Главная Экономика 00:01 05 Августа 2022 12233
Недовертели, недовинтили

Автомобильная отрасль встала там, где сразу после подписания контракта с инвесторами про локализацию забыли

Александр Киденис
Падение выпуска легковых автомобилей в России составило 96,7%. Фото: пресс-служба Минпромторга, globallookpress.com

Если для одних отраслей западные санкции оборачиваются мелкими неприятностями, то для других — натуральной катастрофой. Сравните сами. Падение промышленного производства в 2022 году составит «всего» 6%, предсказывает глава Минпромторга Денис Мантуров, возведенный в статус вице-премьера. Но при этом падение выпуска легковых автомобилей уже составило 96,7%. Как говорится, почувствуйте разницу.

На днях президент Владимир Путин получил коллективное письмо от автомобилестроителей Ижевского завода, где больше 3 тысяч работников. В письме — мольба о помощи. «Мы находимся в простое уже более пяти месяцев, — пишут заводчане. — Запуститься автозавод не может из-за отсутствия комплектующих для выпуска LADA Vesta. На сегодняшний день российского в лучшем российском автомобиле — всего 40%. Все остальное привозилось из-за границы. Этот автомобиль выпускается с 2015 года, а уровень локализации так и остался, как на момент запуска. Мы считаем, что именно французские владельцы завода совершили фактически диверсию, из-за этого конвейер не функционирует. Дирекция заявляет, что вероятный вариант возобновления производства LADA Vesta — вторая половина 2023 года. К этому моменту будут найдены поставщики, которые заменят иностранных.

Но на днях руководство «АвтоВАЗа», куда входит и «ИжАвто», приняло решение перенести производство LADA Vesta на тольяттинскую площадку. Нам хотят предложить электрическую версию LADA Largus. Они собираются вывезти оборудование, а нам оставить обещание производить электрический Largus, который существует только на бумаге. Для того чтобы этот запуск состоялся, необходимо два-три года напряженной работы. А это значит, что коллектив Ижевского автозавода будет сокращен на 70%. Уважаемый Владимир Владимирович! Не допустите уничтожения автозавода. Поручите руководству максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства LADA Vesta именно в Ижевске, где персонал умеет собирать лучшие российские автомобили!»

Вероятно, аналогичные письма готовы написать рабочие автопроизводств в Нижнем Новгороде и Ульяновске, Тольятти, Елабуге и Набережных Челнах, Петербурге и Владивостоке. А что им остается? Еще совсем недавно в России действовали два десятка автозаводов, выпускавших 1,5 млн легковушек в год, а численность занятых сотрудников в компаниях — производителях автомобилей и комплектующих превышала 350 тысяч человек. Сегодня работают лишь два, включая китайский.

Заводу-неудачнику «ИжАвто» в этом ряду принадлежит особое место. По одной из легенд, решение о его строительстве было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС при обсуждении проекта закупки в Италии автозавода FIAT для производства в СССР массового легкового автомобиля. Курировавший вопросы военно-промышленного комплекса Дмитрий Устинов возразил: имея советскую «оборонку», ничего не стоит создать новый автозавод собственными силами. На что премьер Алексей Косыгин предложил строить два завода: один — с иностранцами, а второй — по советским «лекалам». И в результате появились два завода: в Тольятти с годовой мощностью 660 тысяч авто, а в Ижевске — на 220 тысяч.

Впрочем, рожденному не по любви «ИжАвто» и дальше не везло. По причине отсутствия собственной оригинальной модели здесь собирались «москвичи», от которых отказывался столичный АЗЛК, основные производственные линии (прессовые и сварочные, окрасочные и сборочные) вводились в строй по несколько лет, моторного производства так и не создали, а комплектующими снабжали по остаточному принципу. В результате предприятие ни разу не вышло на запланированную мощность.

Но в постсоветской России этот завод оказался в числе первых, заключивших с иностранными автоконцернами соглашение о промышленной сборке. Предприятие импортировало автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам (с 2006 года — нулевые) в обмен на обязательство по ускоренной локализации производства автомобилей. Бизнес-предложения поступили от «Хендая» («Киа»), «АвтоВАЗа» («Рено»), «Ниссана» и даже от калининградского «Автотора». Но Сбербанк, основной кредитор «ИжАвто», переуступил должника «Ростехнологиям» — будущему совладельцу «АвтоВАЗа», наряду с французским «Рено», а позже ижевцам лишь доверили собирать LADA Vesta.

О результате сказано в письме заводчан президенту: «Уровень локализации так и остался, как на момент запуска». Но только ли французы в этом виноваты? Кто должен был контролировать «ускоренную локализацию»? Кстати, нынешний гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов в те годы был членом правительства, министром транспорта РФ, то есть чиновником, не чужим автомобилестроению. Став во главе крупнейшего в стране автозавода, он заявил, что «первоочередная задача — сохранить коллектив». Но как? Пока помогает область и федеральный центр — организованы временные работы для незанятых сотрудников, предусмотрена организация переобучения и дополнительного профобразования. «Наша задача — удержать профессиональный коллектив, который будет способен профессионально разрабатывать и производить, продавать и обслуживать текущий и новый модельный ряд», — говорит Соколов.

И ищет замены по недостающим комплектующим: это, в частности, ABS (антиблокировочная тормозная система) и подушки безопасности. В случае с ABS наравне с локализацией рассматривается и вопрос закупок у «дружественных» стран. «Гораздо сложнее с автоматическими коробками передач, поскольку на запуск такого завода даже в максимально быстром режиме уходит не менее четырех лет», — оценивает ситуацию глава «АвтоВАЗа».

Как напоминают эксперты, есть пример Китая, который еще в 2017 году поставил на конвейер собственные коробки передач с гидротрансформатором и восемью передачами второго поколения, взяв за образец коробку с модели Range Rover Evoque. Новая коробка оказалась значительно лучше и была изначально рассчитана для установки на автомобили-гибриды. Теперь компания Shengrui обеспечивает своей продукцией четверть потребности китайского автопроизводства и успешно пробивается на внешний рынок.

А в России еще 4 марта первый вице-премьер Андрей Белоусов обозначил три варианта развития отношений с иностранными партнерами: продолжение работы, передача российскому партнеру активов в управление и принудительное банкротство — с переводом всей ликвидности в новое юрлицо и его продажа на торгах, где преимущество будет отдано покупателю с аналогичным видом бизнеса.

Аналогичную систему сохранения иностранных бизнесов в стране в свое время применили иранские автостроители, в частности Iran Khodro. А далее на очередном витке международных санкций они сумели наладить производство французских моделей из полностью отечественных компонентов. И уже потом решали вопросы интеллектуальной собственности на длительных переговорах.

Есть и другие варианты. Один из них уже реализуется в Калининграде, где в аналогичной с «ИжАвто» ситуации оказался крупнейший автосборочный завод «Автотор». Его создавали в 1994-м для сборки автомобилей ведущих западных марок по полному циклу из зарубежных комплектующих (но с последующей частичной локализацией) — BMW, GM и Kia, Hyundai и Genesis, а также премиальных марок Cadillac и Hummer. И сделали лучшим в России. Скорость сборки — 530 автомашин в сутки, больше, чем в Тольятти. О качестве работы говорит тот факт, что компания BMW в 2005-м, оценив результаты сотрудничества с российскими партнерами, приняла решение производить все свои модели на заводе в Калининграде. В 2021 году на заводе был выпущен полуторамиллионный автомобиль.

А в феврале вместе со всей российской автомобильной индустрией завод остался без работы. Однако в Калининграде уже реализовывалась комплексная программа модернизации всего автомобильного кластера, включая запуск в 2023 году семи новых заводов для выпуска электромобилей и автокомпонентов для них. А потому людям, потерявшим работу на автосборке, предложили в ожидании лучшего будущего перейти на создание новых заводов, монтаж оборудования. Недавно основатель компании, бывший зампред правительства СССР Владимир Щербаков в эфире местного ТВ рассказал калининградцам о перспективах и новых возможностях «Автотора». Цитируем.

«В Калининградской области 400 тысяч автомобилей, и с 2030 года они смогут ездить только внутри области, так как на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания будет запрещено въезжать в Европу. Мы полагаем, что значительную часть продукции надо заменить. Быстро — в этом, максимум в следующем году — создать производство электромобилей. Подписан инвестиционный контракт с правительством. В следующем году пилотную партию, не менее 200 электромобилей, произведем, в том числе электродвигатель, металлургию, механическую обработку, сборку, испытания... «Росатом», исходя из наших планов, разместил здесь свой завод по производству батарей. Мощность соответствует нашим планам по объемам выпуска — 50-60 тысяч автомобилей...»

А еще Владимир Щербаков сообщил, что за три месяца простоя заводских конвейеров ни один человек не был уволен. За исключением единиц, кто захотел уйти по собственному желанию. И это правда. Потому что и у завода, и у людей есть перспектива.

P.S. А в Ижевске коллектив автозавода на обращение к президенту страны получил два ответа. Первый — от председателя правительства Удмуртии Ярослава Семенова, сообщившего, что решение по загрузке заводских мощностей «будет принято в августе — сентябре советом директоров «АвтоВАЗа». Второй ответ — от самой дирекции «АвтоВАЗа», которая предложила сотрудникам «ИжАвто» выплату пяти окладов и дополнительную материальную поддержку, а также помощь в трудоустройстве в случае добровольного увольнения...

Это уже, как понимаете, совсем другая песня. Грустная.

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 5090
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

На прошлой неделе «Газпром» опубликовал отчетность за 2023 год, согласно которой впервые за 25 лет компания получила чистый убыток в 629 млрд рублей 

Андрей Раскин
Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Целое поколение россиян выросло под звучащую из каждого утюга рекламу: «Газпром» – национальное достояние». Как сообщает газета «Ведомости», зрители и слушатели, узнав о впечатляющих успехах компании, должны...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Ранее некоторые российские издания отмечали рост цен на хлеб в ряде регионов страны

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Москве практически не выросли с начала года, рост составил 1,27%. Как сообщает РИА Новости, об этом заявили в пресс-службе управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской...

По данным Мосстата, индекс потребительских цен на яйца в Москве в марте 2024 года составил 101,29 рублей

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Цены на яйца в Москве с начала года выросли почти на 8%. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области. «По данным Мосстата, индекс потребительских...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Еврокомиссия планирует в этом году получить таким образом два или три миллиарда евро

Фото: Imago/Christian Spicker, globallookpress.com

Послы стран – членов Европейского союза согласовали процедуру изъятия доходов от российских активов для оказания военной помощи Украине. Об этом сообщает информационное агентство Reuters. В статье говорится, что Европейская комиссия планирует...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?