На днях секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак раскритиковал инициативу главы столичного Дептранса Максима Ликсутова о снижении нештрафуемого порога с 20 до 10 км/ч, назвав ее «откровенно вредной» и не имеющей ничего общего с безопасностью. По его словам, «эта идея – только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан. Как и техосмотр в том виде, в котором мы недавно его отменили».
Мы попросили экспертов и практикующих аналитиков транспортной отрасли и в области безопасности дорожного движения вспомнить, какие из зависших законопроектов и инициатив оказались забыты. Почему? И какова их судьба сегодня?
1. Законопроект правительства о передаче Москве полномочий по взиманию штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные видеокамерами.
Документ был внесен правительством еще в мае 2015 года, инициатором поправок в КОАП стал глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В случае его принятия Москве будут переданы полномочия по взиманию штрафов по 38 из 128 составов правонарушений в области дорожного движения. Среди передаваемых есть штрафы за превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на выделенную полосу, непропуск пешеходов и другие.
К законопроекту вернулись в 2017-м. Тогда профильный комитет Думы рекомендовал принять законопроект, на скором принятии закона настаивал и вице-премьер Игорь Шувалов, однако его принятию в Думе VI созыва сопротивлялся первый зампредседателя комитета Вячеслав Лысаков. По его мнению, передача дополнительных функций Москве могла обернуться многочисленными нарушениями закона. В результате «своя рубашка ближе к телу» сработала – зампред комитета ГД победил, и законопроект, уже одобренный комитетом, так и завис. Первое чтение законопроект прошел в том же уже затерявшемся во времени 2017-м, и на этом всё замерло.
В ноябре прошлого года президент распорядился о передаче региональным властям «отдельных полномочий по рассмотрению дел о правонарушениях в области дорожного движения». Срок исполнения поручений — 1 июня 2022 года.
2. В далеком 2016-м появился проект закона, предполагавший лишать автомобилистов водительских прав на срок от года до полутора лет за три нарушения ПДД за год. После его принятия в первом чтении в октябре 2016 года Дума к нему больше не возвращалась.
В январе прошлого года в пресс-службе Министерства юстиции сообщили, что по итогам состоявшегося на площадке межведомственной рабочей группы обсуждения сформирована новая редакция проекта КоАП и связанных с ним законопроектов. В частности, теперь уже Минюст поддерживает лишение водительских прав за троекратное нарушение ПДД за год. Из документов не понятно, речь идёт о возвращении к законопроекту 2016, или это новая инициатива Правительства. Если второе – то интрига еще более закручивается – в Думе окажутся два законопроекта с одинаковым содержанием, но с разным авторством, один из которых уже принят в первом чтении….
3. В том же 2016-м правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий, по сути, новый вид наказания за вождение в пьяном виде и отказ от медицинского освидетельствования: задержание авто под залог 30 тыс. руб. еще до решения суда, который должен лишить нарушителя прав и назначить штраф.
Нужно сказать, что предложенная Минюстом схема — по сути, альтернатива конфискации автомобиля, которая обсуждалась депутатами Госдумы в 2012–2014 годах в качестве борьбы с пьянством за рулем. Такой инструмент применяется, в частности, ГАИ Белоруссии. Госдумой РФ был даже разработан соответствующий законопроект, однако от него отказались, поскольку конфискация машин у пьяных противоречит Гражданскому кодексу: за рулем не всегда находится собственник машины.
После оперативного принятия в первом чтении комитет подготовил его ко второму, но на заседании Думы под конец шестого созыва депутаты решили его перенести. «Принятие любого такого решения по поводу вождения, с одной стороны, было бы не очень хорошо проработано, с другой стороны, тоже раскалывало бы общество, поэтому мы их притормозили», — пояснял тогда глава прошлого думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
И дальше следы этого законопроекта теряются. В правительстве, похоже, к нему потеряли интерес – а в Думе его и изначально не было.
4. Четвертым в списке наших экспертов значится законопроект об исключении из Реестра естественных монополий морских торговых портов.
В далёком декабре 2019 года вышло постановление правительства РФ №1923, согласно которому было прекращено государственное регулирование цен на услуги в морских портах по погрузке, выгрузке, хранению грузов, услугам буксиров, услугам лоцманов. Однако стивидорные компании по-прежнему включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте. Отнесение портов к ним не имеет смысла, зато приносит портовикам массу неудобств. В частности, им приходится проводить закупку всех товаров и услуг с учетом требований 223-ФЗ.
Уже в 2020 году ФАС предлагала откорректировать закон о естественных монополиях и вывести из-под соответствующего статуса порты, аэропорты, и электрическую связь. Об этом заявлял глава ведомства Игорь Артемьев на заседании президиума фракции «Единая Россия». Однако инициатива осталась так и осталась нереализованной.
5. Еще один из законопроектов о транспорте, на зависание которого обратили внимание наши эксперты, стал закон о такси.
Обсуждение закона о такси, который был принят в первом чтении Госдумой еще в 2018 году, активно возобновилось в середине сентября прошлого года. Автором первоначальной версии закона был первый зампредседателя думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысако. Однако версию закона 2020 года уже связывают с сенатором Андреем Турчаком - в Совете Федерации в сентябре 2020 года рекомендовали Госдуме принять именно эту версию законопроекта о такси сразу в трех чтениях, считая, что «скорейшее его рассмотрение и принятие принесет неоспоримую пользу рынку, законодательству, и в конечном итоге всем потребителям услуг такси».
В том же сентябре Минтранс опубликовал для общественного обсуждения законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Итого, в мыслях три законопроекта об одном и том же. И ни одного принятого.