Главная Окно в Китай 00:02 05 Октября 2018 3314
Дракон улетел от птицы-тройки

Китай стремительно уносится в будущее. А почему застряла в далеком прошлом наша птица-тройка – это вопрос к родному правительству

Василий Щуров, Ханчжоу - Москва
Ханчжоу по масштабам бизнеса и плотности населения вполне можно сравнить с Москвой. Фото: globallookpress.com

Китай сегодня у всех на слуху, но всегда лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать или услышать. Автору этих строк на днях довелось вернуться в Поднебесную через 30 лет после первого свидания. Сразу признаюсь: увиденное повергло в шок. Страну просто не узнал. Золушка стала принцессой, из гнома вырос великан. Как у них это получилось?!

В далекие времена Ханчжоу имел статус столицы империи и даже был удостоен от Марко Поло имени «самого благородного из городов». Теперь тут центр небольшой по китайским меркам провинции Чжэцзян. Но при этом в городе почти 10 млн жителей. Здесь известные на весь мир деловые центры, в одном из которых принимали лидеров G20, штаб-квартиры сотен крупнейших корпораций во главе с Alibaba Group, наступающей на пятки Apple и Microsoft. Есть метро, современный международный аэропорт и железнодорожный вокзал с 58 путями. То есть по масштабам бизнеса и плотности населения город вполне можно сравнить с Москвой.

В это трудно поверить, но в Ханчжоу легко дышится. Смог над городом не висит, и асфальт не плавится даже в 35-градусную жару. Потому что улицы, бульвары и проспекты утопают в зелени. Переводчица Джан Фэй нам с гордостью сообщила, что в Ханчжоу на каждого жителя приходится по девять деревьев. Хотя местным коммунальщикам не позавидуешь: с океана то и дело налетают тайфуны, они рвут провода линий электропередачи и сносят крыши. Наверное, было бы проще и легче расставить бетонные кадушки с фальшивыми сакурами, как на Новом Арбате. Но такого уличного «огородничества» здесь не понимают — предпочитают трудности героически преодолевать. Вот и от ураганов нашли защиту. По всему городу стволы деревьев обвязаны джутовыми канатами и укреплены расставленными по кругу треногами. Издали напоминают инвалидов на костылях, зато дешево, надежно — и, повторю, есть чем дышать!

Помню время, когда улицы китайских городов в часы пик превращались в сплошной велодром: утром поток катил на работу, вечером — домой. Жаль, тогда Сергей Собянин не был московским мэром, а то бы приехал, порадовался и перенял опыт. Теперь уже не получится: за 30 лет китайцы с велосипедов дружно пересели на автомобили, мотоциклы и скутеры. Причем в личном транспортном парке все больше машин на электрическом ходу.

В прошлом году Китай снова был впереди планеты всей по продажам электромобилей — 650 тысяч штук, рост — на 59%. Плюс граждане приобрели свыше 300 тысяч так называемых низкоскоростных электромобилей, или мопедов, — они по местным законам не считаются автомобилями, но очень популярны у населения. Вся эта электротехника абсолютно бесшумна, с непривычки приходится быть настороже, чтобы на перекрестке не угодить под колеса бабули, лихо рассекающей на мопеде. Видимо, как раз в целях безопасности в китайских городах не для автобусов и такси, а для двухколесного транспорта выделена своя полоса движения.

А вот местный автомобильный парк внешне отличается от московского только синими номерам. Состоятельные горожане предпочитают «мерседесы», «ягуары» и «лексусы», средний класс довольствуется «фольксвагенами», «хондами» и «тойотами». Все исключительно местного производства. В Китае открыли свои сборочные заводы крупнейшие мировые автоконцерны, поскольку местный рынок — самый быстрорастущий и перспективный. Хотя удержаться на нем не так просто. Власти корректируют экономическую политику, руководствуясь общенациональными интересами. До недавних пор налоговые преференции получали производители малолитражек. Автомобильный бум заставил ужесточить экологическую политику. С этого года введен дополнительный сбор на все без исключения автомобили с двигателями внутреннего сгорания, зато существенные льготы получили покупатели электромобилей.

По этому поводу глава агентства по туризму города Нинбо господин Цзили привычно пошутил — мол, китайцам иначе нельзя, нас слишком много. Но скоро пришлось убедиться, что экотребования касаются абсолютно всех. Наш туристический автобус остановили на въезде в национальный парк и предложили дальше либо идти пешком, либо пересесть в местный транспорт на электрическом ходу. Попытки организаторов полюбовно договориться были пресечены на корню. Пришлось подчиниться.

Провинцию Чжэцзян мы проехали из конца в конец. Большую часть занимают горы, поэтому в долинах и на равнине повсюду поля. Какой там борщевик! Страна стала крупнейшей индустриальной державой, но в ней по-прежнему засеян каждый клочок плодородной земли. На южных склонах — плантации знаменитого чая «лунцзин», вода из горных рек отводится на рисовые чеки, на орошение пшеничных, кукурузных и хлопковых полей.

Местные фермеры берут по два-три урожая в год и, судя по всему, не бедствуют. Тридцать лет назад в сельхозкооперативе под Пекином нам демонстрировали образцовое жилище ударника труда — небольшой блочный дом с водопроводом, но без газа и отопления. Теперь придорожные селения сплошь застроены коттеджами и таунхаусами, как подмосковные поселки для среднего класса. И это не потемкинские деревни, потому как они повсюду. Такой теперь в китайской провинции жизненный стандарт.

Что касается дорог, то и тут нам остается только развести руками. В 1988-м под Шанхаем торжественно открывали первую в стране скоростную автомагистраль длиной 18,5 км. В прошлом году Китай вышел на второе место в мире по протяженности сети автодорог: 4770 тысяч км, из них 136 тысяч — скоростные. Получается, наши восточные соседи в среднем за год успевали проложить по семь автотрасс, подобных новой платной дороге от Москвы до Питера. А она, напомню, ударно строится уже восьмой год...

Опять же разница в том, что китайцы ради сохранения плодородной земли отодвигают дороги к предгорьям, где надо возводить мосты и путепроводы, пробивать тоннели. При этом им прокладка километра автодороги в среднем обходится в 2,2 млн долларов. На днях как раз наш Минтранс оценил стоимость проекта новой трассы Москва — Казань в 540-550 млрд рублей, то есть около 11 млн долларов за 1 км по сегодняшнему курсу. Но ведь между столицами России и Татарстана гор вроде бы не наблюдается. А если сравнивать с такими проектами, как питерский Западный скоростной диаметр или столичное Третье транспортное кольцо, то разница в цене вообще астрономическая — в десятки раз!

Как автомобилист со стажем могу засвидетельствовать: по качеству китайские магистральные автодороги не хуже, чем уже сданные участки на трассе М-11. Правда, разрешенная скорость поменьше — 120 км/ч. Зато не надо останавливаться перед шлагбаумами и доставать кошелек, чтобы рассчитаться за проезд. На контрольных участках камера автоматически считывает номера и присылает счет, который можно оплатить прямо со смартфона.

Ну а рекорд скорости мы установили в китайском пассажирском поезде. Световое табло свидетельствовало, что состав разгонялся до 310-315 км/ч. Скорость почти не ощущалась: колеса не стучали по рельсам, вагон не качался и даже не вздрагивал. Проводники нам спокойно разрешили складывать сумки и чемоданы на багажные полки прямо над креслами.

Вот примерно так же стремительно китайский дракон уносится в будущее на машине времени, сооруженной собственными руками. Ну а где и почему застряла на буранном полустанке наша птица-тройка — этот вопрос надо адресовать родному правительству. Которое привычно отшутится: мы, мол, не Китай, мы не щуримся, а смотрим в будущее широко открытыми глазами. Вот только что они там видят, наши министры?

На космической станции «Тяньгун» сменился экипаж

Фото: Синьхуа

Три члена экипажа пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-21» («Волшебная ладья-21») зашли на китайскую космическую станцию «Тяньгун» («Небесный дворец»). Об этом сообщает информационное агентство...

Укрепление научно-технологических инноваций в ходе 15-й пятилетки открывает новые возможности для китайско-российского сотрудничества

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Как отметил посол, в период реализации 14-й пятилетней программы Китай совершил исторический скачок в научно-технической сфере

Современный мир переживает невиданные за столетие перемены и научно-технические инновации. Являясь главной движущей силой развития, они кардинально преобразуют глобальную конкурентную структуру и тенденции прогресса. Председатель...

В экспедицию отправилось научно-исследовательское судно «Сянъянхун-10»

Фото: Синьхуа

В Китае стартовала глобальная морская экспедиция, ознаменовавшая начало десятилетней научной программы. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». 31 октября из порта Шэкоу в Шэньчжэне (провинция Гуандун на юге Китая)...

Как отметили в ВМС Южной зоне боевого командования китайской армии, эти действия «находятся под нашим жестким контролем»

Фото: Yin Zheng/Синьхуа, globallookpress.com

«Совместное патрулирование» в Южно-Китайском море, организованное Филиппинами с участием стран, не относящихся к этому региону, серьёзно подорвало там мир и стабильность. Об этом, как сообщает информационное агентство «Синьхуа»,...

Он будет обеспечивать транспортировку экипажей между Землей и китайской космической станцией «Тяньгун» 

Фото: Синьхуа

В следующем году Китай запустит пилотируемый космический корабль нового поколения. Он получил название «Мэнчжоу-1», что в переводе на русский означает «Корабль мечты – 1». Об этом в субботу, 1 ноября сообщает информагентство...

Речь идёт о межзвёздном объекте 3I/ATLAS, который, как считают некоторые учёные, обладает аномальными свойствами

Фото: Синьхуа

Орбитальный аппарат китайской миссии по исследованию Марса «Тяньвэнь-1» успешно провёл наблюдения межзвёздного объекта 3I/ATLAS. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на пресс-службу Китайского...

В Уишане прошла 17-я ярмарка чайной индустрии

Фото: imago stock&people, globallookpress.com

В китайском городе Уишане (провинция Фуцзянь на востоке страны) прошла пятидневная 17-я ярмарка чайной индустрии двух берегов Тайваньского пролива. На ней впервые работал чайный павильон из России. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа»,...

Корабль получил свой боевой флаг

Фото: Li Gang/Синьхуа, globallookpress.com

Председатель КНР, руководитель Центрального военного совета Си Цзиньпин принял участие в церемонии принятия на вооружение китайского авианосца «Фуцзянь» и вручении ему флага. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Церемония...

Она предназначена для занятия спортом людям с ограниченными возможностями

Фото: Синьхуа

Китайская компания Huawei в ноябре запустит в своих интеллектуальных носимых устройствах функцию модели инвалидной коляски для занятия спортом. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Как рассказал президент отдела...

Компанию Beijing Aero Engine Services Ltd. основали китайская Air China и британская Rolls-Royce

Фото: Chu Hongyu/Синьхуа, globallookpress.com

В столице Китая Пекине начала работать компания Beijing Aero Engine Services Ltd. (BAESL) - совместное предприятие (СП) китайского авиаперевозчика Air China и британской компании Rolls-Royce. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». BAESL...

Как туристы из России меняют Китай

Хуа Ди, ИА «Синьхуа»
7 октября 2025 года. Туристы посещают Наньшаньскую зону культурного туризма в г. Санья (провинция Хайнань, Южный Китай). Фото: Синьхуа

«Покупаешь авиабилеты и смело отправляешься в путь! Путешествие в Китай начинается с безвиза», - рассказал корреспонденту Синьхуа россиянин Евгений Гончаров, который недавно побывал на 138-й Китайской ярмарке импортных и экспортных...

Ракета CZ-3B с новым аппаратом стартовала с космодрома Сичан в провинции Сычуань 

Фото: Синьхуа

Китай успешно запустил на околоземную орбиту экспериментальный спутник связи Shiyan-21. Об этом в пятницу, 21 ноября сообщает агентство «Синьхуа». Ракета CZ-3B с космическим аппаратом стартовала с космодрома Сичан...

Он состоит из 62 вагонов вместо стандартных для поездов Китай – Россия 55 вагонов

Фото: Yin Dongxun/Синьхуа, globallookpress.com

Из китайского города Хух-Хото (автономный район Внутренняя Монголия на севере КНР) в российский город Электроугли Московской области отправился первый удлинённый грузовой поезд в рамках международных железнодорожных грузоперевозок Китай –...

Наиболее востребованными у китайских туристов российскими направлениями стали Москва, Санкт-Петербург и Мурманск 

Фото: Синьхуа

Количество поисковых запросов на авиабилеты в Россию на китайских туристических платформах резко возросло на фоне введения Россией безвизового режима для граждан КНР. Об этом в пятницу, 5 декабря со ссылкой на данные туристических платформ сообщает...

В Китае создана крупнейшая в мире система контроля и профилактики заболеваний, а также крупнейшая в мире система медицинского обслуживания. Об этом сообщил глава Государственного комитета по делам здравоохранения Лэй Хайчао. 

Фото: Синьхуа

По состоянию на конец 2024 года китайская сфера здравоохранения насчитывала 1,09 млн учреждений с 15,78 млн медицинских работников, включая врачей, медсестер и другой медперсонал. Как сообщает «Синьхуа», система здравоохранения...

Благодаря ему 34,13 миллиона жителей страны получат доступ к дополнительным водным ресурсам 

Фото: Синьхуа

Китай приступил к реализации крупного проекта по отводу вод из реки Дадухэ в ирригационную систему Дуцзянъянь, через которую дополнительная вода поступает в город Чэнду – административный центр провинции Сычуань. Об этом в пятницу, 7 ноября...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?