Главная Экономика 00:02 05 Февраля 2016 6057
Страховка гарантирует лишь головную боль

«Труд» продолжает исследовать кризис на рынке ОСАГО

Михаил Морозов, водитель с 40-летним стажем

Российский союз автостраховщиков бьет тревогу: на 2,6 млн штук упали продажи полисов ОСАГО. Ассоциация защиты автостраховщиков приводит еще более удручающую статистику падения — 6,9 млн. По мнению РСА, это связано в том числе с валом подделок. Такое же предположение высказала в комментарии для «Труда» пресс-служба Банка России (мегарегулятор курирует рынок страхования).

Еще в главном банке страны предположили, что россияне стали массово отказываться от автомашин в связи с кризисом. «Снижение продаж полисов ОСАГО вызвано в первую очередь сокращением автопарка и нежеланием ряда страхователей продлевать такой договор, — утверждают в Банке России. — Это может быть связано со многими факторами, в том числе с падением доходов населения».

Что ж, по поводу падения доходов граждан спорить не будем, но вот что касается сокращения автопарка, то это утверждение противоречит официальной статистике. Дело тут скорее в другом. Да, кризис заставляет экономить на чем-то, без чего можно обойтись. И при первой возможности граждане массово отказались не от автомобиля, а от ОСАГО. Такая возможность появилась осенью прошлого года — после того как наши хитромудрые депутаты отменили статью КоАП о снятии номеров с автомашин, владельцы которых не имеют полисов ОСАГО, заменив ее штрафом в 600-800 рублей.

А дальше простая арифметика. Граждане смекнули: зачем платить по увеличенным в прошлом году почти вдвое тарифам ОСАГО, когда можно отделаться штрафом? А тут появился и другой дешевый вариант — «левый» полис за 1 тысячу рублей. Такие нынче можно купить на каждом углу. Вполне легальные бланки, только ворованные и не имеющие реального страхового покрытия. По данным того же РСА, таких в нынешнем обиходе свыше 2,5 млн.

Но почему же россияне в массовом порядке, миллионами, бегут от ОСАГО, которое, по заверениям страховщиков и курирующих госорганов, улучшается год от года? Ответ на поверхности. Граждане вынуждены играть с государством и страховщиками по тем правилам, которые им навязали. Система, которая должна была обеспечить беспроблемную жизнь на дорогах, обернулась для автомобилистов лишь головной болью и дополнительным налогом для автомобилистов. А в выигрыше только страховые компании, не желающие отказываться от высоких прибылей. Именно здесь собака зарыта. Вопросов, которые задают законопослушные автомобилисты, множество. Попробуем в них разобраться. Ведь приведение системы ОСАГО в норму поможет избежать роста социальной напряженности в этих непростых для страны условиях.

«Люди получают по ОСАГО больше — и получают быстрее», — уверяет глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Однако, по официальной статистике Банка России, 77% жалоб на страховые компании приходится именно на ОСАГО. Это самый проблемный сектор страхования, которому, по идее, следует уделить должное внимание. Выясняется, что страховщики завышают цену полисов ОСАГО, задерживают выплаты, занижают сумму возмещения, вовсе отказывают в выплатах возмещения ущерба — короче, издеваются над клиентами. То и дело мы слышим об отзывах лицензий у одних страховых компаний, введении временных администраций в других... Речь, как правило, идет о не самых крупных игроках рынка. А что же лидеры, известные компании? Увы, «детскими болезнями» ОСАГО заражены даже те, кто «всегда платит».

Спросите о конкретных примерах? Вот пенсионерка Татьяна А. (все материалы дела имеются в распоряжении редакции) обратилась в СПАО «Ингосстрах» для прямого урегулирования убытков по ДТП.

Там ее направили в аффилированную оценочную компанию. Итог: страховое возмещение составило 10 486 рублей 67 копеек. В выплате возмещения утраты товарной стоимости отказано. Затраты на ремонт (в самом дешевом дилерском центре — машина-то совершенно новая) составили 19 291 рубль 74 копейки. Как ни старалась Татьяна снизить стоимость ремонта, ей не удалось вписаться в страховую выплату, которая, как видим, почти вдвое меньше ценника техцентра. Интересна причина, по которой «Ингосстрах» отказал в выплате возмещения утраты товарной стоимости автомобиля: отсутствие утвержденной Банком России методики расчета...

Аккредитованный Российским союзом страховщиков эксперт Виталий Коняхин разъяснил для «Труда», что такие методики существуют, в том числе методика Минюста России, которая обязательна для страховщиков. Все дело в том, что страховые компании добровольно УТС не возмещают, старясь всеми правдами и неправдами уйти от выплаты. И это несмотря на то, что Верховный суд РФ неоднократно, в том числе в постановлении (опубликовано в «Российской газете» 2 февраля 2015 года), прямо указал, что утрата товарной стоимости автомобиля подлежит безусловному возмещению наряду с возмещением ремонта и запасных частей. Но «Ингосстраху», как видно, Верховный суд не указ.

Три месяца идет переписка нашей читательницы Татьяны А. с «Ингосстрахом». На досудебную претензию менеджеры компании также ответили отказом — неправильно оформлен один из документов. Короче, находят уловки, чтобы не платить. Следует заметить, что «Ингосстрах» в данном случае действовал в рамках прямого возмещения убытков. То есть он работал с компанией виновника «Согласие» и мог взыскать суммы ущерба с нее.

Мы так подробно описываем случай не потому, что он уникален. Напротив, он типичен. В распоряжении редакции имеются документальные подробности еще как минимум двух аналогичных эпизодов этой войны клиентов со страховщиками, услугами которых они имели несчастье воспользоваться. В большинстве случаев сумма компенсации вдвое меньше затрат на ремонт, УТС вообще не выплачивается.

Но почему так происходит? Почему для того, чтобы получить страховую выплату, которая бы покрывала восстановительный ремонт по ОСАГО, граждане должны воевать? Почему нельзя организовать систему страхования так, чтобы люди могли без мучений получить то, что им положено по закону? Почему нельзя сделать так, чтобы граждане добровольно и с удовольствием покупали полисы ОСАГО, будучи уверенными, что это реальная страховка на случай ДТП? Ведь вся эта система существует на наши деньги...

В прошлом году нас уверяли, что все дело в тарифах. Вот их увеличили почти вдвое, а качество только ухудшилось. Разрекламированный европротокол по-прежнему не работает. При этом сборы страховых компаний по ОСАГО, по словам того же Юргенса, выросли за 2015 год существенно — с 150 млрд (в 2014 году) до 220 млрд рублей. А выплаты по ОСАГО составили 120 млрд — это около половины собранных с нас с вами денег. Но им этого мало. Страховщики сейчас борются за то, чтобы им позволили самостоятельно определять стоимость «автогражданки», тогда полисы ОСАГО, которые уже сейчас в столице стоят в среднем 9 тысяч рублей, а во многих областях и республиках и того больше, могут вырасти в цене в разы. Без шансов на улучшение качества.

А депутаты Госдумы предложили «стимулировать» покупку полисов ОСАГО, увеличив штраф за отсутствие страховки до 2,5 тысячи рублей. Эту идею — загнать в ОСАГО рублем — горячо поддержал глава Российского союза автостраховщиков, убежденный рыночник Игорь Юргенс. ГИБДД для ужесточения давления на автовладельцев рассматривает возможность использовать для фиксации нарушителей видеоаппаратуру. Хотя, как заявил замначальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин, здесь есть технические сложности...

А что же делается для соблюдения прав тех автомобилистов, кто исправно покупает полисы ОСАГО? Кто и как защитит их от произвола страховщиков, от поддельных полисов? Может быть, на этот вопрос нам ответит тот же Игорь Юргенс, который одновременно является членом президентского совета по правам человека и курирует автомобильную тематику? Заодно хотелось бы узнать, почему за 10 лет существования ОСАГО так и не удалось наладить мало-мальски удовлетворительную работу этой системы. И сколько еще лет и миллиардов потребуется на ее доработку?

P.S. Благодарим пресс-службу Банка России, которая оперативно прислала свой комментарий. К сожалению, Российский союз страховщиков и СПАО «Ингосстрах» не ответили на вопросы «Труда».

Кстати

Как надо действовать, если вы попали в ДТП и у вас есть настоящий полис ОСАГО

1. Вызвать инспектора ГИБДД и не рассчитывать на европротокол.

2. Пока инспектор едет, составить извещение о ДТП.

3. Известить страховую компанию о факте ДТП.

Дальнейшее касается пострадавшего в ДТП.

4. Провести оценку ущерба от ДТП и оценку утраты товарной стоимости в независимой экспертной компании, аккредитованной РСА.

5. Представить обе экспертные оценки вместе с квитанциями об оплате оценочных действий в свою страховую компанию.

6. В случае отказа возмещения ущерба или УТС писать досудебную претензию и направлять ее в страховую компанию.

7. Если опять откажут — в суд. Шансы на успех близки к 100%.

Только так вам гарантировано полное покрытие ущерба от ДТП по ОСАГО.

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6540
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3498
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Эксперты прогнозируют: грядущее изменение налогового законодательства ударит по малому бизнесу. Чем ему можно помочь?

Евгений Акатов
Труд
Потребителям тоже не поздоровится: повышение налогов тут же скажется на ценах. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Эксперты прогнозируют: грядущее изменение налогового законодательства ударит по малому бизнесу. В частности, резко снижаются лимиты годовой выручки, из-за превышения которых бизнес вынужден платить НДС. Владельцы салонов красоты уже...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Отечественный автопром окончательно прищурится

Александр Киденис
Труд
Тем временем по России уверенно шагает - вернее, едет - продукция китайского автопрома. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Очередное обещание, устремившееся к линии горизонта: глава Минпромторга Антон Алиханов пообещал, что через 10 лет 80% отечественного рынка легковых автомобилей займет продукция российских автозаводов. Но почему-то не стал...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...

Подрядчики федеральной стройки дошли до Москвы с просьбой честного расследования и реального наказания виновных

Николай Круглов
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Возведение музейного и театрально-образовательного комплекса на острове Октябрьский в Калининграде не зря называют президентской стройкой. Масштабное строительство осуществляется по поручению самого главы государства, данному еще в июле 2018...

Резкое повышение тарифов на парковку в Петербурге переходит в судебное разбирательство

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Автомобиль из средства передвижения в одночасье стал роскошью. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С жалобой на неправомерность действий городской администрации обратилась в городское управление ФАС адвокат Ирина Баханович. Ее поддерживают горожане, уставшие от поиска новых способов «честного отъема денег у населения»....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?