Главная Культура 00:04 01 Ноября 2019 3003
Александр Градский. Жил-был он

Одна из ключевых фигур в русской культуре второй половины XX века отметит 70-летие

Александр Беляев, музыкальный критик
Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Эти фото примелькались в интернете: немолодой мужчина с длинными, по старой рокерской моде, волосами и фигурой, очень далекой от спортивной, ведет по пляжу за руку стройную юную красотку — по всей видимости, актрису, или певицу, или фотомодель. Но это как раз тот случай, когда не возмущаться надо, а следовать совету генералиссимуса: «Что делать будем? Завидовать будем». Ведь на фото не какой-нибудь «папик», а певец и автор замечательных песен, с которыми мы, кажется, прожили юность и живем дальше. Александр Градский, которому послезавтра исполняется 70 лет.

Градский — одна из ключевых фигур в русской культуре второй половины XX века. Обладатель удивительного фальцета, автор десятков песен и композиций, маэстро в любом стиле — от рок-н-ролла до оперы. Один из немногих оставшихся основоположников.

Начал музыкальную карьеру (ни о каких рок-карьерах в те годы речи не было) в 1965-м в группе «Славяне». Она третья по времени советская рок-команда — первой были Brothers, второй, уже русскоязычной — «Сокол» (от которой осталась песенка «Фильм, фильм, фильм» для одноименного мультфильма Федора Хитрука). Градский настаивал, что исполнять нужно только свое и на русском языке.

Напомню, в 1965-м рок — новинка и на Западе, еще не миновали пика своей моды The Beatles. В 1966-м Александр собрал легендарную группу «Скоморохи». Засветился в не менее славных «Скифах». Начал сотрудничать с композитором Давидом Тухмановым — и маститый советский хитмейкер, тоже увлекавшийся рок-н-роллами и твистами, пригласил Градского спеть в альбоме «Как прекрасен мир». Пластинка вышла на «Мелодии» (где ж еще ей было тогда выйти?) в 1972 году. Молодой Градский исполняет там «Джоконду» на стихи Татьяны Сашко и «Жил-был я» на стихи Семена Кирсанова. Великие вещи, даже если вслушаться в них сегодня.

Примерно в то же время он попадает в мир большого кино — его в качестве певца и композитора саундтрека «Романса о влюбленных» приглашает Андрей Кончаловский. В одном интервью Градский рассказывал о знакомстве с модным режиссером, представителем вечной культурной династии Михалковых. Дескать, Кончаловский где-то услышал его, 25-летнего выпускника Гнесинки, и сказал: иди сюда! Сам иди, якобы ответил певец, который уже тогда знал себе цену.

И якобы Кончаловский хотел подставить в фильм музыку именно Градского, а в титрах указать другого, более «проходного» композитора. Что, конечно, вызвало у молодого певца бурю протеста, и в титры его вставили...

Творческую задачу перед Градским режиссер поставил трудновыполнимую: «Песни должны звучать профессионально, и в то же время необходимо создать иллюзию непрофессионализма, будто поет простой парень, ну, скажем, водитель автобуса». Градский справился блестяще. А потом оказался в не менее культовом режиссерском кинодебюте брата Кончаловского, Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» 1974 года — там он поет на титрах «Песню о корабле».

Работа в кино дала Градскому и главный его хит, «визитную карточку» — песню «Как молоды мы были». Примечательно, что вещь эту Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали в 1975 году для фильма «Моя любовь на третьем курсе», который вышел в 1976-м, и если тогда кто-то и смотрел эту розовощекую комсомольскую чепуху, то сейчас она забыта напрочь, даже в русской «Википедии» странички про картину нет. Но первые строчки песни, «Оглянись, незнакомый прохожий...», спетые чистым звенящим голосом Градского, похоже, в ушах у всех навсегда. Певец утверждает, что тут сыграло роль стечение обстоятельств.

«Я записывался на «Мосфильме», пел в картине «Романс о влюбленных», когда ко мне подошел знакомый звукорежиссер и спросил, не хочу ли я записать песню еще для одного кинофильма. Вот тогда и познакомился с Александрой Николаевной. Идея была такова: люди после тяжелого трудового дня собираются у костра и поют эту сугубо лирическую песню. А я предложил немножко ее изменить — третий куплет петь на октаву выше. И Пахмутова специально под мой голос переделала аранжировку».

Тут надо бы напомнить, как сам Евгений Светланов пригласил Градского спеть в Большом театре Звездочета в опере «Золотой петушок». И о том, что Александр одним из немногих русских рок-музыкантов получил профессиональное композиторское образование, и не у кого-нибудь, а у Тихона Хренникова. И про то, что можно ежиться от его колючих фраз, на которые он мастак с юности (Градский, похоже, не признает авторитетов), но нельзя не разглядеть в нем высокого профессионала, мастера, которому все жанры по плечу и которому есть что сказать городу и миру.

Кстати, про авторитеты. Он и признанных иностранных звезд не всегда чтит, готов к пикировке и с ними. Уморительно рассказывал о том, как столкнулся, например, с Лайзой Миннелли в одном благотворительном проекте. «Она поет плохо, но женщина очень интересная...» Делалась запись, посвященная армянскому землетрясению 1988 года, участвовало множество мировых звезд, каждый артист должен был спеть по фразе в песне, которую специально написал Шарль Азнавур.

«Лайза шесть или семь раз спела, и все семь раз фальшиво. А я спел сразу. Тогда она меня спросила: «Ты откуда взялся такой?» Я говорю: «Из России». А она мне: «Этого быть не может, в России так не поют». Я ей опять: «Ну, из России я, чего ты привязалась?» Она тогда: «А ну скажи мне dirty words по-русски!» То есть, мол, выругайся. Дело в том, что у нее был близкий знакомый Михаил Барышников. И она, наверное, от него набралась русских изысков. Ну, я ей сказал все что думаю. А она тогда: «О, точно! Ты русский. Миша говорил то же самое». Пос-ле совместного выступления я уехал на разбитом такси в аэропорт и улетел домой. А она в огромном лимузине с девятью собаками, пятнадцатью телохранителями и четырьмя чемоданами направилась к себе в апартаменты. Вот такой шоу-бизнес. Чтобы быть богатым, не обязательно хорошо петь».

Сам он до сих пор звучит очень эффектно. В том числе в своих авторских песнях, с исполнением которых, правда, не частит. А жаль. Когда уходят со сцены оркестры, аккомпанирующие ему оперные арии, и берет он в руки гитару, оставаясь один на один с публикой, — вот тогда, кажется, и наступает главное. Наш «русский Паваротти» сочетает, на первый взгляд, несочетаемое: оперную подачу и ироничные тексты на злобу дня, практически публицистику. И ведь уживается это все, да еще как!

Кстати, живя всю свою жизнь на сцене как бы отдельно от других, Градский отдает должное именно тем товарищам по рок-цеху, которым есть что сказать. Вот его строки: «Не Андерса да Болена, / А Шевчука с Бутусовым / С базара понесут». Оказывается, не так уж далеки современные русские рокеры от Николая Алексеевича Некрасова. Равно как от Галича и других печальников русского народа.

И все-таки за Градским, в отличие от иных его коллег, не идет слава сугубо политического певца. Его посты не разносят сумасшедшими тиражами «Фейсбук» и прочие соцсети, его нравоучения не заполняют блоги фрондирующей радиостанции. Но само его присутствие где-то здесь, рядом, добавляет во взгляде на действительность иронии, сарказма, неприятия фальши и казенщины. Если хотите, смысла! Как в том старом анекдоте про диссидента, раздававшего на Красной площади чистые листки: «И так же все понятно».

А тем, кому непонятно, стоит вслушаться в его песни на концертах: «В России последние сто лет / Никто уж ни с кем не спорит, / Вот слово сказал — поносят, / Косою махнут и скосят. / Чуть высунул голову — сносят, / Не плача по волосам». Притом удивительно: и в песнях 1970-х, и в новых вещах — совершенно та же горько-ироническая интонация: «И надобно жить осторожно / И не рисковать острожно. / Поскольку любого можно... / Законно любого можно / Лишить и свободы и рая. / По-тихому — это можно... / По-быстрому — тоже можно... / Украсть — ну конечно, можно! / И лгать себе — в общем, можно, / Как пешкой, собой играя...»

Скажете, эксплуатация однажды найденного? Да нет, причина, думается, в другом: это не мы ли с вами наступаем на те же грабли, это не наша ли страна умудряется, меняясь неузнаваемо, не меняться ни на йоту, век от века наступая на те же грабли? А вы почему-то хотите совсем новых песен... Нет, это вопросы не к Градскому.

Да, кстати, были бы вы даже самой юной, прекрасной и талантливой девушкой — неужели не побежали бы за таким умным, ярким и мудрым дядькой? Да еще и имеющим свой Театр Градского, где таким вот молодым, талантливым открыта дорога?

Да я бы сам побежал.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3378
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3279
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3123
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?