сообщениям. Я думаю, что наш рейтинг заключается не только в количестве, но и в качестве зрителей. Ведь это, главным образом, достаточно серьезные и образованные люди, которые считают, что в нашей программе с ними говорят честно, а это самое главное.
Название "Народ хочет знать" появилось не случайно. Сегодня это обычная практика, когда известные люди отвечают на звонки читателей газет, слушателей радио, пользователей Интернета. Вот мы и подумали, а почему бы не превратить это общение из заочного в очное. Однажды кто-то из наших сотрудников, уже не помню, по какому поводу, произнес: "Ну, народ же хочет знать?" Эта реплика и стала смыслом и названием передачи.
- Получается, эта программа возникла благодаря чьей-то случайной фразе. Как вообще появляются новые программы?
- Иногда самым неожиданным образом. Например, идея программы "Уроки русского. Чтения" появилась в кабинете Михаила Ульянова за чашкой чая. Однажды мы с Малкиным были в Театре Вахтангова, и после спектакля Михаил Александрович пригласил нас к себе в кабинет. Пили чай, беседовали, и Ульянов заговорил о том, как было бы хорошо вот так спокойно, в кругу друзей говорить о проблемах, важных сегодня для человеческой души. Как было бы хорошо читать вслух любимую книгу, иногда останавливаться и вспоминать свою жизнь, а потом опять читать и опять вспоминать... Мы слушали его, а потом предложили: "А если мы придумаем такую программу, придете? Будете читать и вспоминать?" Так и возникли "Уроки русского. Чтения".
Ну а самая памятная мне история связана с программой "Мужчина и женщина", выходившей на телеканале "Россия". Она мне приснилась. Как-то во сне я увидела большой экран с таким масштабным мужчиной и рядом небольшую фигурку женщины, о чем-то с ним говорящую. Проснувшись, я поняла, что из этого может получиться что-то стоящее.
- Известно, что отношения и нравы в телевизионном сообществе от совершенства далеки. И появлению в эфире любой новой программы может помешать очень многое, в том числе и элементарное воровство. Вам случалось с этим сталкиваться?
- Грустно об этом говорить. Придуманная тобой программа, действительно, может появиться под другим именем, и ты уже ничего не докажешь, поскольку основа регистрируемой сценарной заявки - все-таки название. Помните, например, как вслед за нашим "Времечком" появилась почти точная его копия "Сегоднячко"? "Пилотные" выпуски новых программ просматриваются на каналах, иногда по какой-то причине не принимаются, а через два-три месяца выходит передача-близнец, но с другим названием и другим ведущим. Примеров множество.
Скажем, мы придумали проект - некий римейк программы "Это вы можете", выходившей в конце 80-х. Разработали концепцию под названием "Мы это сделали", мне кажется, на принципиально новом уровне, где ноу-хау не только демонстрируются, но и воплощаются в жизнь при участии зрителей. Связались с огромным количеством изобретателей. В программе должна была быть показана масса уникальных вещей. Все это мы собирали в течение двух лет. Отдали сценарий на один из ведущих каналов, там поначалу очень заинтересовались им, потом замолчали. А некоторое время спустя наш редактор, продолжая подготовку проекта, позвонил в организацию, связанную с изобретателями, и там ему говорят: передача, подобная нашей, уже сделана. И называют тот самый канал. Это было очень неприятно. Между "позаимствовано" и "украдено" - тонкая грань.
- Аббревиатура АТВ первоначально расшифровывалась как альтернативное телевидение и только потом превратилась в "авторское". Так чему же вы себя с самого начала противопоставляли?
- АТВ - это первая независимая телевизионная компания, и изначально она была некой альтернативой государственному, устоявшемуся телевидению. История АТВ вкратце такова: когда-то в передаче "Мир и молодежь" у нас прошел сюжет о молодежно-жилищных кооперативах, которыми занимался архитектор Юрий Макаров. В чем-то мы ему помогли, и через некоторое время он предложил нам при его кооперативе открыть частную телестудию. Первые программы делались совместно с Молодежной редакцией ЦТ, но денег давали немного, поэтому Малкину пришлось придумать схему, сочетавшую коммерцию и творчество, чтобы мы смогли нашим авторам дать максимальную возможность творчества, освободить их фантазию от диктата жесткой экономии, правившего тогда на нашем телевидении.
- Правда ли, что в свое время ради Анатолия Малкина, который был тогда режиссером с пустыми карманами, без постоянного места работы, вы покинули мужа-дипломата, ушли из благополучной и обеспеченной жизни?
- Правда. Из своей прежней благополучной жизни я ушла в никуда. У Толи в то время не было ни постоянной работы, ни денег, но было самое главное - талант и уверенность в себе. Он мне тогда сказал: "Ты должна мне верить. У нас все будет хорошо, и ты станешь очень обеспеченным человеком". Через несколько лет так и получилось.
- Расскажите, как начинался ваш роман.
- Это было в 1982 году. Я работала телекомментатором в молодежной редакции. Анатолия взяли к нам внештатным режиссером в новую передачу "Мир и молодежь". Он только приехал из Мурманска, где проработал на телевидении четырнадцать лет. У него была репутация человека способного, но с плохим характером. Мне его практически навязали, сотрудничать с ним совершенно не хотелось. Но мое мнение быстро изменилось. Толя вкалывал с утра до ночи, сам не отвлекался и мне не давал. Для меня настоящий мужчина - это прежде всего человек дела. Я еще не знала, что выйдет из нашей совместной работы, но понимала, что он фанатично предан делу. Настолько фанатично, что не мог не добиться чего-то серьезного. Над передачей работала большая группа людей, но Толя оттеснил всех и стал лидером.
Постепенно по "Останкино" поползли слухи, что есть такой очень интересный режиссер - Малкин. Владимир Яковлевич Ворошилов попросился посмотреть, как Толя монтирует. Эта ночь была самой запоминающейся за всю мою длинную жизнь на телевидении. В конце работы монтажеры поднялись и молча стали аплодировать (такого я больше никогда не видела). А Ворошилов только произнес: "Мне здесь нечего делать! Я не понимаю, как ему это удалось". Когда мы с Малкиным остались вдвоем, он сказал: "Эту передачу я сделал для вас".
- Вы столько лет уже вместе. Не потеряли ли отношения между вами первоначальную свежесть?
- Мы вместе почти 20 лет, и то, что ни у него, ни у меня нет лучшего собеседника, то, что у нас не возникает желания освободиться друг от друга хотя бы на три недели отпуска, наверное, говорит о многом. Малкин не перестает меня удивлять. Он по сути своей является очень неожиданным, спонтанным и непредсказуемым человеком. Вообще-то, мужчина должен покорять и изумлять женщину не только в начале их отношений. Что Анатолий и делает, и за это я ему благодарна.
- Многие убеждены, что работу и личные отношения лучше не смешивать. У вас же все, что называется, в одном флаконе - семья, служба, любовь. Это не мешает?
- Не скажу, что нам так уж просто работается друг с другом. В первые годы я нередко со слезами и криком выбегала из монтажной. Да и сейчас бывает так, что в течение одного дня мы по нескольку раз с ним спорим. Но, с другой стороны, мы бы не понимали друг друга так хорошо, если бы не занимались общим делом. Как иначе можно объяснить мужу или жене, почему ты не успел что-то сделать, что-то приготовить, что у тебя ночной монтаж? Не зря, наверное, у нас на АТВ работает двенадцать супружеских пар...
Кстати, кабинет Малкина у нас называют "кабинетом психологической нагрузки". Мой - "психологической разгрузки". У него свои дела, у меня - свои.
- А в вашем доме кто кого "грузит"? Какая у вас атмосфера?
- Очень теплая, дружеская, творческая. Дом для нас - это прежде всего место отдыха. Ведь большую часть суток - с десяти утра и до позднего вечера - мы обычно проводим на работе. Гости в нашей городской квартире бывают редко, чаще все приезжают к нам на дачу. Там более подходящие условия для того, чтобы собирать большие компании. А дома для нас самое главное - это уют и тишина.
- Насколько вы домашний человек?
- Я хорошая хозяйка, неплохо готовлю. Но на АТВ у нас хороший ресторанчик, где мы обедаем и ужинаем. А в выходные я с удовольствием готовлю сама. Толя очень привередлив, да и я его избаловала. Я не считаю, что мужчина, тем более такой, как Малкин, должен ходить по магазинам, мыть посуду. Ну, разве если сам очень захочет.


Loading...





МОК разрешил ехать на Олимпиаду 169 российским спортсменам, запретив им выступать под национальным флагом. А может, ну её, Олимпиаду эту?