— У «Аквариума» ведь не было нового альбома уже три года.
— В 2009 году мы выпустили альбом «Пушкинская, 9», собрав песни разных времен, которые были сделаны здесь, в студии на Пушкинской. Но чтобы в альбом вошли только новые песни, такого действительно давно не бывало.
— Извините, а зачем сегодня выпускать альбомы, если все можно скачать в интернете?
— Для удовольствия. И вообще не понимаю вопроса «зачем». Зачем ты влюбляешься или зачем весной расцветают деревья?
— Многие музыканты свернули тему новых альбомов, объявив этот формат умершим.
— Вероятно, люди, которые этим занимаются ради заработка, могут тему и свернуть, потому что им нужно искать финансово выгодные поля, а те люди, которые занимаются этим для удовольствия, делают то, что хотят. Мы не только альбомы, но и «сорокопятки» выпускаем, то есть интернетовские синглы — каждые три месяца
— Восемь — маловато…
— Больше 40 минут. Длинные песни.
— Вы опять сами выложите новый альбом в интернет в открытый доступ и будете призывать поклонников, если у них возникнет такое желание, заплатить за скачивание, кто сколько может и хочет?
—
— Интересно, а какие суммы переводят вам поклонники? Были случаи, когда
— Если честно, я не в курсе. Меня это не интересует, никто ко мне не прибегает с криком «Борис Борисович, нам перевели
— Вы хотя бы «отбиваетесь» на этих пожертвованиях?
— Нет, конечно. Запись стоит значительно дороже. Половина альбома «Архангельск» сделана в Лондоне. Это все очень дорого. Деньги мы зарабатываем только на концертах, и ни на чем больше.
— Что в сегодняшней ситуации можно считать успехом альбома?
— Если я слушаю альбом и понимаю, что у нас получилось точно то, что мы хотели сделать. Когда чувствуешь красоту от работы, то, значит, мы добились своей цели. Это успех.
— Говорят, к Архангельску вы испытываете особые чувства.
— У меня к разным городам особые чувства. В Архангельске мы не так часто бываем, чтобы возникло совсем уж особое чувство. Скорее хорошее чувство. Архангельск, строго говоря, был первым городом, куда мы выезжали на гастроли. Задолго до
— Это были официальные, платные гастроли?
— Тогда это было абсолютно неофициально, а значит, фактически бесплатно. Что в
— Как вы думаете, нынешняя ситуация с альбомами, с бесконтрольным скачиванием в интернете воцарилась
— По счастью, это пока невозможно.
— Даже на Западе?
— На Востоке ли, на Западе — везде невозможно. Принципы интернета таковы, что это невозможно. Просто ситуация, когда авторские права становились предметом
— Не так давно оперная примадонна Елена Образцова, подводя итоги конкурса молодых певцов, сказала, что интернет портит молодых людей, что, мол, вся эта мутная интернетовская волна накрыла новое поколение.
— А почему она мутная? Если человек скачивает в интернете стихотворение Пастернака, что в этом мутного?
— Елена Васильевна говорит, что в молодости читала Золя. А нынче Золя читают в интернете?
— Почему нет? Люди читают то, что хотят читать. Если им выбирать между Золя и ничем, то они будут читать Золя. А если им дают возможность выбирать, они выбирают то, что им хочется. Так что же здесь мутного?
— Интернет якобы делает поколение малограмотным. Молодежь теперь пишет без запятых, без прописных букв.
— А при чем здесь интернет? Тогда давайте будем винить микроскоп или логарифмическую линейку. Или электричество.
— Вас послушаешь, так в интернете нет минусов!
— А какие в нем минусы? Дело не в интернете, а в людях. Есть минусы в молотке? Наверное, минусы не в молотке, а в том, кто и как его использует. Бессмысленно винить водку в том, что люди напиваются. Водка не виновата. Не будет водки — желающие напиться напьются
— Расскажите о сентябрьском концерте в
— Поскольку Шри Чинмою исполнилось бы 80 лет, то его ученики съехались со всего мира в Квинс, чтобы радоваться, праздновать. И мои друзья предложили: давай сделаем в это время еще и концерт для тех русских, которые живут в
— Вы исполняли свои песни или
— Мои. Я не умею петь его песни, они очень сложные. А знакомы с ним мы были в течение двух лет. Он был в Петербурге с концертом, и я принимал в нем участие.
— В последние пару лет вы проявили небывалый интерес к жанру творческих вечеров, дали их уже больше 30 в разных уголках мира. Чем вас так привлекает этот жанр?
— Давайте зададим себе другой вопрос: чем творческий вечер отличается от концерта? Или в данном случае — чем творческий вечер Гребенщикова отличается от концерта «Аквариума»? На концерте «Аквариума» нам не до разговоров, а суть творческого вечера в том, что люди могут спросить что то, и я буду считать себя обязанным отвечать.
— И
— Если Юрке так нравится, слава богу! Он всегда это любил. А мне неинтересно сотрудничать с
— Но в данном случае
— Я понимаю. Но стараюсь по возможности держаться от этого подальше, поэтому по возможности не хотел бы видеть никогда свое лицо на афише. Я еду по Москве, по Садовому кольцу, вижу сотни афиш «Аквариума» и думаю: какое счастье, если бы я мог обойтись без этого! Я не имею в виду свое лицо. Я имею в виду название «Аквариум» в одном ряду со всем остальным. Мне хочется находиться вне этого ряда, неинтересно быть частью этой машины. Это мне никогда не было интересно. Неинтересно сейчас, неинтересно будет дальше.
— Вы принимаете участие в судьбе своего старого друга Артемия Троицкого? Почему «Аквариума» нет на
— Мне никто по этому поводу ничего не говорит. С Артемом я разговаривал недавно по телефону, и все вроде бы нормально. Думаю, что Артем — человек умный, светский и прекрасно знает, что он делает. Видимо, нет во мне необходимости. Если обратится, то мы поговорим.
— Согласны ли вы с тем, что, пока в России самые большие мудрецы занимались поисками национальной идеи, в реальности национальной идеей, увы, стали деньги?
— Что такое национальная идея, я не очень понимаю. Вот я — русский, живу в России. И какая национальная идея мне нужна? Чтобы я не забыл, что я не казах? Я вроде не казах. Так с кем меня нужно сплачивать, кому меня нужно сплачивать и для чего это делать? Я не понимаю сути вопроса. Или те, кто ставит такие формулировки, не озадачиваются таким вопросом?
— Хорошо, а как вы относитесь к резко возросшей роли денег в нашей стране, особенно среди молодого поколения?
— Мои дети
— На творческих вечерах вас постоянно спрашивают, что такое любовь, что такое счастье. Но ведь на эти вопросы отвечает столько мудрых книг...
— Если ты прочитаешь, что такое счастье, ты его не почувствуешь. Если прочитаешь в книге, что такое вкус клубники, это много тебе даст? То же самое со счастьем. Чужим счастьем счастлив не будешь.
— Долой мудрые книги?
— Почему же долой? Мудрые книги существуют для тех, кто способен их читать. Но для этого надо научиться их читать. И чтобы понять то, что сказано в мудрых книгах, ты должен пройти это сам. Если посмотришь по карте, куда тебе нужно попасть, то с помощью одной карты ты туда не попадешь. Чтобы попасть, нужно встать и пойти. То же самое книги — они дают тебе только карту.
— Вы однажды сказали со сцены, что фильм «Шерлок Холмс» режиссера Гая Ричи посмотрели 18 раз! В этом есть
— Я смотрю то, что мне нравится. Если мне фильм доставляет удовольствие после первого просмотра, второго, пятого, то почему бы не смотреть его дальше? Мне нравится фильм Гая Ричи, мне кажется, он идеально сделан. Я его смотрю и получаю удовольствие, а когда смотрю другие фильмы, не получаю от них удовольствия. Вот я начал смотреть фильм «Тор», но до конца не досмотрел, потому что он не доставил мне удовольствия. Или картины Ларса фон Триера — вообще их смотреть не могу: мне просто противно.
— Леонид Парфенов утверждает, что мы живем в эпоху ренессанса советской античности. Как вы относитесь к ностальгии по СССР?
— Наверное, у нас разное отношение к СССР с теми, кто подвержен такой ностальгии. Для меня это была страна, где я был заперт. Мысль о том, чтобы выехать за пределы России, даже соцлагеря, была для меня исключена. А что было с моими концертами в СССР — вы, Михаил, сами можете мне напомнить, поскольку были в числе первых энтузиастов
— Помню, как в начале
— И как мне после этого относиться к СССР? Мою судьбу там за меня все время решал
Резюме «Труда»
Борис Гребенщиков, р
Родился в Ленинграде в 1953 году.
Учился в ЛГУ на факультете прикладной математики, окончил в
Работал в НИИ социологии в
Основал группу «Аквариум» в
БГ споет москвичам, как друзьям
Серия творческих вечеров Бориса Гребенщикова продолжится его выступлением 14 октября в московском клубе «16 тонн».
Новую концепцию общения с публикой, когда дистанция между музыкантом и его поклонниками если не стирается совсем, то сокращается предельно, Борис Борисович опробовал полтора сезона назад и уже осуществил на самых разных площадках — от храма в Вильнюсе до академической хоровой капеллы в
В Москву БГ везет программу, в которой найдется место и новым песням из альбома «Архангельск», и ставшим уже классическими композициям группы «Аквариум». Кстати, все четверо музыкантов, которые выступят в столице, принадлежат к проекту «Аквариум» либо к его расширенному варианту «Аквариум International»: это сам БГ, ирландский флейтист Брайан Финнеган, скрипач Андрей Суротдинов и перкуссионист Олег Шавкунов.
