Главная Культура 15:50 03 Ноября 2021 2871
Мариинские атланты

Подножка, которую подставила пандемия III музыкальному фестивалю «Зарядье», – еще не нокаут

Сергей Бирюков
Даниил Трифонов и Валерий Гергиев идут исполнять вместе с оркестром Мариинского театра Первый концерт Брамса. Фото автора

Один из множества печальных счетов, которые музыкальная жизнь могла бы предъявить пандемии – прерванный на самом взлете Третий фестиваль Мариинского театра «Зарядье» в одноименном московском концертном зале, по традиции назначенный на конец октября. Из обещанных артистами и предвкушаемых публикой четырех оперных вечеров, включая «Ночь перед Рождеством» и «Обручение в монастыре», а также трех симфонических концертов успели прозвучать, прежде чем наступил локдаун, лишь «Летучая мышь», «Трубадур» и одна концертная программа. Доставив, таким образом, энтузиастам не только радость встречи с любимой музыкой и труппой, но и досаду от мысли об отнятой львиной доле музыкальных удовольствий.

Дела командировочные сложились так, что упорхнула от меня и «Летучая мышь» – впрочем, то, с каким блеском и куражом исполняют ее мариинцы, сотни московских меломанов (включая автора этой заметки) уже наблюдали в зале имени Чайковского под Новый 2021 год. А вот свидетелем двух остальных фестивальных событий повезло стать.

Первый фортепианный концерт Брамса с Даниилом Трифоновым и Восьмая симфония Брукнера… Программа столь естественная – два капитальных послания из австро-немецкого музыкального мира второй половины XIX века, – сколь и парадоксальная, поскольку оба сочинителя были или по крайней мере долго воспринимались полярно противостоящими. Впрочем, если выбирать из творчества классициста Брамса произведение, ближе всего подходящее по духу к вырывающейся из жестких классических рамок стихии брукнеровских симфоний-экзальтаций, то это, конечно, Первый концерт с его тоже грандиозными (почти час звучания) масштабами и вулканически мощной эмоциональностью.

Но насколько близка эта планетарная тектоника пламенеющих, как лава, трелей и могучих аккордовых пластов, идущая, несомненно, от органных фантазий Баха и Девятой симфонии Бетховена, утонченному романтику-интеллектуалу (во всяком случае до сих пор я его знал именно таким) Трифонову? Оказалось – в самый раз. Не знаю, как сейчас играет Даниил, допустим, мазурки Шопена – возможно, в своей привычной манере, словно любуясь каждой мельчайшей деталью через микроскоп. Но в концерте Брамса это был взгляд стратега, решительно оторвавшийся от микромира и охватывающий горные вершины кульминаций, перемежаемые долинами лирических сосредоточений. Причем для этого укрупненного слышания-видения совершенно не понадобился форсаж: пианист достигал насыщенности звука точно так же в тишайших моментах медленной части, как в громоподобной первой и прометеевски-огненной третьей. А управляемый худруком Мариинки Валерием Гергиевым оркестр, будто готическое здание, «перетекающее» в украшающие его скульптуры, составлял с рояльной партией монолитное единство.

Отголоском этой архитектурно-скульптурной подачи прозвучал бис – фортепианное переложение знаменитой арии Bist du bei mir, известной по одной из Нотных тетрадей Анны-Магдалены Бах, но на самом деле принадлежащей баховскому современнику Готфриду Генриху Штёльцелю. Хотя вот тут, может быть, Даниилу стоило бы чуть разгрузить звук и не перетяжелять эту чудесную мелодию, для меня ассоциирующуюся скорее с самыми тонкими лирическими признаниями Моцарта и Шуберта, чем с бетховенски-вагнеровскими космическими обобщениями.

Совершенно того же, что удалось ансамблю с солистом в первом отделении, добился уже один оркестр во втором – симфонии Брукнера. Хотя, казалось бы, какой соблазн – вжать слушателя в кресло мощью тройного состава дерева и труб, плюс целых восемь валторн, половина из которых, к тому же, периодически заменяется на еще более звонкие и гулкие вагнеровские тубы. Да добавьте воинство из шести десятков струнных… Но нет, децибелы в Брукнере, как и в Брамсе – не главное. Куда важнее внутренняя интенсивность интонации, размах этих волн мысли и чувства, грандиозных, как Альпийские горы, которые так вдохновляли композитора, видевшего в них отражение величественного Божьего замысла. Брукнеровские симфонические воспарения – это песня души, а она не может быть оглушительной, пронзая другим: ослепительным светом струнных линий, великанским ростом духовых хоралов, вызывающих в воображении образ атлантов, держащих небо.

Кстати, снова о скульптурно-архитектурной, на этот раз особенно родной нам ассоциации. Всем ведь памятны те петербургские атланты с портика Нового Эрмитажа, из песни Городницкого… И – для меня бесспорно – из Седьмой симфонии Шостаковича, чье «органное» адажио всегда казалось мне отражением той «атлантовой» непреклонности. И вдруг, именно в этот вечер в «Зарядье», мне стало ясно – сколько же в музыке нашего классика от тех брукнеровских пронзительных горизонталей и сверкающих вертикалей. А ведь ничего на самом деле удивительного, если вспомнить, какое влияние на Дмитрия Дмитриевича оказала музыка Малера, а тот прямо называл Брукнера своим учителем. Но до партитур Шостаковича ассоциации, вызываемые Брукнером, обычно не добивают – а напрасно. В Восьмой, самой раскидистой и возвышенной из всех, сравнимой по масштабам с шостаковичевскими Седьмой и Восьмой, они разительны. Музыка и того и другого композитора – символ победы духа над тем, что косно, тянет вниз во тьму и подавляет свободу. И, возможно, не случайно, что помогли мне это понять именно петербургские музыканты…

Но пора переходить от чистого симфонизма – к опере, от тектонического масштаба – к человеческим страстям, от рафинированной философичности – к хиту из хитов: «Трубадуру». Головокружительный скачок – но разве это препятствие для универсальных в своих умениях мариинцев и их лидера? Да и Верди – разве не великий симфонист, если понимать под этим определением мастерство развития многотемного целого, да и впрямую построения партитуры? Ну, и только великому оркестру по плечу, например, те идеальные унисоны, которыми, как вышколенное войско, берет нас в плен с первых тактов мариинский коллектив.

Что до певцов, Гергиев привез в Москву практически состав мечты. Могуч, звонок, статен бас Станислава Трофимова, захватывающий тебя с первой же арии бывалого воина Феррандо. А когда запела свою выходную арию Леонора, я еще не глядя в программку и не всмотревшись в сцену понял – так насыщенно, объемно, плотно может звучать только голос Татьяны Сержан. Новое явление – и новая волна восхищения: богатое тысячью нюансов меццо-сопрано Екатерины Семенчук в излучающей темную страсть партии Азучены. А более подходящего инструмента для роли мятущегося между любовной страстью и ненавистью к сопернику Ди Луны, чем баритон Ариунбаатара Ганбаатара, мне трудно себе представить. Если к пению большинства названных звезд, как и к работе Ивана Гынгазова (Манрико) я все же могу предъявить некоторые претензии, особенно к их крайним верхним нотам, а в случае с Сержан и к известной тяжеловесности вокала, сбивающей темпы и лишающей фиоритуры полетности, то исполнение замечательного монгольско-российского певца представляется близким к идеалу. Равно как и работа мариинского хора, без которого все эти лихие сцены ковки мечей и рейдерских ночных наскоков были бы невозможны.

Что до постановки – она, основанная на нехитрых костюмах и статичных слайдах-декорациях, не мешает восприятию музыки, хотя Мариинский знавал и гораздо более яркие «походные» варианты своих спектаклей (например, «Войны и мира» или «Тристана и Изольды»). Впрочем, по этому поводу вряд ли стоит брюзжать – спасибо, что в пору, когда всем нелегко, смогли и этот вариант собрать.

Самое же интригующее – сможет ли в обозримом будущем Мариинский театр исполнить в Москве всю обещанную программу, или бОльшая часть фестиваля отменилась «без возможности восстановления»? Зная Гергиева на протяжении сорока лет, возьму на себя смелость предположить, что неугомонный Валерий Абисалович вряд ли не смирится со вторым вариантом.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3533
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3291
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2958
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

В РАМТе состоится премьера «Каренина» режиссера Данила Чащина по мотивам романа Льва Толстого 

Анна Чепурнова
Как призналась играющая Анну Ангелина Стречина, она мечтала об этой роли со времен студенчества, когда посмотрела фильм с Кирой Найтли

Театральное агентство «Арт-Партнер ХХI» 24-25 ноября выпускает в РАМТе премьеру «Каренина» режиссера Данила Чащина по мотивам романа Льва Толстого. Играющая Анну Ангелина Стречина, известная зрителям по своим киноработам,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?