Главная Культура 00:47 02 Декабря 2009 4474
Мария Шукшина: «Мы, взрослые, такие эгоисты»
Известная актриса о своей новой роли — «Труду»
Арефьев Егор

У всех героев фильма Сергея Снежкина есть реальные прототипы, взятые из автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Мария Шукшина играет в нем маму главного героя, прототипом которой является другая известная актриса — Елена Санаева. О том, чем кино отличается от книжки и как ей работалось с юными и маститыми партнерами, Мария Шукшина рассказала «Труду».

— Читали ли вы книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» до того, как вас пригласили на эту роль?

— Да, я читала её ещё года за два до предложения сняться в этом фильме. И когда Сергей Олегович (Снежкин) предложил мне роль в этом фильме, я вам скажу, я обрадовалась. Потому что после того, как я прочитала книжку, я стала её большой поклонницей.

— То, что у героев были прототипы, — это помогало или мешало?

— На это не обращалось внимания. Вообще не было цели достоверно, документально снять кино о той семье. Есть книга, а есть кино. Книга — это одно художественное произведение, фильм — другое. То есть получилось два разных произведения. Это не экранизация книги. Это два отдельных, самостоятельных произведения. Причем по силе таланта они абсолютно равноценны.

Кому-то больше нравится книга, кому-то больше нравится кино. Те, кто «Похороните меня за плинтусом» не читал, а сначала посмотрел кино, говорят, что кино произвело большее впечатление, чем книга. Кто читал до кино, говорит, что кино, конечно, более жесткое.

Кино нравится большинству зрителей. На наших закрытых показах невозможно что творится — такой ажиотаж! Люди «висят» на люстрах, я двух своих друзей не могла посадить в зал. Фильм прокатывается сейчас по разным фестивалям, там обычно не хватает стульев, все ступеньки заняты, люди на сцене лежали. Организаторы уже просят дать не один, а два сеанса. Это книжка работает и сильный состав актерский, конечно же.

Чем отличается хорошее кино от плохого кино — послевкусие есть. После «Похороните меня за плинтусом» — в голове очень много: можно подумать об этом, об этом — и о власти, и о семье, и об этих чертах человеческих, которые каждый узнает в своих семьях, может порыться в себе и увидеть какие-то черты.

Я в данном случае говорила о бабушке и о ребенке. Мы же такие эгоисты, взрослые. Взрослый эгоизм — когда, допустим, человек не реализовывается за всю жизнь и на детях, на внуках пытается отыграться за свою несложившуюся жизнь. Это присуще человеку. То есть там много всего, очень много о чем можно подумать после фильма, и это опять же признак хорошего кино.

— Собственный ваш опыт — воспитания ваших детей, отношения с вашими родителями — как-то вам помогал?

— Естественно, в сценах с мальчиком я подставляю своих детей внутренне. Всегда, когда играешь, подставляешь: если любовь ты играешь, ты подставляешь человека, которого ты любишь, смотришь в глаза актеру, а представляешь-то себе другого человека. Это актерская работа. Чтобы сыграть достоверно, нужно достоверные чувства испытывать по жизни. И опыт — это для актера вещь незаменимая. Это редкая вещь, когда молодой актер может сыграть чувства. Актером обычно становятся после 30, когда есть уже накопленный опыт.

— А про молодого актера Сашу Дробитько, которому как раз ещё нет 30, но он великолепно сыграл свою роль, расскажите, пожалуйста.

— Снежкин сначала отсмотрел более 400 мальчиков в Питере, выбрал его, и, конечно, действительно мальчик талантливый необычайно. Но это ещё и режиссерская работа, безусловно. Вообще в этом фильме все — это режиссер. Видна рука режиссера по всем актерским работам. А уж, конечно, с детьми работать — это самое сложное.

На площадке примерно такая ситуация происходила: Сергей Олегович запрещал мне, Светлане Николаевне Крючковой, и вообще кому-либо из группы подходить к мальчику. Хотя очень хотелось, особенно после тяжелых сцен, как-то погладить его по голове, поразговаривать с ним. Мальчик был абсолютно сам себе предоставлен после того, как отыгрывал свои сцены. Никто его не утешал. Это было продиктовано не жестокостью режиссера, отнюдь.

Сергей Олегович, наоборот, просто делал свое дело. Ребенка очень легко можно расслабить, и тогда он не сыграет то, что нужно. А роль у него тяжелая — не каждый взрослый потянул бы такую роль. Поэтому Саша Дробитько должен был быть все время в каком-то таком одиночестве у нас на съемках. Я втихаря подходила, говорила: «Сашенька, какой ты молодец». И когда это засекал наш второй режиссер: «Мария Васильевна, Сергей Олегович просил же не говорить с мальчиком!», я оправдывалась, что я просто проходила мимо: ну, стоит Саша, я мимо шла, я с ним не разговаривала.

Приходилось оправдываться. Большей частью я старалась не подходить, но переживала за него безумно. Но, с другой стороны, я прекрасно понимала эту установку режиссерскую, которая продиктована не жестокостью к мальчику, а тем, что он должен сделать хорошо свою работу.

— То есть Саша Дробитько работал на равных со взрослыми актерами?

— Абсолютно на равных. Как я говорила, роль у него тяжелая, как и у Светланы Николаевны, это же непередаваемо тяжелая драматическая роль. У меня тоже, особенно последняя и предпоследняя сцены с бабушкой. И пропускать через себя все это было тяжело, и сердцебиение, долго не можешь успокоиться после съемок. Но взрослые профессиональные актеры хотя бы знают, каким образом выходить из этого состояния, применяя свой опыт и мастерство.

Для выхода требуется время. А оказалось, что детской психике нужно меньше времени. Саша после жутких сцен — со слезами, истериками, со страданиями — садился в уголочек и играл в игрушки. Дети, оказывается, сами могут справляться. И это просто завидно! Но это только детская психика может справиться. Для меня эти чудодейственные качества детской психики были открытием.

— Хотелось бы поговорить про других ваших партнеров по фильму.

— Светлана Николаевна — это мастер из мастеров. Я всегда учусь, сколько лет я уже в кино, но я все равно учусь. И для меня счастье играть с такими первокласснейшими актерами, с такими партнерами, потому что есть чему поучиться. И для меня было наслаждением работать и с Алексеем Васильевичем Петренко, и со Светланой Николаевной Крючковой. Я смотрела, как они собираются на эпизод, как они выходят из этого состояния тяжелого — это все актерское мастерство, я просто видела, как это все происходит. Я счастливый человек — я ЭТО видела!

Выбор

Три фильма с участием Марии Шукшиной

«Птицы над городом» (1974)

7-летняя Маша снялась в фильме Сергея Никоненко со своей мамой Лидией Федосеевой-Шукшиной и младшей сестрой Ольгой.

 

«Американская дочь» (1995)

Сыграла бывшую жену героя Владимира Машкова. Режиссеру Карену Шахназарову актриса внешне напомнила его первую жену.

 

«Индиго» (2008)

Героиня Шукшиной — директор специализированной гимназии. Она в недобрых целях использует дар своих учеников — детей индиго.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11214
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6782
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6525
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6019
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5623
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?