«Жигулям» закроют центр

Фото: Moscow-Live.ru

В городах появятся зоны, недоступные для транспорта низкого экологического класса. Мнения экспертов о пользе реформы разделились


Чиновники запретят въезд в города транспорту с низким экологическим классом. Дорожную карту по введению специальных запретных зон разработал Минтранс, пишет 4 марта издание «КоммерсантЪ».

Пилотный запуск программы испытают Москва и Санкт-Петербург. 23 января вице-премьер Максим Акимов дал поручение правительствам столиц при участии Минтранса, Минприроды, Минпромторга и МВД до 4 марта предложить проект зон, куда запрещён проезд транспорта низкого экологического класса.

В борьбе за природу

Ограничение на проезд в отдельные зоны городов не новая мера, рассказал «Труду» координатор движения «Синие ведёрки» Петр Шкуматов. В разных странах свои особенности, но обычно начинают с ограничений для производителей техники, затем меняют автопарк. «В России же дурацкая национальная черта: тянуть до последнего и потом рубить с плеча. Купил человек год назад старый автомобиль, а уже объявляют штрафы за низкий эко-класс», - посетовал Шкуматов. По мнению эксперта, владельцам авто «Евро-0» и «Евро-1» впору подумать об их продаже.

В РФ о введении «чистых зон» говорят с середины нулевых. Первый законопроект подготовило ещё правительство Юрия Лужкова, но документ так и остался под сукном. В октябре 2018 года Совет по правам человека (СПЧ) опубликовал рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха на востоке Московского региона. Среди прочего, совет предложил определить зоны, куда невозможен въезд техники низкого эко-класса.

Как гласит сегодняшняя дорожная карта, в октябре появятся административные санкции за проезд под знаком с обозначением экологической зоны. Указатель с цифрой в зелёном овале (от «Евро-0» и выше) был введён в ПДД 1 июля 2018 года. Цифра обозначает класс двигателя, с которым можно въехать в зону. С 30 декабря прошлого года регионы получили право пользоваться новыми знаками.

Как оно будет работать

Водитель получит штраф, если камера зафиксирует по номеру низкий эко-класс автомобиля, неудачно проехавшего под знак. Сейчас нарушителей требований знака экологической зоны можно оштрафовать на 500 рублей по статье 12.16 КоАП о несоблюдении знаков или разметки. Но чиновникам такое наказание кажется недостаточным. Как сообщили в департаменте транспорта столицы, «на первом этапе должны рассматриваться ограничения прежде всего для движения грузового транспорта и автобусов, особенно в жилых районах и природоохранных зонах». В администрации Северной столицы ждут инструкций из Москвы. В стенах высоких кабинетов говорят о штрафе размером 5000 рублей, поделился с «Трудом» Петр Шкуматов.

Под вопросом переоформление бумаг на «немолодую» технику. Данные о экологическом классе машин начали указывать в паспортах транспортного средства (ПТС) с 2008-2011 годов. При этом около трети автопарка старше десяти лет. Скорее всего, такие автомобили не имеют класса. Чтобы избежать повальных санкций для водителей старых авто,правительство может упростить присвоение класса для видавшей виды техники. «Эксперты по году выпуска, модели двигателя, базам данных производителей могут определить, какой класс у машины, - рассказал гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко.

«Упрощенным порядком» может стать, к примеру, таблица, где каждой модели будет присвоен класс — дополнительных экспертиз тогда не потребуется», - уверен эксперт. Сейчас для присвоения класса автомобилю нужно обращаться в специальные лаборатории и платить в ГИБДД сумму до пяти тысяч рублей.

Государство может приравнять к «Евро-0» все машины без указания их класса в ПТС, и людям придётся выбирать: платить штрафы или не ездить вовсе, опасается первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству Вячеслав Лысаков. «Заявляется, что все это делается для защиты экологии, но по факту речь идет о новом способе заработать. Идея Минтранса повысить штраф с этим напрямую и связана», - отметил Лысаков.

Введение экологических зон неизбежно, сказал «Труду» Пётр Шкуматов. «Токсичность «Евро-0» и «Евро-5» может отличаться в 80 раз. Автомобили стандарта «Евро-0» давно не импортируются и не производятся. Их владельцам нужен стимул, чтобы их поменять», - считает эксперт. По мнению Шкуматова, законотворцам надо, во-первых, ввести отдельные номера для ретро-каров. Тогда камеры не запишут их в нарушители, ведь на ретро-машине каждый день не покатаешься. «В ГОСТе есть специальные номера для ретро-автомобилей, осталось прописать это в ПДД», - подчеркнул Шкуматов. И во-вторых, полагает специалист, разумно побудить небогатых хозяев стареньких авто избавиться от них. Здесь помогут меры, подобные программе утилизации.




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?