Главная Наука и технологии 00:01 01 Декабря 2017 5336
А мы ведь собираемся на Луну...

Вторая желтая карточка главе Роскосмоса?

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Громким провалом завершился в минувший вторник запуск ракеты «Союз-2.1б» с 19 спутниками, осуществленный с космодрома Восточный. Это был всего лишь второй старт из новой космической гавани. Полтора года назад на первый запуск приехал Владимир Путин. Тогда руководитель Роскосмоса Игорь Комаров получил от президента строгий выговор за неподготовленность к старту, перенос запуска. Но на этот раз все вообще окончилось полным фиаско...

Вначале три ступени «Союза-2.1б» отработали нормально, но четвертая (разгонный блок «Фрегат») привела к аварии. У специалистов несколько предположений: неисправность в аппаратуре спутниковой навигации, принимавшей сигналы ГЛОНАСС и GPS, или ошибка в полетном задании. В результате из-за неправильной ориентации разгонный блок с полезным грузом улетел неизвестно куда. Установить связь с космическим аппаратом не удалось «по причине его отсутствия на целевой орбите» (Роскосмос).

Неясно пока, где сейчас полезный груз — на дне океана в виде сгоревших остатков или (что маловероятно) на каких-то орбитах. Большинство экспертов не сомневаются: потеряно все — и столь нужный нам почти 3-тонный гидрометеорологический спутник «Метеор-М» № 2-1, и 18 малых аппаратов научного и технологического назначения из Канады, Японии, США, Германии, Норвегии, Швеции и России.

«Фрегат» — надежный разгонный блок, летает с 2000 года, более 60 запусков и всего одна авария (по другим данным, две). И вот... В последние годы неприятности преследуют нашу космонавтику. С 2014-го, когда Игорь Комаров с новой командой пришли в космическую отрасль, произошло восемь аварий и ЧП: погибли два запущенных грузовых корабля «Прогресс», сгорели при запусках три спутника — «Канопус-СТ», «Экспресс-АМ4Р», мексиканский MexSat-1, не вышли на расчетную орбиту европейские спутники Galileo, досрочно выключился при запуске ракетный двигатель «Союза-2.1б», теперь вот потеря «Метеора» и малых аппаратов.

«Это провал, который может нанести серьезный ущерб репутации российской космической программы», — комментирует очередную аварию английская The Independent. «В России происходит необычное количество сбоев при запусках в космос», — отмечает американский сайт spacepolicyonline.com. «В последние годы один неудачный запуск следует за другим, что запятнало репутацию российской космической отрасли», — вторят канадские аналитики на CBC News.

«Одна из главных бед нашей космической отрасли сегодня — некомпетентность «эффективных менеджеров», руководителей на разных уровнях управления; стремление громкими пиар-акциями замаскировать реальные проблемы», — заявил «Труду» один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Социалистического Труда Борис Бальмонт.

За ЧП, думается, ответят начальники. Вероятно, еще одну желтую карточку получит Игорь Комаров. Возможно, последнюю. А как быть с другими космическими проектами куда большей сложности, намеченными на ближайшие годы и на более дальнюю перспективу? Мы ведь и на Луну собрались, и еще дальше...

«Россия начала набирать космонавтов в стремлении победить Америку и Китай в гонке за Луну», — под броским заголовком английская Daily Mail сообщала о предстоящем пополнении отряда звездоплавателей в подмосковном Центре подготовки космонавтов. Приводились и подробности: «Предстоит отобрать лучших специалистов, имеющих опыт работы в области космических или авиационных технологий. Они станут первыми пилотами будущего российского космического корабля «Федерация» и первыми россиянами, которые отправятся на Луну». Так что же, опять, как полвека назад, мы втягиваемся в лунную гонку?

Между тем все больше специалистов за океаном и в Европе считают, что реализация крупных проектов в космосе требует не изнурительной конкуренции, а объединения усилий. Не так давно в Австралии Роскосмос и НАСА подписали знаковый документ об участии России в создании международной окололунной станции Deep Space Gateway (DSG). Вкладом России может быть шлюзовая камера, посадочно-взлетный аппарат для высадки десанта на Селену, а также лунный вариант будущего корабля «Федерация». С этим кораблем нового поколения во многом связаны перспективы российской космонавтики.

«Федерация» сильно выигрывает при сравнении с нынешними «Союзами»: кабина втрое просторнее, современные системы управления, в том числе три принципиально новых сенсорных многофункциональных дисплея, универсальные кресла, настраиваемые под фигуру космонавта (не требуется отливка индивидуальных ложементов) и многое другое. Такой корабль на трассе Земля — окололунное пространство в ближайшем будущем обязательно потребуется России, если мы не хотим в перспективе выпрашивать или выкупать для наших космонавтов (за 200-250 млн долларов) местечко в четырехместном американском «Орионе».

Но успеет ли наша страна построить, испытать и довести «Федерацию» до полной готовности к началу полетов экипажей на станцию DSG? И будет ли готова сверхтяжелая ракета? Для тревог и сомнений повода вроде бы нет. «Корабль в активной стадии работы, выпущена вся конструкторская документация, сейчас изготавливаем отдельные узлы», — объявил в марте гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев. Отправить новый корабль в первый беспилотный полет корпорация планировала в 2021-м, а с экипажем — в 2023-м. Правда, в СМИ появились сообщения о переносе первых стартов на год. Но такая отсрочка некритична.

Как сообщил недавно сайт SpaceFlight Insider, Россия рассматривает возможность отправки пилотируемых миссий на лунную орбиту уже в 2025 году. Такой график позволит нам успеть к праздничному пирогу, учитывая, что работа экипажей на окололунной станции DSG может, по некоторым прогнозам, начаться в 2027 году.

«Планы замечательные, однако эти графики выглядят не вполне реалистично, — поделился со мной специалист ракетно-космической отрасли с большим стажем. — Толковые конструкторы хорошо знают: доводка новой ракетной техники может затянуться на многие годы. А «Федерация» существует пока только на бумаге (более тысячи томов проектно-конструкторской документации). Как ни жаль, но, думаю, новый корабль не полетит в космос ни в 2021-м, ни в 2023-м...»

Такой прогноз контрастирует с официальными сообщениями по «Федерации»: создаются макеты и стенды, проведено опробование элементов интерфейса, идет проверка углепластикового корпуса командного отсека, готовятся испытания посадочной системы спускаемого аппарата.

Так есть ли основания для пессимизма? Посмотрим, как создается американский «Орион». Концепция корабля разрабатывалась в 2005-м, работы начались в 2006-м. Первый тестовый беспилотный полет в космос кабины вместе с инженерно-габаритным макетом сервисного (приборно-агрегатного) модуля состоялся 5 декабря 2014-го. Капсула «Ориона» удалилась от Земли на 5800 км (такой полет осуществлен впервые с 1972 года) и, совершив неполные два витка вокруг нашей планеты, вошла в земную атмосферу. На трех парашютах кабина опустилась в Тихий океан. Во второй тестовый полет «Орион» отправится в полной комплектации в конце 2019-го. И только в 2023-м НАСА планирует отправить на новом корабле первых астронавтов.

А в России интервал от первого тестового полета до пилотируемого определен в два года. Всего два тестовых рейса — маловато, считает мой собеседник. Недоработанный корабль запускать на орбиту опасно. Полвека назад желание побыстрее дать путевку в жизнь новому «Союзу» обернулось гибелью четырех наших космонавтов: Владимира Комарова в 1967-м и Георгия Добровольского, Владислава Волкова, Виктора Пацаева в 1971-м.

По «Федерации» сегодня вопросов, как мне рассказывали, остается много. Есть сложности с созданием многоразового, рассчитанного на 10 полетов, покрытия, которым должен быть защищен спускаемый аппарат, входящий в земную атмосферу со второй космической скоростью. Не все ясно и с системой аварийного спасения (САС). В течение полутора лет неоднократно делались заявления, что спускаемый аппарат на 80% будет изготовлен из углепластика. Углепластиковый полномасштабный корпус показывали на выставке. Но в марте приняли решение вернуться к алюминиевым сплавам. В чем дело? Для проведения испытаний требуется изготовить восемь корпусов. Интересно узнать, где же они?

Еще одна проблема — необходимость высокоточной посадки спускаемого аппарата (СА) при возвращении экипажа на Землю с окололунной орбиты. Он будет приземляться не в пустынных районах Казахстана, а в Саратовской или Оренбургской области. Отклонение от расчетного места не должно превышать 5 км. Садиться надо на четыре выдвижные опоры, чтобы не повредить многоразовое днище. При спуске на трех парашютах будет использована еще и реактивная система. Весьма сложная и, увы, пока не отработанная схема. А сколько пусков будущей сверхтяжелой ракеты и создаваемого носителя «Союз-5» понадобится для их сертификации под пилотируемые полеты? Один из самых острых моментов — спасение экипажа в случае аварии во время выведения ракеты на орбиту. Если ЧП произойдет в ревущих 40-х широтах Южного полушария Земли, где дуют сильнейшие ветры и бушуют штормы, кто будет спасать космонавтов в штормовых условиях? У «Союзов» при старте с Байконура, как известно, совсем другая траектория — в основном проходящая над нашей территорией...

Между тем астронавт НАСА Терри Вертц (213 суток на околоземной орбите, был командиром МКС) в недавней статье резко критикует «неразумную» схему предстоящей доставки астронавтов на окололунную станцию на новой ракете SLS. «Астронавты должны стартовать отдельно от груза, в небольших и более безопасных капсулах, — считает Вертц. — Шаттл запускал экипаж и груз вместе, и из 135 миссий в двух были аварии (погибли 14 человек. — «Труд»). Теперь НАСА планирует отправить экипаж вместе с грузом на ракете SLS, у которой будет только второй полет...» К тому же отправлять на тяжелой ракете экипаж еще и дорого, пишет Вертц, каждый запуск SLS стоит 2 млрд долларов.

«Эти вопросы актуальны и для нас, — комментирует Борис БАЛЬМОНТ. — Конечно, такой новый корабль, как «Федерация», невозможно в сжатые сроки построить, испытать и довести, обеспечив максимум надежности. Спешка здесь совершенно недопустима. Да она и не нужна. Можно использовать более дешевые и надежные аппараты. Например, для транспортной системы, связывающей околоземное и окололунное пространство, подошел бы межорбитальный космический буксир».

Недавно, напоминает Бальмонт, с проектом такого буксира выступили китайцы. Но еще раньше подобное предложение озвучили и российские специалисты, о чем «Труд» уже писал. По этой схеме на околоземную орбиту и с орбиты экипажи будут доставляться проверенными «Союзами». Существенный выигрыш по срокам и финансам. У нас есть большой опыт полетов к орбитальным станциям, полувековой опыт стыковок, надо использовать это. Спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию такой межорбитальный буксир к 2025 году — вполне реальная задача, если, конечно, взяться за дело засучив рукава.

«А работу над «Федерацией», конечно же, следует продолжать, — завершает экс-министр. — Этот корабль, как мне представляется, будет востребован после 2030-го, когда появится полностью доработанный сверхтяжелый носитель».

До 2030-х летать на окололунную станцию наши и зарубежные космонавты смогут на межорбитальном буксире. Создаваемый носитель «Союз-5» обеспечит доставку экипажа только до станции на околоземной орбите. С этим, между прочим, сейчас справляются старые, добрые «Союзы»...

Р.S. После беседы с Борисом Бальмонтом я попросил высказать свое мнение по затронутым проблемам нескольких специалистов РКК «Энергия», которых знаю не один десяток лет. Но, несмотря на наши давние доверительные отношения, они отказались под разными предлогами от комментариев...

О чем рассказал и что утаил в своих интервью космонавт Геннадий Стрекалов

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

40 лет назад, 11 апреля 1984 года, в СССР встречали очередной экипаж, вернувшийся с орбитальной станции «Салют». Тогда такое случалось чаще нынешнего, только успевай запоминать новые фамилии. В тот раз...

Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
Отечественный рынок аудиокниг бьет рекорды. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вы заметили, как много вокруг людей в наушниках? Такое ощущение, что все больше тех, кто хочет отключиться, остаться наедине с самим собой. Впрочем, ничего нового в этом нет. В былые времена в метро и трамваях...

Каковы перспективы России в этой самой высокотехнологичной сфере? Попробуем сравнить слова и дела

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

На выставке «Россия» правительство РФ провело пленарную сессию «Искусственный интеллект — главная технология XXI века». «Мы видим, что искусственный интеллект становится ключевой...

Именно к этой фразе сводится большинство дискуссий об искусственном интеллекте

Сергей Беднов
Труд
Задавать вопрос, почему Екатерина Андреева не стареет, рановато. Пока. Фото: пресс-служба компании «Лукойл». globallookpress.com

По мнению одних, сначала тот лишит миллионы трудящихся работы. А позже придет к выводу, что люди ему только мешают, и нажмет на пресловутую «красную кнопку». Другие же полагают: нейросети —...

Наука и технологии 00:08 / 12 Апреля 2024 4370
Технопарк

Стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

15 апреля отмечается День экологических знаний, учрежденный ООН. Вот и в нашей стране в этот день стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды. Дело нужное и очень интересное, поскольку ученые...

35 лет назад самолет Ан-225 «Мрия» совершил первый испытательный полет 

Труд
Фото: © Anatolii Stepanov,globallookpress.com

1394 Родился Мухаммед Тарагай Улугбек, ученый, построивший под Самаркандом обсерваторию. 1633 Галилей коленопреклоненно отрекся от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. Папа заменил...

России нужны свои игровые приставки и консоли. Таково распоряжение президента

Юрий Ряжский
Труд
Если в начале 2000-х средний возраст российского геймера составлял 25 лет, то сейчас он достиг 36. Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об организации производства отечественных игровых приставок и консолей. Контрольный срок для отчета премьеру Мишустину установлен жесткий: до 15 июня текущего...

Обучение компьютерной грамотности людей почтенного возраста - задача не из простых

Максим Башкеев
Труд
Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Поверьте, я из личного опыта знаю, о чем говорю. Попытки объяснить цифровую логику человеку, прожившему 70 лет в аналоговой реальности, — тот еще квест. И вот как раз для таких случаев российские программисты...

В свое время его создание стало поводом для возбуждения уголовного дела о распиле бюджета

Фото из открытых источников

Военнослужащие Вооруженных сил России нашли под землей пропавшую несколько лет назад скандально известную бронемашину «Азовец» украинского националистического вооруженного формирования «Азов» (запрещено в России как террористическая...

Наука и технологии 20:01 / 30 Марта 2024 3957
Технопарк

Ученые используют медуз для исследований океанских глубин

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Yoshio Tsunoda, globallookpress.com

Человек, как известно, царь природы, с этим спорить пока не будем. Но у него, к счастью, хватает ума учиться у этой самой природы и многое брать у нее на вооружение — несмотря на бурные...

«Гробница действительно была «проклята», но биологическими методами, а не сверхъестественным образом», - выяснили исследователи 

Фото: www.en.wikipedia.org

Археологи и участники экспедиции, вскрывшие в 1922 году гробницу египетского фараона Тутанхамона, погибли в результате воздействия радиации. К такому выводу пришел ученый Росс Феллоуз, передает британское издание Daily Mail. «Гробница...

С молотка уйдет отчет об использовании атомной энергии в военных целях, написанный «отцами» атомной бомбы

Артем Скворцов
Труд
Последствия атомной бомбардировки Хиросимы. Фото: Keystone Pictures Agency/Zumaperss.com, globallookpress.com

В эти дни на онлайн-площадке Auction продают удивительный документ, долгие годы хранившийся под грифом «совершенно секретно». Озаглавлен 200-страничный доклад зловеще: «Атомные бомбы: общий отчет о разработке...

AirCar совершил дебютный полет с пассажиром

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
AirCar во время 35-минутного перелета из аэропорта Нитры в аэропорт Братиславы 28 июня 2021 г. Фото: © Cover Images, globallookpress.com

Среди всех майских праздников не забудьте и про этот: 3 мая отмечается Международный день Солнца. Он появился в календаре 20 лет назад для привлечения внимания общественности к солнечной энергии —...

«В отсутствие ракет средней и большой дальности Украина полностью переходит на беспилотную войну», - отмечают немецкие обозреватели 

Фото: www.mil.gov.ua

Вооруженные силы Украины уже в этом году получат в свое распоряжение беспилотные летательные аппараты, способные наносить удары по целям, расположенным более чем в двух тысячах километров от места запуска. Об этом в пятницу, 5 апреля сообщает...

«Ситуацию на поле боя не может изменить одна система», - констатировал глава альянса 

Йенс Столтенберг. Фото: © Thierry Monasse, globallookpress.com

Американские истребители F-16 не способны стать для Украины «серебряной пулей» против российской армии. Об этом в интервью немецкому изданию Bild заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Ситуацию...

Накануне с российского космодрома «Восточный» состоялся дебютный запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» 

Фото: https://roscosmos.ru

Около 600 миллиардов рублей будет выделено из федерального бюджета РФ на создание отечественной сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну и Марс. Об этом в День космонавтики, 12 апреля, журналистам сообщил вице-премьер, глава Министерства...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?