09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕНИЙ РОЖДАЕТСЯ НА УРОВНЕ ГЕН

Мамедова Майя
Опубликовано 01:01 05 Июля 2001г.

Свою первую стихотворную строчку Роман Сеф, ныне известный детский поэт, лауреат

Свою первую стихотворную строчку Роман Сеф, ныне известный детский поэт, лауреат Государственной премии России, написал лет в 5.
- Я прибежал со двора и с порога закричал: "Береза ждет мороза!" Бабушка всплеснула руками и удивленно спросила: "Почему же береза ждет мороза?" Это было первое "редакторское" замечание, потому что на дворе было лето, - вспоминает Роман Семенович.
- Поэтическое воображение, как мне представляется, это результат определенной суммы знаний, душевного состояния. Откуда этот дар у детей, мыслящих образами и категориями, которые заставляют удивляться и взрослого человека? Есть ли тайна в природе детского таланта?
- Добавьте к названному ряду и такой немаловажный фактор, как генетический. По этому поводу немало споров среди психологов, но мои наблюдения показывают: способности у ребенка обусловлены генами. Есть то, что я назвал бы природной предопределенностью. У маленького человечка так "улеглись" гены, что одному подарили математический, второму музыкальный, третьему поэтический талант. Интересна гипотеза, что одаренным может быть первый ребенок, и тому есть подтверждение: Мильтон, Леонардо да Винчи, Гейне, Брамс, Антон Рубинштейн. Хотя статистика пытается поколебать эти выводы, приводя не менее блестящие примеры в лице Мечникова, Шуберта, Сары Бернар, Наполеона, Рубенса, которые первенцами в семье не были.
В свое время гениальный психиатр Ганушкин, решив узнать, чем отличается природа поэтического дарования от психического заболевания, провел серию экспериментов, один из которых мне особенно любопытен. Вызвав своего пациента, он спросил у него: "Что общего между Венецией, женщиной и сигарой?" "Общее у них то, что они все опоясаны: сигара - кольцом, Венеция - водой, женщина - обожанием своего возлюбленного". Так было косвенно подтверждено некое сходство между психическим заболеванием и, давайте назовем гегелианскую формулировку, повторенную потом Белинским, непосредственным созерцанием истины. Ребенок воспринимает мир непосредственно - отсюда и его талантливость. Когда-то Сент Бев сказал, а за ним повторили Ломоносов и Пушкин: "Поэзия - это сближение далековатых слов". В этом смысле становятся понятными как эксперименты Ганушкина, так и умение детей благодаря своей непосредственности сближать смело, казалось бы, разносмысловые слова. Отсюда у них поэтический дар. Кто-то волен, удивляясь глубинным поэтическим образам детского мышления, объяснять это "воспоминаниями о будущем", астральными связями человека. Я скептично отношусь к подобного рода заявлениям. Понимаете, ребенок чувствует ярче, переживает глубже, чем взрослый. Но и чужой опыт, который заимствуется им в стихах, подчас дает такой результат.
У Кати Шемякиной в стихотворении "Песня струн", посвященном ее маме, удивляет глубокая философская мысль.
Фонтаны слез...
Осколок эха
Касается одной из струн.
Фонтаны слез...
Струна гитары
Его слегка
Кидает ввысь.
А ноты все
Летят ко мне,
И яркою звездою
Блестит слеза
Фонтана одного.
И в нашем городе
Повеяло весною...
Вот вам конкретный пример того, как детям дано сближать "далековатые слова", описывая состояние, настрой своей души. Стихотворение, написанное семилетним ребенком, как я полагаю, в горестную минуту, тем не менее, оптимистично. Концовка миниатюры, когда ассоциативно вспоминается пушкинская строка "печаль моя светла", просто великолепна. Удивительные поэтические образы рисует десятилетняя Лучия Постикэ: "Моя сестра очень маленькая/ И похожа на цветок,/ Но иногда мне кажется,/ Что она письмо от кого-то".
- Роман Семенович, как вы считаете, можно развить и сохранить поэтическую искру в ребенке? Столько было на слуху поэтов-вундеркиндов, но мало кто из них дошел до "взрослой" поэзии.
-Проблема, о которой вы говорите, на мой взгляд, имеет социальное значение: Россия, рвущаяся в будущее, сегодня как никогда нуждается в талантах, которые "осядут" у себя в стране, предопределят ее интеллектуальный, нравственный потенциал. И не имеет значения, кто этот вундеркинд: будущий ли Менделеев, Пушкин, Павлов, Королев, Эйзенштейн... И коль скоро мы сейчас говорим о литературно одаренных детях, так давайте лелеять, пестовать их талант. Ибо о нравственности общества судят по нравственности его культуры, искусства, литературы. Конечно, трудное это дело - сохранить талант в ребенке, тем более что и "рецептов" тут единых нет. Но, исходя из своей профессиональной, педагогической деятельности в Литературном институте, где веду курс поэзии с молодыми дарованиями, позволю несколько советов.
Как можно больше общайтесь с ребенком. Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому пусть дитя что-то объясняет, рассказывает своему младшему брату, сестренке, друзьям. Нельзя гасить природный интерес к любому виду деятельности. Никогда не говорите малышу, что он бездарный: он может в это поверить. Не стоит подавлять взрывы фантазии, если они, конечно, не вредят окружению.
Расстраиваться по поводу умеренных успехов, особенно в младших классах, тоже не надо. Эйнштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить, а Ньютон вообще слыл в школе тупицей и лентяем и был отправлен домой из-за неспособности к наукам. Впрочем, не расслабляйтесь, если ребенок с задатками вундеркинда. Случается, что, попав в класс с обычными детьми, он затрачивает на учебу мало времени и усилий, одновременно проявляя успехи в школе. В таком случае есть смысл перевести его в другую школу, в более сильный класс, где его потенциал заработает по полной программе, а потому будет развиваться интенсивнее.
Вспоминая свой "переходный" период от детских стихов к взрослым, я благодарно думаю о родных, которые мне дали возможность идти своей собственной дорогой, что тоже очень было важно в сохранении литературного дара. И - читали мне хорошие книги. В одной из своих последних статей в "Литературной газете" Евгений Евтушенко очень точно и справедливо заметил, что дурной вкус - это наша национальная проблема. Поэтому так важно ограждать ребенка от дурновкусия. Во время одной из встреч с молодыми дарованиями я спросил у одной из девочек, пишет ли она стихи "для себя". И получил ответ: "Нет, только на заказ". Вот такая грустная история. Потому желаю Кате Шемякиной, Володе Вивчарю, Лучии Постикэ, с творчеством которых меня познакомила моя любимая газета "Труд", сохранить остроту чувств и ту непосредственность, которая помогает видеть смысл в "далековатых словах"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников